www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Среда, 24 апреля 2024, 17:42

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел истории общественной мысли и исламоведения / Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Шагавиев Дамир Адгамович  •  Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна  •  Адыгамов Рамиль Камилович  •  Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич  •  Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович  •  Мухамадеев Алмаз Раисович  •  Гайнанова Миляуша Рамилевна  •  Публикации сотрудников на сайте

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович
    старший научный сотрудник
     

    ФИО Хайрутдинов Айдар Гарифутдинович

     

    Образование высшее, филологический факультет КГУ, аспирантура Института истории АН РТ

     

    Место работы отдел истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ

     

    Должность научный сотрудник

     

    Уч. степень  кандидат философских наук
    Тема диссертации «Социально-философские аспекты татарского мусульманского религиозного реформаторства (На материалах творческого наследия Мусы Джаруллаха Бигиева)», сентябрь 2004, Казанский гос. университет.

     

    Уч. звание

     

    Сфера научных интересов: ислам, история, философия, теология, наследие Мусы Джаруллаха Бигиева (1873-1949)

    Автор сценария художественно-документального фильма «И раскололся месяц…» (см. http://www.youtube.com/watch?v=F0ZbFd8UfdQ), посвященного жизни и деятельности М.Бигиева. В 2008 году этот фильм занял призовое место на международном фестивале мусульманского кино «Золотой минбар».

     

    Список опубликованных книг и статей с краткой аннотацией

     

    1. Хәйретдин А. Гарәпчә уку. Гамәли кулланма (Арабское чтение. Практическое пособие) / А.Хәйретдин. – Казан: Иман, 1993. – 34 б.

    Сборник арабских текстов для самостоятельного перевода студентами 1-2 курсов, изучающих арабский язык в качестве иностранного языка.

     

    2. Хәйретдин А. Гарәпчә матур языгыз (Пишите по-арабски красиво). Резюме-отзыв доктора Мухаммада аль-Амари (Йемен) / А.Хәйретдин. – Казан: Иман, 1994. – 78 б. (на татарском языке).

    Учебник по арабской каллиграфической прописи «насх». Состоит из вступительного слова и трех разделов: 1) основные правила арабской каллиграфии и особенности почерка «насх»; 2) копии работ древних и современных каллиграфов, исполненные почерком «насх», а также образцы графики «насх», применяемые в современной арабской полиграфии; 3) упражнения для развития навыков письма почерком «насх».

     

    3. Хайрутдинов А. Муса Бигиев об абсолютности Божьей милости / А.Хайрутдинов. – Казань: Иман, 1998. – 40 с.

    Работа написана на основе произведений М.Бигиева “Рахмат Илахийа бурханлары” (Доказательства Божественного милосердия) (1910 г.) и “Инсанларнын гакиыда илахийаларына бер назар” (взгляд на верование людей в божество) (1910 г.), в которых он излагает учение о всеохватном характере Божьего милосердия. М.Бигиев проводил мысль, что божественное милосердие объемлет всех людей вне зависимости от их религионых убеждений, национальности и отношения к религии так, что когда-нибудь все люди без исключения будут допущены Аллахом в рай.

     

    4. Хәйретдин А. Исламият һәм хатын-кыз (Ислам и женщина) / А.Хәйретдин // Сөенбикә. – 1998. – №7. – С.12-13, – №8. – С. 34-35. (на татарском языке).

    Статья знакомит с идеями М.Бигиева относительно женского вопроса в мусульманской культуре и о трансформации социального положения женщины в свете реалий Новейшего времени.

     

    5. Хәйретдин А. Муса Бигиев һәм Корьән кәрим тәрҗемәсе (М.Бигиев и перевод Корана) / А.Хәйретдин // Иман. 1998. – 21 май. (на татарском языке).

    Статья знакомит с полемикой вокруг попытки М.Бигиева опубликовать в 1912 г. Коран, переведенный им на татарский язык. Татарские муллы предприняли все меры для того, чтобы данное издание не увидело свет.

     

    6. Хәйретдин А. Шөһрәтле дин галименең кыскача язмышы вә мәсләге / А.Хәйретдин // Ислам нуры. – 1998. – №21. (на татарском языке).

    Статья знакомит с биографией и основными направлениями творческой деятельности М.Бигиева.

     

    7. Хәйретдин А. Аналар – милләтнең яртысы (Матери – половина нации) / А.Хәйретдин // Мөслимә. – 1998. – №1. (на татарском языке).

    Статья знакомит с гендерными представлениями М.Бигиева.

     

    8. Хәйретдин А. Тәнкыйть кенә түгел. Муса Бигиев: Исламиятне инсаннарга тәблигъ юллары / А.Хәйретдин // Иман нуры. —1998. – Январь. (на татарском языке).

    Статья о предложениях М.Бигиева по совершенствованию мусульманской миссионерской деятельности и его критика официальных религизных институтов.

     

    9. Хәйретдин А. Мәдәният дөньясы тәрәккый итмеш икән Исламият дөньясы ни өчен иңде? / А.Хәйретдин // Иман нуры. – 1998 . – Март. (на татарском языке).

    В статье анализируются представления М.Бигиева о причинах культурного расцвета Запада и упадка мусульманского мира.

     

    10. Бигиев М. Илаһи мәрхәмәтнең дәлилләре / Төзүче, төп текстның транскрипциясе, хәзерге татар теленә тәрҗемә һәм искәрмәләр А.Г.Хәйретдинов / М.Бигиев. – Казан: Казан университеты нәшрияты, 1999. – 196 б. (на татарском языке).

    Перевод работы М.Бигиева «Рахмат Илахийа борханлары» (Доказательства Божественного милосердия) на современный татарский язык.

     

    11. Хайрутдинов А.Г. Последний татарский богослов. Жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. / А.Г.Хайрутдинов. – Казань: Иман, 1999. – 138 с.

    В монографии представлен жизненный путь М.Бигиева, и дается описание основных направлений его многогранного творческого наследия.

     

    12. Хайрутдинов А.Г. Муса Бигиев об абсолютности Божьей милости / Хайрутдинов А.Г. // Мир Ислама. – 1999. – №1. – С.171-186.

    Статья посвящена произведеням М.Бигиева “Рахмат Илахийа бурханлары” (Доказательства Божественного милосердия) (1910 г.) и “Инсанларнын гакиыда илахийаларына бер назар” (взгляд на верование людей в божество) (1910 г.), в которых он излагает учение о всеохватном характере Божьего милосердия.

     

    13. Хайрутдинов А.Г. Колониализм и развитие мусульманских реформаторских течений на рубеже XIX-XX вв. / А.Г.Хайрутдинов // Ислам в истории и культуре татарского народа. – Казань, 2000. – С.135-147.

    В статье проводится мысль о том, что мусульманские реформаторские течения возникли в качестве реакции (ответа) на колониальное вторжение в жизнь традиционных сообществ (вызов).

     

    14. Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса Джаруллаха Бигиева. Сборник документов и материалов. Ч.I. / А.Г.Хайрутдинов. – Казань: Иман, 2000. – 71 с.

    В сборнике приводится ряд материалов из архивно-следственного дела (ЦА ФСБ РФ), начатого в отношении М.Бигиева, который был задержан ОГПУ в ноябре 1923 г.:

    1)  Пояснительная записка М.Бигиева к книге «Ислам миллетлерине» (Мусульманским народам);

    2) Обращение М.Бигиева к Великому Национальному Собранию Турции;

    3) Копия протокола допроса М.Бигиева от 16-17 ноября 1923 г.;

    4) Вступительное слово М.Бигиева к его книге «Ислам миллетлерине» (Мусульманским народам) в переводе на русский язык.

     

    15. Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса Джаруллаха Бигиева. Сборник документов и материалов. Ч.II. / А.Г.Хайрутдинов. – Казань: Иман, 2000. – 90 с.

     

    1. Сборник продолжает знакомить со следующими главами книги М.Бигиева «Ислам миллетлерине»:

    1) Предисловие к изданию 1923 года.

    2) Общие положения.

    3) Установления, касающиеся важных современных потребностей.

    4) Положения о правотворческих правах народов и регистрации шариата.

    5) Проблема взаимного общения мусульман всего мира.

    6) Статьи о единстве мусульман.

    7) Проблема Исламского Халифата.

    8) О правах и обязанностях женщин.

     

    2. Статья М.Бигиева «Таассуф этмиштим, артык анладым» (Я, было, опечалился, но сейчас понял) из книги М.Гермеза «Musa Carullah Bigief» (Ankara, 1994) в переводе с турецкого языка, в которой М.Бигиев выражает свои настроения в отношении общественно-политических процессов, имевших место в Турции начала 20-х гг. ХХ века;

     

    3. Статья М.Бигиева «Маданийат доньясы тараккый итмеш икэн Исламият доньясы ни очен иңде?” (Почему Запад прогрессировал, а мир ислама пришел в упадок?) из книги М.Бигиева «Халык назарына берничэ мэсьэлэ» (Несколько вопросов вниманию народа) (Казань, 1912 г.)

     

    4. Статья М.Бигиева «Шариат исламийайа бэнем назарым» (Мой взгляд на исламский шариат») (газета «Иль», 1913 г.) (перев. со старотатарского яз.).

     

    5. Архивные материалы: показания М.Бигиева, данные им в ходе допросов в ВООГПУ 16 ноября 1923 г.

     

    16. Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса Джаруллаха Бигиева. Сборник документов и материалов. Ч.III. / А.Г.Хайрутдинов. – Казань: Иман, 2000. – 52 с.

    В третьем выпуске сборника приводятся:

    1. Главы из книги М.Бигиева «Рахмат Илахийа борханлары» (Доказательства Божественного милосердия);

    2. Богословский анализ М.Бигиевым проблемы о сотворении женщины (из книги «Озын коннэрдэ Рузэ» (Пост в длинные дни) (Казань, 1912);

    3. Выписки из материалов архивно-следственного дела с показаниями М.Бигиева: от 14 ноября 1923 г.; от 18-19 ноября 1923 г.; от 11 декабря 1923 г.;

    4. Показания об Абдрашиде Ибрагимове. На страницах сборника приводится также уменьшенная копия-автограф страницы из показаний М.Бигиева от 16 декабря 1923 г.

     

    17. Бигиев М.Җ. Гарәп әдәбияты һәм ислам фәннәре / Тышлык, төзелеше, кереш мәкалә, тәрҗемә һәм искәрмәләр: Хәйретдинов А.Г. / М.Бигиев. – Казан: Иман, 2000. – 127 б. (перев. со старотатарского яз., обложка, составление, вступительная статья и примечания).

    Перевод на современный татарский язык работы М.Бигиева «Әдәбийат гарәбийә илә голум исламийа» (Арабская литература и исламские науки).

     

    18. Хәйретдинов А.Г. Муса Бигиев – исламчылык идеологы / А.Хәйретдинов // Муса Бигиев: Мирас һәм хәзерге заман. Халыкара фәнни конференция материаллары. – Казан, 2000. – С. 54-63.

    Доклад «Муса Бигиев – идеолог исламизма», прочитанный на международной конференции «Муса Бигиев: Наследие и современность» (Казань, 1999 г.).

     

    19. Бигиев М.Җ. “әл-Муәфәкать” мөкаддимәсе / Татарчага тәрҗемә, кереш сүз: А.Хәйретдин / М.Бигиев. – Казан: Иман, 2001. – 21 б.

    Перевод со старотатарского языка вступительного слова, написанного М.Бигиевым к переведенной им книге Абу Исхака Ибрагима ибн Муса аль—Шатиби (ум. 790 г.) «аль-Муафакаат фи аль-Усууль» (Казань, 1909 г.). В этой статье М.Бигиев говорит о плачевном состоянии главных дисциплин мусульманского богословия, о причинах такого положения и дальнейших перспективах исламской учености.

     

    20. Хәйретдинов А. Муса Җаруллаһ Бигиев һәм фикъһы мәзһәбләре / А.Хәйретдинов // Сборник материалов итоговых научных конференций молодых ученых и аспирантов Института истории им.Ш.Марджани АН РТ за 2001-2002 г. – Казань: Изд-во института истории АНТ, 2002. – С.270-279.

    Статья об отношении М.Бигиева к делению ислама на мазхабы (школы богословия и права).

     

    21. Хәйретдин А. Саташу / А.Хәйретдин // Идел. – 2002. – № 6. – С.64-67. (на татарском яз.).

    Статья об отношении ислама к оккультизму и пагубности подобного увлечения.

     

    22. Хайрутдинов А.Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. Сборник документов и материалов. Вып.IV. / А.Г.Хайрутдинов. – Казань: Издательство Института истории АНТ, 2003. – 72 с.

    В четвертом выпуске сборника опубликованы:

    1. Заключительные главы книги М.Бигиева «Рахмат Илахийа борханлары» (Доказательства Божественного милосердия).

    Во второй части сборника приводятся архивные материалы:

    1. Копия протокола допроса М.Бигиева от 15 ноября 1923 г.;

    2.  Копии показаний М.Бигиева о политических и духовных лидерах турецких и индийских мусульман, с которыми он был знаком лично: Джемаль-паша, Али Фуад, Риза-Нури, Вали Мухаммед-Хан, Мирза Мухаммед-Хан, Гулям-Неби, Мевлеви Мансур, Мевлеви Убайдулла-Сахиб, посол Мухтар-Бей.

    3. Показания М.Бигиева об организации Конгресса по вопросу Халифата.

    4. Выписка из показаний от 14 ноября 1923 г., в которой М.Бигиев дает определение своей идейной позиции.

     

    23. Хәйретдин А.Г. Муса Җаруллаһ Бигиев хакында гыйльми хәбәрләрем. Фәнни докладлар җыентыгы / А.Г.Хәйретдин. – Казан: Алма-Лит, 2003. – 90 б. (на татарском языке).

     

    Сборник научных сообщений и докладов о творческом наследии и воззрениях М.Бигиева:

    1. Муса Бигиев һәм фикъһы мәзһәбләре (Муса Бигиев и мазхабы);

    2. Муса Бигиев белән Риза Фәхретдиннең милләткә хезмәт итүдә уртак эшләре (Совместное служение М.Бигиева и Р.Фахреддина татарской нации);

    3. Мөселман мәдрәсәләре һәм Муса Бигиев (М.Бигиев о мусульманском образовании и его учебная программа для медресе);

    4. Муса Бигиев һәм хатын-кыз мәсьәләсе (М.Бигиев и женский вопрос):

    -  Мәсьәлә турында (Постановка проблемы)

    -  Ир кеше буларак Муса Бигиев (М.Бигиев как мужчина)

    -  Бу мәсьәләне чишү өчен куйган хезмәте (Усилия М.Бигиева по решению данной проблемы)

    -  Хатын-кызларның хокук һәм вазыйфалары (Права и обязанности женщин)

    -  Кабырга мәсьәләсе (Критика предрассудков о сотворении Евы из ребра Адама).

    5. Муса Бигиев исламчылык идеологы (Муса Бигиев – идеолог исламизма):

    -  Татар дини фикере тарихыннан (Из истории татарской религиозной мысли)

    -  Муса Бигиев исламчылык идеологы (Муса Бигиев – идеолог исламизма).

    6. Муса Бигиев һәм Корьән тәрҗемәсе (М.Бигиев и перевод Корана).

    7. Муса Бигиевның мәсләге турында (Идейная позиция М.Бигиева).

    8. «Ислам философлары» исемле китап Муса Бигиев әсәреме? (Является ли М.Бигиев автором книги «Философы ислама»?).

     

    24. Бигиев М. Полуночное солнце. Пер. с татаро-осман. Хайрутдинов А.Г. / М.Бигиев // Идель. – 2003. – №4. – С.34-41.

    Фрагмент из книги М.Бигиева «Озын коннэрдэ Рузэ» (Пост в длинные дни) (1912 г.), написанный в жанре путевых заметок. Автор описывает свою поездку по Финляндии, совершенную с целью наблюдения незаходящего солнца в дни летнего солнцестояния.

     

    25. Хәйретдинов А.Г. Риза Фәхретдин һәм Муса Бигиев / А.Г.Хәйретдинов // Ризаэддин Фәхреддин: Мирасы һәм хәзерге заман. Мәкаләләр җыентыгы. – Казан: Изд-во Ин-та истории АН РТ, 2003. – С. 279-289.

    Статья о творческих взаимоотношениях М.Бигиева и Р.Фахреддина.

     

    26. Хәйретдин А. Аллаһ әкбар! Беренче сүз гыйлем турында. Ислам дәвере силсиләсе / А.Хәйретдин. – Казан, 2003. – 24 б. (на татарском яз.).

    В книге «Аллаһ әкбар!» (Аллах превыше всего!) затрагиваются проблемы понимания религиозности и духовной жизни. Трансперсональный опыт постижения сути религии. Начало духовной трансформации. Суть обрядов, критика формализма и догматизма.

    Темы:

    -  Знание превосходит поклонение.

    -  Толкование азана.

    -  Притча о листике.

    -  Предание о знаниях и Знании.

    -  Невозможно скрыться от самого себя.

     

    27. Хәйретдин А. Иң мөһим сорау. «Аллаһ әкбар!» китабының дәвамы. Ислам дәвере силсиләсе 2 / А.Хәйретдин. – Казан, 2003. – 24 б. (на татарском яз.).

    Книга «Иң мөһим сорау» (Самый важный вопрос), как и предыдущая из серии «Эра Ислама» представляет собой размышления автора о сути религии, поклонения Богу, взаимоотношений Бога и человека. Рассматриваются следующие темы:

    -  Что представляет собой поклонение?;

    -  Средство спасения;

    -  Младенец – совершенный мусульманин;

    -  «Лжец» – значит «одержимый бесами»;

    -  Пробуждение в духе;

    -  Самый важный вопрос;

    -  Как уродуется духовность детей;

    -  Время внешних чудес прошло;

    -  Будь честен!;

    -  Вновь о пророке Ибрагиме.

     

    28.  Хәйретдин А. Уяну яки Җирдә дин бармы? Ислам дәвере силсиләсе 3 / А.Хәйретдин. – Казан, 2003. – 24 б. (на татарском яз.).

    Книга «Уяну яки Җирдә дин бармы?» (Пробуждение или Есть ли на земле Ислам?) завершает серию из трех книг. Автор проводит идею о том, что в настоящее время на земле не существует подлинного ислама. Существующий ислам является ложной структурой, обслуживающей интересы клира. Официальный религиозные институты не ведают об истинном предназначении обрядов, не способны раскрыть суть наставлений Аллаха и пророка Мухаммада. В руках священничества ислам превращен из могучего средства духовной трансформации и обретения человеком рая и единения с Богом в средство личного обогащения и обслуживания сиюминутных политических интересов различных сил.

    Темы:

    - Пример пророков.

    Кто мы?

    Притча о поезде.

    Семеро живых.

    Притча.

    Религиозная притча.

    Есть ли на земле ислам?

     

    29. Хайрутдинов А. Пророчество Иисуса о мусульманах. Главы из книги «Тайна Иисуса». Серия: «Возвращение Ислама» / А.Хайрутдинов. – Казань, 2003. – 28 с.

    Исследование специалиста филолога, востоковеда, имеющего опыт экспертно-криминалистической работы в области текстологии, представляет собой опыт неординарного анализа текста Священного Писания, приводящего к достойным внимания прозрениям о Благой вести, провозглашенной Великим Посланником Всевышнего Иисусом Назоретянином. Призывая к непредвзятому чтению и самостоятельному осмыслению священных текстов, автор предлагает вниманию читателей ряд важных выводов, к которым мог бы прийти любой здравомыслящий человек. Книга адресована всем, кто интересуется вопросами религии, духовности и, стремясь к постижению смысла своей жизни, не перекладывает ответственность за этот бесценный дар на плечи окружающих, в том числе и священнослужителей.

     

    30. Хәйретдин А. Җәннәт теле / А.Хәйретдин. – Казан: Иман, 2003. – 65 б. (на татарском яз.).

    Книга «Җәннәт теле» (Язык рая) посвящена раскрытию эзотерических тайн арабского языка, психолингвистическому анализу ряда феноменов богословской терминологии, толкованию смысла отдельных арабских букв и слов и ряду других вопросов. Работа состоит из двух глав:

    I. Язык рая

    -  Почему удивился мой дедушка

    -  Арабский язык – священный язык

    -  Арабский язык в потустороннем мире

    -  Арабский язык сегодня

    -  Что в мозгу нашем?

    -  Арабский язык удивляет

    -  Каждый язык – сокровище

    -  Арабский язык – самый богатый язык

    -  Природе неведомо расточительство

    -  Еще один «камень в огород» официального языкознания

    -  Чего ждет наш мозг?

    -  История об Адаме

    -  Некоторые выводы

     

    II. Тайны арабских слов

    -  Толкование букв, составляющих слово «Аллах»

    -  Камышовое перо-калам и буква «Алеф»

    -  Буква «Алеф» в слове «Аллах»

    -  Толкование двух букв «Лям» в слове «Аллах»

    -  Что скрыто в слове «Иман»?

    -  «Будь!» «И оно – есть!»

    -  Толкование выражения «Господин миров»

    -  Почему Карл Маркс не смог выучить арабский язык

    -  Чудеса числа «19»

    -  Древнее предание об особенностях и благодати выражения «Басмала».

     

    31. Хәйретдин А. Реинкарнация бармы? / А.Хәйретдин // Идел. – 2003. – № 1. – С.26-28.

    В статье исследуется отношения исламского учения к проблеме реинкарнации.

     

    32. Хәйретдинов А. Шәригать җәүһәрләре / А.Хәйретдин // Идел. – 2003. – № 5. – С.38-44.

    В статье «Жемчужины шариата» проводится мысль о том, что установления шариата имеют не этно-культурный, а всечеловеческий характер. Человеческая природа приспособлена к жизни в соответствии с требованиями божьего закона, а потому со временем они будут приняты всем человечеством добровольно и сознательно.

     

    33. Хайрутдинов А. Сквозь пелену иллюзий / А.Хайрутдинов // Идель. – 2004. – № 6. – С.31-33; – №7. – С.52-55; – №8. – С.48-52.

    Журнальный вариант книги «Разрушая иллюзии», изданной А.Г. Хайрутдиновым в Казани в 2003 г. на правах рукописи без указания автора и выходных данных. В статье делается первый шаг к радикальному переосмыслению исламской догматики, новое видение скрытого смысла аятов об аде и рае, реинкарнации, понятиях «мусульманин» и «верующий» и др. Дается новая трактовка смысла ряда хадисов Мухаммада. В книге автор впервые отражает собственный трансперсональный опыт постижения Истины, понимаемый им как реализация обещания Аллаха «расширять грудь для ислама своим возлюбленным слугам».

    Рассматриваемые темы:

    -    Мы забыли, что находимся в раю, и создали себе ад.

    -    Разговаривает ли Всевышний с человеком?

    -    Эго человека создает иллюзию о его религиозности.

    -    «Мусульмане» – совсем не мусульмане!

    -    Все, в т.ч. и «мусульмане» проходят через ад.

    -    Возвращение доктрины о реинкарнации.

    -    Так называемые «живые» – мертвы.

    -    Грядет время всеобщего воскресения!

     

    34. Хайрутдинов А. Суфийский путь Карлоса Кастанеды / А.Хайрутдинов // Идель. – 2005. – № 1. – С. 57-59.

    Возвращение скрывавшихся на протяжении тысячелетий традиций духовной алхимии является знамением Конца времен, обещанным Аллахом. Человечеству дается еще один шанс ответить призыву Бога. Суфизм и толтекское учение - нагвализм – разные названия одной и той же науки трансформации человека «в нечто неведомое ему доселе», как и обещано в Коране.

     

    35. Хайрутдинов А. Пророк Мухаммад и битва за нефть / А.Хайрутдинов // Идель. – 2005. – № 5. – С.42-44.

    Толкование хадиса Мухаммада о «Горе золота посреди реки Евфрат, которая появится перед Концом света».

     

    36. Гермез М. Муса Джаруллах Бигиев. Перевел с турецкого Айдар Хайрутдинов / М.Гермез. – Казань: Издательство «Иман», 2004. – 193 С.

     

    37. Бигиев М.Дж. Избранные труды. В двух томах. – Т. I.: / М.Дж.Бигиев. Составление и подготовка тома к изданию, перевод с османского, введение и примечания Айдара Хайрутдинова // Антология татарской богословской мысли. – Казань: Татарское кн. изд-во, 2005. – 336 С.

    В первый том избранных произведений М.Бигиева вошли вступительное слово переводчика (77 с.) и следующие работы татарского мыслителя:

    1) Доказательства божественного милосердия.

    2) Взгляд на верование людей в божество.

    3) Пост в длинные дни.

     

    38. Хайрутдинов А.Г. Мусульманские предания об Иисусе Христе / А.Г.Хайрутдинов. – Казань: Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ, 2005. – 148 С.

    Книга знакомит со средневековыми представлениями мусульманских ученых об Иисусе Христе. Прилагается раздел комментариев, в котором объясняются некоторые моменты оригинального источника, а также приводятся неожиданные и весьма перспективные с идеологической точки зрения высказывания Мухаммада, способные серьезно пошатнуть существующие мировоззренческие устои мусульманского сообщества. Книга состоит из вступительного слова и двух разделов: Перевод глав средневекового мусульманского литературного произведения «Кийсас аль-Анбийа» (Сказания о пророках), повествующих об Иисусе Христе и Комментариев переводчика к данному произведению:

     

    Вступительное слово

    I. Истории о пророках

    О Захарии, его сыне Иоанне, Марии и Иисусе.

    Родословие Захарии.

    Раздел о Непорочной Марьям (Деве Марии).

    Повествование о рождении Иоанна, сына Захарии.

    О качествах и облике Иоанна.

    О пророческой миссии Иоанна, о его аскетизме, праведности и усердии в служении Господу миров.

    Повествование о мученической смерти Иоанна.

    О мученической смерти Захарии.

    О Рождестве Иисуса Христа.

    Рождество Иисуса.

    О возвращении Марии с Иисусом к своему племени.

    Мария с Иисусом отправляются в Египет.

    Повествование об облике и качествах Иисуса.

    Глава о чудесах, совершенных Иисусом от детских лет его до начала исполнения возложенной не него миссии.

    Мария и Иисус возвращаются домой после смерти Ирода.

    Глава об апостолах.

    Повествование о чудесах, сотворенных Иисусом.

    О вознесении Иисуса на небо и его возвращении на землю через семь дней.

    О кончине Марии, дочери 'Амрана.

    О Втором Пришествии Христа в конце времен.

    О том, как Иисус послал трех апостолов проповедовать в Антакию.

     

    II. Комментарии

    1. Иудейские племена в период Второго Храма.

    2. Тайна числа 19».

    3. Праведный Захария.

    4. 'Амран (Амрам) и его семейство.

    5. Кто кормил Марию в Храме?

    6. Гемма мудрости величественной в слове Иоанна.

    7. Усомнился ли Захария?

    8. Две природы Иисуса.

    9. О грехе идолопоклонства.

    10. Был ли Иисус в Египте?

    11. Крещение или омовение?

    12. Самый спорный вопрос.

    13. С чем пришел Иисус?

    1. Кто всечеловеческий посланец?

    2. Можно ли доверять Мухаммаду?

    3. Посланник к израильтянам.

    4. Завет Иисуса.

    5. Благая весть.

    6. Согласен ли Иисус быть Богом?

    7. Учитель, но не Господь.

    8. Делающие беззаконие.

    9. Восхваляемый Пророк.

    10. Утешитель – жертва домыслов.

    11. Пророчество Иисуса о единобожниках.

    12. Заключение?

    14. Ожидая пришествия Иисуса.

    15. Что я думаю о Конце света в 2005 году.

     

    39. Хәйретдин Айдар. Саташу (Бред). - Идел, №6, 2002. - С.64-67.

    Статья посвящена критике оккультизма.

     

    40. Хәйретдин Айдар. Реинкарнация бармы? (Существует ли реинкарнация?). - Идел, №1, 2003.- С.26-28. 

    В статье рассматривается отношение исламского учения к доктрине реинкарнации.

     

    41. Хәйретдинов Айдар. - Шәригать жәухәрләре (Сокровища шариата). - Идел, №5, 2003. -  С.38-44.

    Материал о культурном влиянии исламского мира на развитие европейской цивилизации.

     

    42. Бигиев Муса. Пост в длинные дни. Перевод Хайрутдинова А. - Минарет, №3, 2004. - С.46-53.

    Лунный год, как известно, короче солнечного, поэтому ежегодно он смещается относительно последнего на 11-12 дней. В результате настолько же смещаются и мусульманские праздники, священные дни. Пройдет немного времени и месяц поста будет начинаться летом в разгар жары и в период длинных дней. Обречены ли северные мусульмане на невыносимые муки в то время, как Аллах желает им облегчения? Выдающийся  богослов М.Бигиев (1875-1949), подробно исследовав Коран и Сунну, дал ясный ответ на этот вопрос в книге "Озын конлэрдэ рузэ" (Пост в длинные дни). Полный текст книги в переводе на русский язык издан в 2005 г. См.: Бигиев Муса. Избранные труды. В двух томах. Т.1. Пер. с осман. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2005. 336 с. Составление и подготовка тома к изданию, перевод с османского, введение, примечания Айдара Хайрутдинова.

     

    43. Хайрутдинов Айдар. О скрытых смыслах Корана. - Идель, №12, 2005. - С. 36-37.

    В статье вниманию читателя предлагается неожиданный и драматический поворот в понимании смысла коранического послания. Где же на самом деле находится Коран, и что он из себя представляет? "Подлинный Коран - это сама жизнь, это движенье небесных сфер, музыка звезд, сиянье солнца, сменадня и ночи, круговорот воды и времен года, это новая жизнь, зарождающаяся из слияния ничтожных клеток, это журчанье родника и таинственная тишина ночи. Коран - это симфония бытия, а автор ее - сам Творец, скрытый за своими творениями. Опасно считать себя выше остальных только потому, что у тебя есть Книга, а у других ее нет. Так уже было в истории, когда форма черепа считалась эталоном совершенства…".

     

    44. Хайрутдинов А.Г. Муса Джаруллах Бигиев. - Казань: Издательство "Фән" Академии наук РТ, 2005. - 180 с.

    В монографии рассмотрены социально-философские воззрения выдающегося татарского мусульманского мыслителя-реформатора и общественного деятеля первой половины ХХ в. Мусы Джаруллаха Бигиева. Помимо биографического очерка и основных этапах творчества и общественной деятельности философа, автор останавливается на истории возникновения религиозно-реформаторских течений мысли в мусульманском мире вообще и в татарском исламе, в частности. В книге впервые приводятся результаты исследования социально-философских воззрений М.Бигиева, которые нашли свое наиболее яркое выражение в провозглашенном им гуманистическом учении о всеохватности божественного милосердия (рассматриваемого автором монографии в качестве основы для новой мировоззренческой парадигмы общества); о социообразующем потенциале исламского вероучения; о предложенной мыслителем реформе мусульманской правовой системы как фундамента общественного устройства; идеи философа о месте и роли женщины в человеческом обществе. Издание предназначено для широкого круга читателей.

     

    45. Хайрутдинов Айдар. О скрытых смыслах Корана // Идель, №1, 2006. – С. 40-42.

    В предыдущей статье я говорил о смысле коранического выражения «та Книга» (заалика л-Китаабу) (Корова: 2), и коснулся понятия «аль-муттакиин». Оно представляет особенный интерес в свете того, что Аллах называет Коран «наставлением» (hуда) для  тех, кого он назвал словом «аль-муттакиин» и ни для кого другого. Кто же такие «аль-муттакиин» и почему именно о них, а не о ком-либо другом говорится в первых предложениях Корана?

     

    46. Хайрутдинов А.Г. Специфика религиозного образования: нетрадиционный взгляд /Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Сборник материалов одноименной научно-практической конференции. Казань, 13 октября 2004 г. – Казань: множительный центр Института истории им.Ш.Марджани, 2005. – 156с. / А.Г.Хайрутдинов. – С.125-131.

     

    47. Хайрутдинов Айдар. Тайна числа 19 // Идель, №1, 2003. – С.52-53.

     

    48. Хайрутдинов Айдар. Тайна Иисуса (Две природы Иисуса) // Идель, № 6, 2003. – С.56-57.

     

    49. Хайрутдинов А.Г. Не просто бабочка // Идель, №2, 2006. – С.43-45.

    На страницах «Идели» я уже привлекал внимание читателя к некоторым аятам Корана. В частности, речь шла о том, как Аллах говорит с человеком. Напомню эти аяты: «Не дано смертному, чтобы говорил с ним Аллах, кроме как посредством откровения или из-за завесы, или посылая посланца и открывая по соизволению  Своему, что угодно Ему» (42: 51). Арабское слово «башар» в этом случае неправомерно переведено словом «смертный». В других переводах Корана применяется слово «человек», что также не совсем верно. Я задался вопросом: почему понятие «человек» в Коране передается разными словами, такими, как, например: «башар» и «инсан»? Очевидно, что это сделано неспроста –  в этих словах отражены особенности внутреннего, духовного содержания человека. Однако переводчики не осознают разницы, переводя эти, столь непохожие друг на друга арабские слова одинаково, разве только применяют синонимы, как это было сделано выше. <… >

     

    50. Хайрутдинов А.Г. О скрытых смыслах Корана // Идель, №3, 2006. – С.34-36.

    …в данном аяте говорится о том, что только те, кто, живя в бренном мире, пребывают в состоянии полной осознанности-шахаада и благоговения-салаат, способны уверовать в то, что было ниспослано Мухаммаду, а также в то, что было ниспослано до него другим посланникам и пророкам. Жизнь для них – чудо, божественное откровение – одно из ее чудес, поэтому аль-муттакъиин не испытывают сомнений в том, что касается пророков и посланников и исполняемых ими миссий. И, наконец, только такие люди могут не то, чтобы верить, но и знать доподлинным знанием, без сомнений и колебаний о существовании того, что называется "загробной жизнью" или "другой жизнью" (аль-аакхират). Они знают, ибо вспомнили свой опыт этого.

     

    51. Хайрутдинов А.Г. Введение в историю арабского языка. – Казань: Множительный центр Института истории им.Ш.Марджани, 2006. – 92 с.

    Пособие предназначено для студентов и лиц, изучающих арабский язык как специальность или второй язык. Книга знакомит с понятием человеческой речи и мышления, с основными гипотезами об их возникновении и развитии. Представлены накопленные отчественной арабистикой материалы по истории арабского языка, предлагается авторский вариант ее периодизации. В пособие  включены образцы арабской письменной речи разных эпох. Анализ явлений арабского языка и языковой политики в Халифате позволяет дать неординарное объяснение причин арабской военной и культурно-идеологической экспансии, которые, по мнению автора, восходят к особенностям психики арабов постмухаммеданской эпохи.

     

    Содержание

     

    Вступительное слово

    I. Вводный раздел: Язык и его возникновение.

    1. О понятии «язык».

    2. Наука о возникновении языков.

    II. Основной раздел: История арабского языка.

    1. Степень разработанности дисциплины.

    2. Предмет, задачи истории арабского языка и ее основные проблемы.

    3. Что такое арабский язык?

    4. Периодизация истории арабского языка.

    5. Арабский язык в доисторический период.

    6. Арабский язык в эпоху Джахилийи.

    7. Арабский язык в эпоху раннего ислама (VII-XII вв.).

    8. Период упадка арабского литературного языка  (XIII - сер. XIХ вв.).

     9. Арабский литературный  язык в Новое время  (сер. XIX - сер. XX вв.).

    10. Современный арабский язык  (со второй половины ХХ в.).

    Приложение: Образцы арабской письменной речи.

    Список использованной литературы.

     

    52. Хайрутдинов А.Г. История арабского языка: начальный курс (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учеб. пособие. - Казань: Магариф, 2007. - 175 с.

    53. Бигиев М. Избранные труды: в 2 т. / Муса Бигиев; Сост и пер. с осман. А.Хайрутдинова. Т.2: Обращение к Великому Турецкому национальному Собранию, Введение к трактату «Аль-Муафакат», Воззвание к мусульманским нациям, Женщина в свете священных аятов благородного Корана. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. – 256 с.

     

    54. Хайрутдинов А.Г. Исламское учение о всеохватности божественного милосердия и его значение на современном этапе развития человеческого сообщества / Религия в современной системе международных отношений: Либерализм и традиционное самосознание. Материалы международной научно-практической конференции. С.-Петербург, 24 ноября 2006 г. / А.Г.Хайрутдинов. – СПб., 2007. – С.147-161.
     

    55. Хайрутдинов А.Г. Коран и менталитет арабов // Татьянин день. Сб. статей и материалов IV-й республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А.Геллер. 23-25 января 2007 года. Вып.4. – Казань: «Школа», 2007. – С. 217-227.
     

    56. Хайрутдинов А. Неизвестный ислам. Часть I: Секс в свете хадисов. – Казань, 2007. – 74 с.
     

    57. Хайрутдинов А. Неизвестный ислам. Часть II: Коран, который мы не знаем. – Казань, 2007. –  125 с.
     

    58. Хайрутдинов А. Коран: осмысление продолжается. – Казань, 2009. – 92 с.
     

    59. Хайрутдинов А.Г. История арабского языка: учебное пособие / А.Г.Хайрутдинов. – М.: Восточная книга, 2009. – 176 с.
     

    60. Хайрутдинов А.Г. Муса Бигиев: ислам как условие прогресса / История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе. Учебное пособие. – Казань: Издательство ДУМ РТ, 2009. – С.327-344.
     

    61. Хайрутдинов А.Г. Арабская литература и исламские науки // Современный ислам. – 2009 (1430). – № 2-3, февраль. – С.68-73.
     

    62. Хайрутдинов А.Г. Тасаввуф // Современный ислам. – 2010 (1431). - №1-2 (4-5). – С.24-28.
     

    63. Хайрутдинов А. Исламское обновление как условие прогресса: Социально-философское исследование наследия Мусы Джаруллаха Бигиева. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KG. Saarbrücken, GERMANY. 2011. – 228 c.
     

    64. Хәйретдинов А.Г. Муса Җаруллаһ мирасында хатын-кыз мәсьәләсе // Фәнни Татарстан. – 2011. – С.153-164.
     

    65. Коран. Перевод образов с арабского языка с подстрочником и транслитерацией; [под ред. А.Р.Бахтиярова]. Изд. в 2 т. Т.1. – М.: Вече, 2013. – 1060 с. Редакционный совет: А.Р.Бахтияров (руководитель), А.Г.Хайрутдинов, Г.Х.Хуснеева.
     

    66. Хәйретдинов А. Вәлиулла хәзрәт – ислам диненә каршы барган астыртын сугышның корбаныдыр / Вәлиулла хәзрәт Якупов турыдна истәлекләр (1963-2012). – Казан, Үзәкләшкән дини оешма Мөселманнарының Диния Нәзарәте. – 13-16 б.
     

    67. Хайрутдинов А. Неизвестный ислам. Часть I. Секс в свете хадисов. Toronto, CANADA: Altaspera Publishing & Literary Agency, 2014. – 78 с. (ISBN 9781312436503).
     

    68. Бигиев М.Д. Избранные труды / Муса Джаруллах Бигиев; [сост. и пер. с османского яз., введ.,сн. и коммент. А.Хайрутдинова]. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. – 398 с.
     

    69. Хайрутдинов А.Г. О доктрине реинкарнации в Исламе // Современный мир ислама. – 2014. - №1 (10). – С.50-53.
     

    Знание языков: татарский, русский, арабский, турецкий, английский

     

    Телефон: (843) 292-82-99 (раб.)

     

    Е-mail: khaidar67@mail.ruhistory@tataroved.ru

     

    Дополнительные сведения

     

    Дата заполнения 8.10.2007 г.


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ