www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Пятница, 29 марта 2024, 14:18

Наука


Вы находитесь: / Наука / Научные проекты / Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей...
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Научные проекты  •  О диссертационном совете при Институте истории АН РТ
Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей...  •  Междисциплинарные исследования по теме «Первобытный человек и природная среда в Волго-Камье»  •  Проект «Идель–Алтай: истоки мировых цивилизаций»
Исследования 2011 г.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей...
    В 2010 г. временным творческим коллективом под руководством старшего научного сотрудника отдела этнологии Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Г.И.Макаровой начато проведение исследований по теме: «Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей (на примере Республики Татарстан)» (при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-03-00037а). Проект рассчитан на два года.
     

    Исследования по теме «Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей (на примере Республики Татарстан)»

     

    Исследования 2011 г.

     

    В 2010 г. временным творческим коллективом под руководством старшего научного сотрудника отдела этнологии Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Г.И.Макаровой начато проведение исследований по теме: «Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностей (на примере Республики Татарстан)» (при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-03-00037а). Проект рассчитан на два года.

     

     

    Состав исследовательской группы:

    Г.И.Макарова, к.филос.н., ст. научн. сотрудник отдела этнологии Института истории АН РТ (руководитель проекта)

    З.А.Исхакова, к.филол.н., ст. научн. сотрудник отдела общей лингвистики Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

    А.В.Махиянова, к.соц.н., доцент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета

    Д.Н.Сулейманова, к.и.н., ассистент Казанского (Приволжского) федерального университета

    Е.А.Ходжаева, к.соц.н., доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического университета

     

    Исследование направлено на изучение этнокультурных, региональной и общероссийской идентичностей населения Республики Татарстан, их соотношения и развития в 2000-е годы, специфики осуществления здесь и степени успешности интеграции полиэтнического, поликультурного социума. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

     

    - отразить множественность вариантов идентичностей тех, кто относит себя к русским, татарам, прояснить смыслы, вкладываемые людьми в эти идентичности, степень глубины и многообразие форм их проявления, распространенность сдвоенных (и даже строенных) «гибридных» идентичностей; высветить повседневные интерпретации этнических, региональной и общероссийской идентичностей населением Республики Татарстан;

     

    - выделить собственно культурную (в узком смысле этого слова) составляющую названных идентичностей, выявить наличие/отсутствие взаимообусловленности установок на потребление в сфере культуры (традиционной, профессиональной художественной, популярной) с актуализацией этнических, региональной и общероссийской идентичностей; проанализировать процессы межэтнического и межкультурного взаимодействия в регионе в современных условиях, определить тенденции увеличения/уменьшения этнокультурной дистанции в последнее десятилетие;

     

    - выяснить мотивы и факторы формирования в Татарстане этнических, региональной и общероссийской идентичностей, место среди них этнокультурной политики, определить степень их актуализации у представителей различных групп населения РТ;

     

    - обозначить специфику названных процессов в республике в сопоставлении с данными других исследований российской идентичности (прежде всего, выполненных под руководством Л.М.Дробижевой и В.А.Тишкова);

     

    - выявить среди каких групп (социальных, возрастных, культурных и т.д.) населения РТ находят отклик предлагаемые в последние годы федеральными и республиканскими властными агентами и институтами версии или «проекты» единой общероссийской и региональной идентичностей, а какие группы остаются индифферентными к подобным идеологическим усилиям либо негативно оценивают их и почему; выявить те идеи, социокультурные символы, которые на сегодня не задействованы ни одним из реализуемых проектов российского единства, однако обладают интеграционным потенциалом и способны охватить широкие слои населения, наметить конкретные механизмы и технологии их утверждения в обществе.

     

    В 2010 г. в рамках проекта проведены следующие работы:

     

    1) Вторичный анализ данных массовых социологических опросов, проводившихся в РТ: «Современные этносоциальные процессы в ТССР» (1989-1990 гг., рук. Л.М.Дробижева, Д.М.Исхаков, Р.Н.Мусина), «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации (1994 г., «НИК», рук. Л.М.Дробижева), «Культуры народов Татарстана» (2001 г., РГНФ, № 00-03-00002, рук. Г.И.Макарова), а также качественных полуформализованных интервью «Этнические и религиозные идентичности у татар и русских» (2008 г., «Айрекс», рук. С.Каплан).

     

    2) Анкета 2001 г., легшая в основу трендового социологического опроса 2001 и 2010 гг., доработана согласно новым задачам Проекта. В нее включен дополнительный блок вопросов, касающихся общероссийской идентичности и основ ее формирования, а также идентичности региональной.

     

    3) Проведено пилотажное исследование; в анкету внесены соответствующие изменения и уточнения. Осуществлен перевод анкеты на татарский язык и ее тиражирование.

     

    4) Уточнена выборка исследования (по сравнению с 2001 г.).

     

    5) Проведено массовое социологическое анкетирование в городах и районах РТ (1003 чел.), кодировка открытых вопросов и обработка «других» ответов полузакрытых вопросов.

     

    6) Создан макет ввода данных, произведен их ввод; с помощью программы SPSS осуществлены одномерные и многомерные распределения данных.

     

    7) Подготовлены тезисы Г.Макаровой на Всероссийскую социологическую конференцию «Этнос, нация, общество: российская реальность и перспективы» (Москва, 1-3 ноября 2010 г.). В докладе «Динамика российской, региональной и этнических идентичностей в Татарстане» (Секция 2. Социальные и культурные основы интеграции Российской нации. Реализация государственной политики в сфере межэтнических отношений) раскрыта специфика становления, соотношения и развития названных идентичностей в РТ в 1990-2000-е гг. (Доклад сопровождался видеопрезентацией).

     

    8) Подготовлены тезисы Г.Макаровой «Традиционная культура в этноидентификационных процессах и практиках татар и русских Татарстана» (секция 1. Культурное наследие и современные идентичности Симпозиума 5) и тезисы Е.Ходжаевой «Праздничная кухня в Татарстане по данным массовых опросов 2000-х г.» (секция 5. Праздничная культура в разнообразии научных источников, методов и подходов Симпозиума 4) на IX Конгресс этнографов и антропологов России, который состоится в г.Петрозаводске, 4-8 июля 2011 г. В тезисах обобщаются результаты трендового социологического исследования, касающиеся повседневных практик соблюдения населением РТ народных и религиозных обрядов, приготовления тех или иных блюд в праздничные и выходные дни, с точки зрения отражения в них этнических и этнорелигиозных идентичностей.

     

    9) Предварительные результаты исследования этнических, региональной и российской идентичностей РТ в контексте этнокультурных политик РФ и РТ обсуждены на лекциях Г.Макаровой для слушателей Европейского университета (Санкт-Петербург), проходивших в г. Казани в 17-19 мая 2010 г., а также на лекциях по социологии культуры для студентов Казанской государственной консерватории (факультет музыковедения).

     

    10) На основе обобщения результатов трендового социологического исследования 2001 и 2010 гг., а также привлечения отдельных данных массовых этносоциологических опросов, проводившихся в РТ в 1989 г. и в 1994 г., написана книга Г.И.Макаровой «Идентичности татар и русских Татарстана в контексте этнокультурной политики РФ и РТ». Монография прочитана Р.Н.Мусиной, Г.Ф.Габдрахмановой, Л.В.Сагитовой, Д.М.Исхаковым, Р.К.Уразмановой. Обсуждение работы состоялось на заседании отдела этнологии Института истории АН РТ 19 октября 2010 г.

     

    11) Подготовлен доклад «Этнические и гражданские идентичности и их актуализация в политиках РФ и РТ: контекст переписных компаний 2002 и 2010 гг.»  для участия в Круглом столе по проблемам переписи (9 ноября 2010 г., ИНИОН РАН).

     

    Краткая аннотация результатов первого этапа исследования

     

    Проведенное в рамках реализации проекта в 2010 г. повторное (трендовое) массовое социологическое анкетирование» (первое осуществлялось в 2001 г. при поддержке РГНФ, № 00-03-00002 а), охватившее 1003 чел., а также вторичный анализ результатов ряда других этносоциологических опросов («Современные этносоциальные процессы в ТССР», 1989-1990 гг., рук. Л.М.Дробижева, Д.М.Исхаков, Р.Н.Мусина; «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации, 1994 г., «НИК», рук. Л.М.Дробижева), позволили сделать следующие выводы:

     

    1) В 1990-е гг. актуализируемая и поддерживаемая региональными властями идентичность титульной этнической группы является востребованной у значительной части ее представителей (особенно у сельчан и выходцев из села) и продолжает расти. Однако некоторая доля татар «выпадает» из поля действия региональной этнокультурной политики, относясь к ней безразлично либо выражая несогласное мнение. В первое же десятилетие 2000-х гг. показатели субъективной значимости этнической идентичности у татар остаются на том же уровне, но их социально-политическая активность снижается, смягчаются изоляционистские тенденции 1990-х гг., проявлявшиеся среди ощутимой части татар в их отношении к межэтническим бракам.

     

    2) Русские РТ в 1990-е гг. в большинстве своем остаются этнически индифферентными (хотя и для них характерно возрождение интереса к своим традициям). Вместе с тем, ощутимая доля русских региона с пониманием относится в этот период к этнокультурному «возрождению» татар. В 2000-е гг. происходит существенная актуализация этнической идентичности русских республики, сказывающаяся на их отношении к некоторым сторонам культурной жизни. Причем в большинстве случаев она проявляется не в виде негативистских установок к другим этносам и их культурам, а скорее в росте позитивного восприятия себя и своей культуры.

     

    3) В 1990-2000-е гг. наблюдается рост значимости в регионе языка в роли этноидентификационной и этноразличительной характеристики. Значимым кодом этнической идентичности выступают и традиционные обряды, обычаи, праздники, хотя степень их важности в таком качестве для татар (среди которых значительна доля сельчан и горожан первого и второго поколения) несколько выше, нежели для русских. Притом, под влиянием деятельности православных и мусульманских организаций, «пропаганды» де-факто религиозных ценностей политическими деятелями, СМИ, востребованными у населения оказываются, прежде всего, религиозные традиции и обряды, что не свидетельствует, однако, о глубокой религиозности большинства татар и русских региона.

     

    4) При высокой степени интенсивности этнической идентичности татар и русских РТ, их ценности, установки на воспитание детей остаются схожими, с тенденцией их дальнейшего сближения. В регионе продолжаются процессы межкультурного взаимодействия, а процессы глобализации ведут к свободному соседству в практиках традиционных для этнических групп обрядов, праздников, блюд с образцами и фреймами других (западных и восточных) культур. Происходит же все это в контексте общероссийской действительности и культуры.

     

    5) В 2000-е гг. мы наблюдаем в Татарстане существенный рост значимости российской идентичности. Между тем он осуществляется здесь не за счет региональной, а наряду и в сочетании с ней (что может быть объяснено активным социально-экономическим развитием республики, а также ее этноориентированной культурной политикой, важной, в первую очередь, для татар). Так процент тех, кто ощущает себя «и татарстанцами, и россиянами в равной мере» возрос среди титульного этноса (по сравнению с 2001 г.) с 35% до 62%; доля же «чисто татарстанцев» снизилась  среди них почти в два раза (с 53% до 29%). У русских число указывающих одновременно и на российскую, и на республиканскую идентичности также увеличилось (на 12%, в основном за счет «татарстанцев») и составило теперь около 60% респондентов. Количество «только россиян» осталось и у тех, и у других на прежнем уровне -36% русских и 7% татар. Среди же объединяющих с Россией факторов более половины респондентов назвали историю; около двух пятых - достижения россиян в спорте, более трети - в области культуры, науки, искусства (в последнем случае доля русских на третью часть превысила процент татар).

     

    В РАЗДЕЛЕ

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ