www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Понедельник, 11 ноября 2024, 13:20 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Джадидизм / Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность |
|
Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность
Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. – Казань: Мастер Лайн, 2002. – 452 с.
В книге содержится анализ истории ислама в Среднем Поволжье IX–XX вв., рассматриваются институциональные аспекты его функционирования, раскрывается место и роль ислама в развитии духовной культуры татар.
См. вариант книги издания 2001 г. в формате PDF islambook.pdf
Содержание
ВВЕДЕНИЕ (Р.Мухаметшин)
I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Глава 1. Проникновение ислама на территорию России (взгляд арабских историков) (Н.Гараева)
II. ИСЛАМ В ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И ТАТАРСКИХ ГОСУДАРСТВАХ Глава 2. Распространение и функционирование ислама в Волжской Булгарии (И.Измайлов) Глава 3. Ислам в Золотой Орде (И.Измайлов) Глава 4. Ислам в позднезолотоордынских татарских ханствах (Д.Исхаков)
III. ИСЛАМ В ТАТАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ И РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XVI-XVIII вв. Глава 5. Ислам в татарском обществе: поиск путей выживания и обновления (Р.Мухаметшин) Глава 6. Этноконфессиональная идентичность у татар (Д.Исхаков) Глава 7. Движение абызов и некоторые аспекты функционирования ислама (А.Хабутдинов) Глава 8. Государственно-исламские отношения (А.Ногманов)
IV. ИСЛАМ И ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ТАТАРСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКа Глава 9. Джадидизм (Д.Исхаков) Глава 10. Татарский традиционализм и проблема сохранения многовековых религиозных устоев (Р.Салихов) Глава 11. Система конфессионального образования у татар (Р.Амирханов) Глава 12. Учебники для татарских мектебе и медресе и их роль в развитии национального образования (Р.Валиуллин)
V. МУСУЛЬМАНСКОЕ РЕФОРМАТОРСТВО У ТАТАР Глава 13. Духовно-религиозная атмосфера в Поволжье в XVII-XVIII вв. (Г.Идиятуллина) Глава 14. Религиозно-мировоззренческие искания в начале ХХ века (Р.Мухаметшин)
VI. МУСУЛЬМАНЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ России начала хх века Глава 15. Переход татар от этноконфессиональной к этнической идентичности (вторая половина XIX в. – первые десятилетия ХХ века) (Д.Исхаков) Глава 16. Исламский фактор в татарском общественном движении начала XX века (А.Хабутдинов) Глава 17. Государственно–исламские отношения в России (конец XIX— начало XX в.) (Р.Хайрутдинов, Д.Усманова)
VII. СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ИНСТИТУТОВ У ТАТАР ГЛАВА 18. Духовное управление мусульман: становление и функционирование до 1917 г. (Н.Гарипов) Глава 19. Татарское духовенство и его органы (А.Хабутдинов) Глава 20. Мусульманская благотворительность и проблема формирования общинного самоуправления (Р.Салихов) Глава 21. Правила строительства мечетей, как элемент реализации религиозных прав мусульман Волжско-Уральского региона в ХIX веке (И.Загидуллин) Глава 22. Верховная власть и проблема численности мусульманского прихода Европейской части России во второй половине XIX века (И.Загидуллин)
VIII. ИСЛАМ В СОВЕТСКОМ ТАТАРСТАНЕ Глава 23. Религиозная политика в 1920--начале 1940-х гг. (Р.Набиев, А.Хабутдинов) Глава 24. Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири в 1920-е гг. (Р.Набиев, А.Хабутдинов) Глава 25. Государственно-исламские отношения в 1940-1980-е гг. (Р.Ибрагимов)
IX. Ислам в постсоветском Татарстане Глава 26. Возникновение и функционирование официальных мусульманских институтов в Татарстане (Р.Мухаметшин) Глава 27. Ислам и общественно-политические организации и движения (Р.Мухаметшин) Глава 28. Неофициальный ислам (Р.Мухаметшин) Глава 29. Ислам в массовом сознании татар (Р.Мусина)
X. ИСЛАМ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Глава 30. Роль ислама в развитии архитектуры Волго-Камья (Х.Надырова) Глава 31. Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья (Г.Валеева—Сулейманова) Глава 32. Искусство татарского шамаиля (Р.Шамсутов) Глава 33. Звуковое искусство в традиционной татаро-мусульманской культуре (Г.Сайфуллина) Глава 34. Печатная книга на арабском языке у татар (Р.Сафиуллина) Глава 35. Рукописные коллекции Казани (Н.Гараева) Глава 36. Религиозно—суфийские мотивы в татарской литературе (А.Сибгатуллина) Глава 37. Ислам и обрядовая система у татар (Р.Уразманова)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Р.Мухаметшин)
Р.М.Мухаметшин. Введение
Ислам играет все более заметную роль в общественно-политической жизни современной России. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах, в особенности на Северном Кавказе, и поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное воздействие и на ход политических событий, включая и имеющие место в этом регионе конфликты. Одновременно нельзя не обратить внимание и на то, что в других регионах России, в первую очередь, в Среднем Поволжье, ислам в течение многих веков способствовал формированию принципов мирного сосуществования между представителями различных конфессий, стал теоретической основой формирования такого явления в общественно-политической жизни как джадидизм, не препятствовал проникновению в татарское общество общедемократических ценностей. Это свидетельствует об универсальности ислама как этноконфессионального фактора, который в различных ситуациях может проявить себя по-разному.
Эти проблемы стали актуальными и в условиях исламского возрождения, ставшего одним из проявлений духовного обновления страны в 1990-х годах. Спустя десять лет после начала мусульманского возрождения уже можно наметить некоторые тенденции, особенности и приоритеты этого явления в различных регионах, обозначить его плодотворные проявления, а также и негативные моменты, которые, абсолютизируя различные стороны этого процесса, способствуют формированию чуждых поликонфессиональному обществу мировоззренческих установок, что, в свою очередь, выступает основой для возникновения религиозных и этнических конфликтов.
Безусловно, ситуация в различных регионах имеет свои особенности. Это вполне естественно, поскольку и сложившиеся в течение многих веков местные традиции проецируются в современных процессах, и общественно-политическая ситуация в регионах вносит свои коррективы в общую ситуацию возрождения ислама в России. Поэтому при исследовании различных проявлений исламского фактора, особенно в изучении его роли в общественном сознании, нужно исходить из того, что в России ислам не представляет собой целостного социокультурного монолита. Исламские традиции в различных регионах проявляются по-разному, имеют множество различий и оттенков. Необходимо учитывать, что наряду с выявлением общих тенденций функционирования ислама в России, большое значение имеют исследования, анализирующие ситуацию в конкретных регионах, особенно многоконфессиональных. В этой связи религиозная ситуация в Поволжском регионе представляет огромный интерес. Не только потому, что с этнической точки зрения среди мусульман России на первом месте по численности находятся народы тюркского языкового корня (татары, башкиры, ногайцы и др.) и татары в стране по численности занимают второе место. И не только потому, что мусульмане России, в основном, являются суннитами ханафитского мазхаба, в большей части проживают именно в этом регионе. А в первую очередь потому, что именно среди мусульман этого региона ислам, воздействуя в течение многих веков, проявил многие свои потенциальные и интеллектуальные возможности, которые, без преувеличения, внесли свой вклад в становление российского полиэтнического и поликонфессионального общества и российской государственности.
В условиях становления новой российской государственности, формирования государственной идеологии, острой необходимости выработки принципов мирного сосуществования народов и конфессий исторический опыт данного региона и татар - основного мусульманского населения Поволжья, а также современная религиозная ситуация в Татарстане, безусловно, представляют научный и практический интерес.
Тем не менее, ислам в Среднем Поволжье исследован очень слабо. Это было связано со многими причинами. Среди них, в первую очередь, пожалуй, следует назвать следующую. В отечественном востоковедении традиционно существовали два подхода к изучению ислама. Во-первых, исследователей ислам привлекал как важнейшая составляющая общественно-политической жизни мусульманских государств, без научного осмысления которого невозможно было проводить продуманную внешнюю политику советского государства в том или ином регионе мусульманского Востока. Поэтому было написано очень много трудов по истории и духовной культуре отдельных мусульманских государств, регионов (Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и др.), где исламский фактор рассматривался как важнейший элемент общественно-политической жизни. Во-вторых, хотя и изредка, но появлялись труды, продолжавшие лучшие традиции европейского и отечественного исламоведения. Однако по установившейся в мировом востоковедении традиции, исследователи ограничивались преимущественно классическим исламом и практически не рассматривали период Нового и Новейшего времени. При этом в основном исходили из того, что тюркский мир, тем более Поволжье, является периферией мусульманской цивилизации и поэтому не представляет большого интереса для изучения классического ислама.
Если эти тенденции проецировать на изучение российского, особенно "поволжского" ислама, то можно увидеть, что ни с точки зрения формирования "большой" политики, ни в плане изучения различных аспектов классического ислама он не привлекал внимания специалистов. Поэтому вполне естественно, если не считать атеистических исследований, в бывшем Советском Союзе ислам изучался в приграничных с другими мусульманскими государствами зонах (Средняя Азия, Кавказ), а центральные регионы страны практически оказались за пределами научных интересов исламоведов.
Правда, нужно признать, что в исламоведении наметились новые тенденции. Одна из них - попытка синтеза классического исламоведения с современными исследованиями, стремление преодолеть известную ограниченность, выражавшуюся в рассмотрении религии как замкнутого феномена, мало подверженного внешним воздействиям, в том числе и политическим. Возрос интерес к российскому исламу. Правда, видимо, еще рано говорить о том, что методологические стереотипы, идеологические и психологические предубеждения, сложившиеся за годы советской власти по отношению к исламу, окончательно преодолены. Ислам в России, превращающийся в важнейший фактор ее внутренней и внешней политики, сегодня изучается, в основном, историками и политологами. Поэтому пока преобладает выявление характера мусульманского фактора в общественно-политической жизни того или иного региона или государства в целом. Анализ ислама как этноконфессионального и культурного феномена в истории России и ее мусульманских народов еще не стал заметным явлением в отечественном исламоведении. И в Татарстане в последние годы появились исследования, предпринимающие попытки по-новому осмыслить исламский фактор в общественной жизни татар. Правда, сразу нужно оговориться, что в постановке многих ключевых проблем, дающих возможность выявить особенности ислама в татарском обществе, до сих пор преобладают традиционные методологические подходы. Такие явления как джадидизм, кадимизм, татарское мусульманское реформаторство нуждаются в серьезных исследованиях.
Данная книга, задуманная как коллективная монография, в какой-то степени должна внести ясность на существующие в этой области проблемы. Конечно, как первый обобщающий научный труд по истории ислама в Среднем Поволжье, он не лишен и некоторых недостатков. В первую очередь, это касается структуры работы. Книга,хотя и в ней сохранилась общая концепция, получилась как итог и обобщение индивидуальных исследований ее авторов. Полностью направить результаты этих исследований в единое концептуальное русло пока не представлялось возможным. Поэтому авторы и научный редактор издания старались максимально сохранить самостоятельность творческих подходов к той или иной проблеме. Думается, на первом этапе исследования это вполне приемлемый подход, поскольку он будет способствовать в дальнейшем выработке большей концептуальной четкости и углубленному исследованию обозначенных проблем. Тем не менее, это первое исследование, хронологически охватывающее все этапы распространения и функционирования ислама в Среднем Поволжье, и именно с учетом этого оно должно быть оценено читателями.
| |
|