www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 10 октября 2024, 16:33 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья / С.Х.Алишев. Всё по истории татарского народа |
|
С.Х.Алишев. Всё по истории татарского народа
Алишев С.Х. Всё по истории татарского народа. – Казань: Раннур, 2010. – 608 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть первая. Болгаро-казанские и золотоордынские отношения в XIII-XVI вв.
Введение Глава I. Болгарские эмираты Письменные источники о Камско-Волжском Болгарстане Археологические данные по региону Среднего Поволжья Государственные и общественные отношения в Болгарстане Глава II. Родоплеменной строй в Монголии, Дешт-и Кипчаке и Золотой Орде в XIII-XV вв. Монголы в Монголии в первой половине XIII в. Монголы в Дешт-и Кипчаке Золотая Орда Болгарстан в XIV в. Глава III. Казанское государство – наследник Болгарстана Государственное развитие Казанского эмирата Общественные отношения в XV-XVI вв. Народы Казанского ханства в XV – первой половине XVI вв. Заключение
Часть вторая. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв.
Введение Глава I. Протекторат Московского Великого княжества над Казанским ханством Борьба Москвы за установление протектората над Казанью Период зависимости Казани от Москвы Глава II. Конфронтация между Москвой и Казанью Москва и крымская династия в Казани Сафа-Гирей и Шах Али Идеологи завоевания Казани Глава III. Завоевание Казанского ханства Подготовка к взятию Казани Самостоятельность Казани и последний поход против нее Оборона и взятие Казани Заключение
Часть третья. Тернистый путь борьбы за свободу (Социальная и национально-освободительная борьба татарского народа. II половина XVI - VIII вв.)
Введение Глава I. Борьба за социальное и национальное освобождение в XVI-XVII вв. Народная война против завоевателей во второй половине XVI в. Причины народных выступлений Борьба народов Среднего Поволжья против феодального гнета в XVII в. Глава II. Восстания в XVIII в. Борьба продолжается Батырша — идеолог восстания 1755 года Терсинская волость в огне Заключение Приложения
Часть четвертая. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании
Введение Глава I. Предпосылки участия татар в восстании Территория и население Социально-экономическое развитие Национально-колониальное угнетение Нарастание социальной борьбы Глава II. Восстание татарских крестьян осенью Программные документы крестьянской войны и татарский народ Татары в начале восстания Начало и ход войны на территории Татарстана Борьба крестьян Татарстана против карательной экспедиции правительственных войск Глава III. Татары в крестьянской войне весной Татарстан накануне прихода главных сил Пугачева Поход Пугачева на Казань Казань накануне штурма армией Пугачева Взятие Казани Пугачевым Борьба крестьян Татарстана после боев за Казань Подавление крестьянского восстания Заключение Приложения
Часть пятая. Правовое положение татар в России. XIX век
Глава I. Первая половина XIX в. Глава II. Вторая половина XIX в. Глава III. Крестьянские движения в XIX в. Хроника социальной и национально-освободительной борьбы в Среднем Поволжье
Основные выводы исторических исследований Алишева С.Х.
ВВЕДЕНИЕ
Монография изучает проблему взаимоотношений Болгарского, Казанского и Золотоордынского государств и их народов в XIII–XVI вв. Исследование вызвано необходимостью решения вопросов образования тюркских народностей Евразии от Среднего Поволжья, Кавказа, Крыма до Казахстана и Средней Азии. Многие вопросы этнических процессов у тюркских народов Среднего Поволжья были изучены и решены татарскими историками второй половины XIX в. – Ш.Марджани, X.Фаизхановым, К.Насыри, начала XX в. – Р.Фахретдиновым, Г.Ахмеровым, 3.Валиди и другими. Однако историческая наука не стоит на месте, она то, идя вперед, обогащается, то, вбирая в себя различные искажения и заблуждения, отступает. В Республике Татарстан такое отступление произошло в 90-х годах прошлого столетия. Этот процесс продолжается и в наши дни. Дело заключалось в том, что некоторые татары начали возвращаться к этнониму «болгар», которым именовался народ в Болгарском и Казанском государствах (XI-XVI вв.). Это движение вызвало резко отрицательное отношение отдельных людей, что выразилось в публикации антиболгарских статей в периодической печати. В результате первых назвали «булгаристами» («болгаристами»), вторых – «татаристами». Если первые говорили, что мы, современные татары, являемся потомками болгар, то вторые выдвинули тезис о том, что наш народ пришел в регион Волго-Урала с китайских границ вместе с Чингизо-Батыевым монгольским войском, и поэтому мы – «ногайско-татарский народ». По-моему, такое противостояние совершенно не идет на пользу нашему народу. Оба этнонима – «болгар» и «татар» исторически оправданы. Болгарами нас называли наши деды и прадеды. Татарами называли тюрков еще раньше, в древние времена. Это название распространилось тогда во всем мире – Европе, Азии и Африке, превратившись в макроэтноним. Разъяснение конфликтующим историю этнонимов и историю этносов помогло бы устранению конфронтации. Но углубленного исследования, достаточного и настойчивого толкования этих вопросов не было. Единственная книга по этой теме академика Республики Татарстан Абрара Гибадулловича Каримуллина «Татары: этнос и этноним» (Казань, 1988. 124 с.) достаточной поддержки не нашла. Наоборот, она подверглась нападкам отдельных «татаристов». А в действительности эта книга была научно выверенной и вносила ясность по крайней мере в один вопрос, а именно в вопрос отношения этнонима к этносу. В представляемой вниманию заинтересованных читателей монографии изучены не только эти вопросы, но и многие другие. Глава первая исследует тему и выясняет вопрос о том, кто такие болгары и что представляло собой Болгарское государство. Из каких эмиратов (княжеств) оно состояло? Здесь также рассматриваются письменные источники по истории болгар и об их государствах-эмиратах, городах, археологические данные об их оборонительных укреплениях, других раскопочных находках, культурном наследии в целом. Важным является и то, что выявляются новые положения о государственном и общественном развитии болгарского (волжско-болгарского) народа. Каково было государственное развитие у болгар, каким было управление и его характер? Существовала ли феодально-крепостническая собственность или государственно-общинная собственность, в первую очередь, на землю? Ведь отношения людей к земле определяли всю общественную жизнь. Ограничивалась ли деятельность людей земледелием, или они трудились и в других отраслях хозяйства – ремесле, торговле и др.? Охватила ли религия ислам, его каноны все слои населения и имел ли он выход на международную арену? Вторая глава названа «Родоплеменной строй в Монголии, Дешт-и Кипчаке и Золотой Орде в XIII-XV вв.» и изучает: 1) этническую структуру населения огромной территории, начиная с маньчжурско-китайских границ до Волги, Оки и Днепра; 2) возникновение и образование государственных объединений на этой территории, в первую очередь Монгольского и Золотоордынского государств. Надо обращать серьезное внимание на образ жизни кочевых племен, их материальные условия и духовную культуру. Необходимо также изучение распространения этнонимов «татарин» и «монгол », их отношение к этносам. Как распространялся этноним «татары» и почему он был запрещен Чингиз ханом? Образовался ли какой-либо новый этнос в Золотой Орде и куда делись кочевые племена в период распада Золотой Орды? На все эти вопросы в монографии даются ответы. Третья глава изучает тему о взаимоотношениях Болгарского, Казанского и Золотоордынского государств в плане их преемственности. Вследствие широкого изучения темы, автор решил озаглавить этот раздел монографии «Казанское государство – наследник Болгарстана». В главе исследуются принципиальные вопросы, такие, как государственное развитие болгаро-казанского народа в XIV-XVI вв., общественные отношения в Казанском ханстве и Золотой Орде в XV – первой половине XVI вв. и общественное развитие народов Казанского государства. Рассмотрен и вопрос о консолидации их в народность. Указанная проблематика требует самого глубокого подхода, искажениям и поверхностным взглядам тут не место, поэтому автор иногда прибегает к полемике по поводу высказываний тех или иных отдельных лиц, – стремление к чистоте исторической науки и приводит к таким полемическим высказываниям. Простое желание человека называться тем или иным этнонимом, без подкрепления этого желания фактами, не является критерием правильности его взгляда, ведь существует и наука. В разделе о народах Казанского ханства автор изучает их общественное развитие, способы производства, а также культурно-духовную сторону их образа жизни. Источники позволили автору обосновать тезис о дружеских отношениях между народами Казанского ханства. Совместная жизнь в одном государстве, на одной территории – в Среднем Поволжье привела их к солидарности, взаимовлиянию и взаимообогащению. Изучение древности, глубокое проникновение в далекое прошлое – нелегкое дело, оно требует масштабного исторического мышления, соответствующих подходов к явлениям и событиям, чтобы не ошибиться в суждениях. Автор все эти вопросы старался излагать только на основе фактов, содержавшихся в источниках и исследованиях крупных историков, а свои утверждения подтверждать фактическим материалом, отражающим исторические явления и события, происходившие в действительности. Работа не ставила задачу исследования древнейших исторических корней тюркских народов, в том числе татарского народа. Такая задача была выполнена автором в его работе «Древний тюркский мир» (Казань, 2000. 72 с), которая включена в книгу «Всё об истории Казани» (Казань, 2005. 640 с.)
| |
|