www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Пятница, 13 декабря 2024, 00:24 Публикации Вы находитесь: / Публикации / К 1000-летию г.Казани / Атлас Tartarica / Татарстан в начале XXI века |
|
Татарстан в начале XXI века
В центре внимания политиков, общественности, республиканских СМИ в начале нового XXI тысячелетия оказались события общероссийского масштаба: отставка Б.Н. Ельцина в конце 1999 г. и победа В.В. Путина на выборах Президента Российской Федерации; начало реформирования государственного устройства России и создание федеральных округов; определение Конституционного суда РФ по ряду статей (признание их утратившими силу) Конституций шести республик, в том числе Татарстана; инициативы центра по приведению Конституций и законов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством, изменение межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации; принятие государственных символов России и др.
Символика Республики Татарстан в общероссийских паспортах 9 июня 2001 г. в Казани состоялась акция вручения первых российских паспортов нового образца. Республиканские власти добились для татарстанцев права получения паспорта со специальными страницами («вкладышем»), где между четвертой и пятой страницами вставлены два ненумерованных листка, на которых изображен герб РТ и содержатся сведения о владельце документа на татарском языке. Графы «национальность» там нет, как и указания на гражданство Республики Татарстан. Граждане сами могут выбрать, какой паспорт им получать – с вкладышем или без.
Выборы Президента России в Татарстане Республика Татарстан продемонстрировала редкую по нынешним временам политическую активность – 79,8% избирателей приняли участие в голосовании на выборах Президента Российской Федерации. Важнейшую роль в уверенной победе В.В. Путина в республике сыграла позиция Президента Татарстана М.Ш. Шаймиева: в своих выступлениях он высказывался в его поддержку. 27 марта Президент РТ провел пресс-конференцию для журналистов СМИ, в ходе которой прокомментировал итоги выборов. «Выборы Президента России – это выбор судьбы страны на ближайшее десятилетие, – сказал М.Ш. Шаймиев. – В том, что большинство татарстанцев поддержали В.В. Путина, большую роль сыграли его визит в республику, его оценка Договора между Россией и Татарстаном и четкая политическая позиция по его сохранению».
Президентский дворец. 27 июня 2000 г. Конституционный суд РФ определил, что «отдельные положения» Конституций ряда республик, в том числе и Татарстана, не соответствуют Основному закону страны. Это фактически отменяло конституционно-правовой статус республики, который был закреплен в Основном законе Татарстана на основе результатов общереспубликанского референдума в марте 1992 г. Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) 29 июля 2000 г. провел внеочередной чрезвычайный расширенный пленум, на котором решение Конституционного суда РФ «О приведении в соответствие Конституций и законов субъектов Федерации с Конституцией РФ» от 27 июня 2000 г. было определено как агрессия против суверенитета и прав национальных республик и краев, игнорирование воли народов, населяющих субъекты Федерации. Это решение названо антиконституционным и недействительным. Приняты Заявление, Акт и резолюции пленума, суть которых сводится к требованию восстановить независимость Татарстана и создать Конфедерацию национальных республик Идель-Урал. Реакция официального Татарстана на инициативы В.В. Путина по реформированию государственного устройства РФ была с самого начала неоднозначной и эволюционировала от сдержанных оценок к умеренно-критическим, в особенности после упомянутого выше определения Конституционного суда РФ и начала приведения законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.
30 августа 2000 г. исполнилось десять лет со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете РТ. День Республики отпраздновали как юбилей. На пленарное заседание Госсовета РТ собралась едва ли не вся Россия. Для того чтобы поздравить татарстанцев с юбилеем провозглашения суверенитета, в Казань прибыли посланцы Правительства, Администрации Президента РФ и Европейского Союза, руководители 13 республик, депутаты Государственной думы, зарубежные политики. В докладе Президента РТ М.Ш. Шаймиева «Десять лет по пути укрепления суверенитета» было немало сказано о государственном устройстве России. В частности, отмечалось, что федерализм – это, во-первых, особое мировоззрение, основной чертой которого является умение ценить уникальность и разнообразие, дающее любому государству больший потенциал для саморазвития, а во-вторых, это не что иное, как территориальный каркас демократии, поскольку он основан на уважении и поддержке политического, культурного, национального плюрализма общества. По мнению главы Республики, если Россия сделала выбор в пользу демократии, значит, она сделала выбор в пользу федерализма. Поэтому любое «свертывание» федерализма в многонациональной России чревато отступлением от демократии. Сегодня вся
Госсовет РТ принял резолюцию, в которой шла речь о необходимости совершенствовать федеративные отношения. Этот процесс не должен нарушать политическую стабильность в обществе, любые изменения Конституций республик необходимо осуществлять при одновременном пересмотре положений российской Конституции и федерального законодательства на основе согласительных процедур.
Латиница в Татарстане Несколько неожиданное развитие – с окраской политического скандала – обрел вопрос о переводе татарской письменности в РТ на латинскую графику. Вопрос этот обсуждался в Татарстане с 1990 по 1999 г. Первым соответствующее решение принял в 1997 г. Всемирный конгресс татар. В сентябре 1999 г. Госсовет Татарстана принял закон о переходе на латинский алфавит, а затем президент РТ утвердил это решение. Переход должен был начаться с 2001 г. и длиться десять лет. Сторонники этого решения называют несколько положительных моментов перехода на латиницу. Во-первых, современный кириллический татарский алфавит оказался плохо приспособленным к строю татарского языка, несовершенно передает его звуки. Во-вторых, латинский алфавит объединяет татар с культурами и языками большинства других тюркских народов, которые уже перешли на этот алфавит – создает, так сказать, единое алфавитное поле. В-третьих, латинский алфавит очень удобен для вхождения в мировое информационное пространство, использования современных средств массовых коммуникаций. При этом, по мнению этих специалистов, явно надуманными являются опасения их оппонентов: поскольку русский язык является государственным языком в РТ и все татары будут знать кириллицу, то для будущего поколения нет опасности потерять то культурное наследие, которое накоплено предыдущим. С другой стороны, поскольку все русские в республике изучают иностранные языки на основе латиницы, в силу этого для желающих изучать татарский не составит большого труда использовать для этого «татаризированную» версию латиницы. Однако в декабре 2000 г. лидер коммунистов Г.А. Зюганов заявил в одном из интервью, что переход татар на латиницу – это откровенно сепаратистский шаг. 14 декабря 2000 г. на пленарном заседании нижней палаты российского парламента сразу трем думским комитетам было дано протокольное поручение подготовить к обсуждению вопрос о переводе татарского языка на латинскую графику. В итоге Комитет Госдумы РФ по делам национальностей пришел к такому выводу: «...изучение проблемы показывает, что как лингвистические, так и педагогические основания для данной реформы графики отсутствуют. Современный татарский литературный язык успешно развивается при использовании алфавита на кириллической основе... Что касается вхождения в латино-письменный тюркский мир, такая ориентация может привести к изоляции Республики Татарстан от многонационального тюркоязычного населения, проживающего в различных субъектах России, включая этнических татар, использующих кириллическую графику... и в конечном итоге – к возможным межнациональным конфликтам». Таким образом, проблема лингвистическая стала политической. В республиканских СМИ прошла серия статей, выступлений на радио и телевидении, в которых большинство представителей татарской интеллигенции и широкой общественности решительно заявили, что по международным нормам каждый народ вправе сам выбирать предпочтительную для себя графику.
Выборы Президента Татарстана 29 марта 2001 г. Центральная избирательная комиссия РТ официально установила итоги голосования по выборам Президента Республики Татарстан, состоявшимся 25 марта. Число избирателей, включенных в список на момент окончания голосования, составило 2 млн. 698 тыс. 239 человек. На избирательные участки пришли 2 млн. 141 тыс. 538 человек, что составило 79,4% от общего списка; явка избирателей в Казани – 69%, в среднем по районам республики – 94%. За М.Ш. Шаймиева проголосовали 1 млн. 701 тыс. 428 граждан Татарстана, что составляет 79%. Он набрал большинство голосов на всех без исключения участках и территориях. За ходом выборов внимательно следило около 15 тыс. наблюдателей: международных, представителей ЦИК РФ, Государственной думы, самих кандидатов. Оценка наблюдателями хода голосования положительная. В целом выборы в Татарстане прошли спокойно и организованно.
Партийное строительство К началу 2001 г. в Татарстане действовали региональные отделения политических партий: союза «Единства» и «Отечества», к которому присоединилась «Вся Россия», федеральных партий – «Развитие предпринимательства». Демократическая партия России, Союз правых сил, Социал-демократическая партия, а также КПРТ, которую ждет преобразование в Татарстанское региональное отделение КПРФ. В связи с принятием нового Федерального закона о партиях перед многими республиканскими политическими движениями и партиями встала сложная проблема определения своего места в современном политическом пространстве России: с 2003 г. выдвигать кандидатов на выборах всех уровней могут только отделения и структуры общероссийских партий. Чтобы остаться активным субъектом политической деятельности, республиканским организациям необходимо или вливаться в общероссийские партии, или устанавливать с ними партнерские отношения. Это касается ВТОЦ, других татарских национальных организаций, и прежде всего – наиболее многочисленного и влиятельного общественно-политического движения «Татарстан – новый век» («ТНВ»). Это движение является опорой республиканской власти, среди его лидеров – главные защитники и идеологи суверенитета республики: спикер Госсовета РТ Ф.Х. Мухаметшин, советник по политическим вопросам при президенте Татарстана Р.С. Хакимов, член президиума Госсовета РТ М.Г. Галеев и другие политики. К началу 2001 г. движение «ТНВ» включало 15 тыс. человек, пользовалось поддержкой 20 % избирателей. «ТНВ» намерено блокироваться с разными партиями для достижения своих целей на выборах. Хотя большая политика на федеральном уровне, по-видимому, будет делаться двумя-тремя партиями, региональные политические процессы будут иметь свою специфику. Лидеры «ТНВ» уверены, что возникнет социальная ниша и для общественных организаций, ориентированных на население собственной республики.
Сотрудничество республики с международными организациями В последние годы активно развивается сотрудничество республики с ЮНЕСКО. В 2001 г. Казанский кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для участия в церемонии открытия памятных знаков на Казанском кремле Татарстан посетил заместитель генерального директора ЮНЕСКО М. Бушенаки. В период с б по 8 июня 2001 г. в Париже прошли Дни Республики Татарстан, посвященные 1000-летию Казани. В рамках международной конференции «Исламская культура в Волго-Уральском регионе» в августе 2001 г. Казань посетили личный представитель Генерального секретаря ООН Дж. Пикко, генеральный директор международного Центра научных исследований истории, культуры, искусства ислама (IRCICA) при Организации Исламская конференция Э. Ихсаноглу.
Государственно-административный статус Республики Татарстан Унификация российского законодательства в правовом пространстве Татарстана к концу 2002 г. вышла на финишную прямую: из 344 оспоренных правовых актов 302 были приведены в соответствие с федеральными. 19 апреля 2002 г. депутаты приняли проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РТ». «За» высказались 112 депутатов, «против» – 5. Президент Татарстана подписал закон 29 апреля 2002 г., через десять дней после официального опубликования он вступил в силу. Согласно новой редакции документа, ч. 1 ст. 1 Конституции провозглашает, что «Республика Татарстан – демократическое правовое государство... являющееся субъектом РФ. Суверенитет РТ выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и РТ и является неотъемлемым качественным состоянием РТ». В Конституции Татарстана произошли изменения параметров суверенитета: в новой редакции появилось дополнение о том, что Татарстан является субъектом РФ. Закрепляя в Основном законе положение о суверенитете, Госсовет РТ исходил из того, что в ст. 5 Конституции РФ республика определена как государство. В ст. 66 установлено, что статус республики определен Конституцией РФ и Конституцией РТ; ст. 73 предусматривает, что субъекты РФ вне пределов ведения Федерации и совместных полномочий обладают всей полнотой государственной власти. Осталось и такое требование к кандидату в Президенты Татарстана, как знание двух государственных языков республики.
III съезд Всемирного конгресса татар 28-29 августа 2002 г. в Казани прошел III съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ). В своем отчетном докладе председатель исполкома ВКТ И.Р. Тагиров сосредоточил внимание на таком вопросе, как угроза исчезновения татарского народа. Противостоять этому, по мнению докладчика, можно лишь сформировав собственную национальную идеологию. Ее суть – отстоять суверенитет Татарстана и способствовать духовному объединению татар всего мира вокруг Татарстана. Обсуждались также вопросы, связанные с предстоящей Всероссийской переписью населения 2002 г. Выступавшие выражали обеспокоенность тем, что в алфавитном перечне народов России отдельные группы татар выделены в самостоятельные народы. Министр по делам национальностей РФ В.Ю. Зорин счел нужным внести разъяснения по этому вопросу. Он подчеркнул, что каждый гражданин вправе сам решить, к какому народу он принадлежит. 30 августа 2002 г. во время встречи делегатов съезда с В.В. Путиным при обсуждении этой темы М.Ш. Шаймиев заявил, что «есть алфавитный перечень национальностей, на основе которого будут подводить итоги переписи». В ходе всесоюзной переписи 1989 г. в этом перечне были татары, а внутри этого понятия фигурировали татары казанские, астраханские, сибирские и др. Теперь же предлагается перечень, в котором сибирские, астраханские и другие татары рассматриваются как самостоятельные этнические сообщества: получается, что после переписи 1989 г. возникли новые нации... Выступая против выделения сибирских татар и татар-кряшен в самостоятельные этносы, Президент РТ заявил: «Мы, татары, – единый народ с единой культурой и литературным языком». Ключевым моментом курултая является часть выступления Президента РТ М.Ш. Шаймиева, в которой он сказал о необходимости сохранения татарами государственности. «В эпоху глобализации татарам нужно сохранить свою республику, свою государственность, свою Конституцию, ибо только в Татарстане есть все необходимые структуры для развития языка и культуры, – подчеркнул Президент Татарстана. – Сохранится государственность, значит, выживет и наш народ, и наш язык; будут процветать литература и искусство, культура и история, национальные традиции».
Религия, школа, государство Общественность и органы государственной власти РТ были взволнованы письмом министра образования РФ В.М. Филиппова от 22 октября 2002 г. В нем рекомендовалось ввести в 1-11 классах всех российских школ преподавание нового учебного предмета «Православная культура». Государственный Совет РТ принял «Обращение к Президенту РФ В.В. Путину, Председателю Правительства РФ М.М. Касьянову» в связи с этим письмом. Мусульманское духовенство Татарстана поддержало обращение главы Совета муфтиев России Р. Гайнутдина, в котором он выразил обеспокоенность тем, что другие религиозные организации России, в частности исламские, не смогут преподавать основы религии школьникам. В советский период они пострадали еще больше, чем Православная церковь, а их система образования была полностью разрушена и сейчас находится на стадии становления. Даже в крупных городах имамы не в состоянии охватить все средние школы. После резкой реакции общественности республиканские СМИ сообщили, что Министерство образования РФ информировало: обязательное изучение православия не планируется, «Основы православной культуры» в школах могут преподаваться по желанию местных властей, администрации школы, а также самих школьников и их родителей.
Запрет на латиницу В Татарстане продолжалась дискуссия о целесообразности перевода татарской письменности на латинскую графику. Против латиницы выступали в основном некоторые представители татарской гуманитарной интеллигенции, проживающие за пределами республики и часто даже не владеющие татарским языком, как подчеркивают сторонники перехода на латинскую графику. 15 ноября 2002 г. Госдума РФ приняла поправку в действующий закон «О языках народов РФ», согласно которой алфавиты государственного языка страны и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов языков республик в составе РФ могут устанавливать только федеральные законы. При голосовании в целом по законопроекту его поддержали 336 депутатов, 15 выступили «против», воздержавшихся не оказалось. Закон полностью поддержали КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР. 27 октября Совет Федерации утвердил поправку к Закону «О языках народов Российской Федерации». 29 ноября 2002 г. Госсовет РТ принял обращение к Президенту РФ, в котором призвал главу государства как гаранта Конституции России отклонить эту поправку.
Встреча в Казанском кремле 27 ноября 2002 г. Президент РТ пригласил в Казанский кремль лидеров Общества русской культуры и представителей ряда славянских организаций республики. Во встрече участвовали члены правительства, министры, главы администраций ряда районов, ученые. Основные проблемы, которые беспокоят представителей русских общественных организаций, изложил в своем выступлении председатель казанского Общества русской культуры, доктор социологии профессор А.Л. Салагаев. Правление Общества русской культуры города Казани выполняет функции координирующего центра русских организаций. Активно сотрудничает с Обществом русской культуры казанское отделение Международной славянской академии (МСА), которое возглавляет доктор исторических наук Я.Я. Гришин. Казанское отделение МСА выступает в роли координатора научных исследований в области этнографии, истории и культуры славянских народов РТ. На встрече речь шла о необходимости создания русских гимназий, в которых учащиеся могли бы углубленно изучать русскую культуру, традиции, литературу. Другой важный вопрос – гарантии представительства русского населения на всех уровнях общественной жизни и в государственных органах. Последнее подразумевает большее участие русской общественности в деятельности творческих союзов, научных учреждений, СМИ. Политический аспект предусматривает равномерное этническое представительство в органах государственной власти и управления, как исполнительных, так и законодательных. По мнению представителей русской общины, беспокоящая их ситуация создалась из-за использования административного ресурса на выборах. Президент Татарстана выразил мнение, что разговоры об административном ресурсе скоро будут несостоятельны, поскольку новый закон о выборах подразумевает выборы по партийным спискам. Кроме того, новый закон о местном самоуправлении не позволит применять этот самый ресурс на уровне малых населенных пунктов, где все жители хорошо знают друг друга. Заместитель председателя Общества русской культуры М.Ю. Щеглов предложил праздновать в республике не только Сабантуй, но и русский праздник Каравон (старинное название хоровода). Разговор также шел о завершении передачи объектов в собственность православных приходов. Был поднят вопрос о храме Спаса Рукотворного на р. Казанке (он известен как памятник русским воинам, павшим в 1552 г. при завоевании Казани). При этом храме возник приход, и прихожане просили передать его им. Было решено провести реконструкцию этого объекта (к 1000-летию Казани) и передать в совместное пользование управлению архитектуры города и прихожанам.
Всероссийская перепись населения 2002 года 22 сентября 1999 г. Правительство РФ приняло Постановление «О всероссийской переписи населения 2002 г.». К началу переписи был готов окончательный вариант постановления Госкомстата РФ, судя по которому, в России проживает около 800 национальностей (из них не менее 40 имеют татарские корни: татары заболотные, каринские, курдакско-сагдатские, нукратские, тевризские, тюменско-тюринские, чулымские, юртовские, ясколбинские и др.). Остро обсуждался вопрос о «статусе» татар-кряшен: являются они самостоятельным этносом или субэтносом татарского этнического сообщества? Сейчас кряшены составляют 5-7% от всех татар. Если их выделить в самостоятельный этнос, доля татар в РТ станет менее 50% (сейчас татар почти 52%). Было опасение, что политтехнологи в центре используют это для политического нажима на республику. Ведь не секрет, что многие идеологи предлагали преобразовать республики в административно-территориальные образования (сценарий губернизации России). И все же, несмотря на призывы некоторых радикалов бойкотировать перепись, татарские общественные организации не прибегли к подобному способу выражения протеста. 17 октября 2002 г. на пресс-конференции в Кабинете министров РТ заместитель премьер-министра З.Р. Валеева заявила, что перепись в Татарстане прошла успешно.
Партийная самоидентификация политической элиты Татарстана на федеральном уровне Новый федеральный закон, запрещающий деятельность региональных партий в качестве самостоятельных политических единиц, обязывает формировать половину состава региональных законодательных органов по партийным спискам. Политические элиты субъектов Федерации (в том числе Татарстана) были поставлены перед необходимостью однозначной партийной самоидентификации на федеральном уровне. От их выбора зависело сохранение преемственности власти, а также политических, социальных и культурных программ, которые уже более десяти лет реализуются в республике под руководством М.Ш. Шаймиева. Основную ставку республиканские власти сделали на «Единую Россию». На третьей внеочередной региональной конференции этой партии секретарем политсовета татарстанского отделения «ЕР» избрали председателя Госсовета РТ Ф.Х. Мухаметшина. 20 сентября 2003 г. в Москве на съезде «Единой России» были выдвинуты списки кандидатов в Госдуму РФ. Среди кандидатов от Татарстана – М.Ш. Шаймиев, Ф.Х. Мухаметшин, руководитель думской фракции «Регионы России» О.В. Морозов, ряд других известных политиков и бизнесменов. К осени 2003 г. число членов «ЕР» в Татарстане приблизилось к 50 тыс. человек. партийные организации сформировались в Казани (около 4 тыс. человек), в Набережных Челнах (более 7 тыс.), Нурлате (3 тыс.), других городах и районных центрах. С этими ресурсами руководители республиканского отделения «Единой России» рассчитывали получить не менее половины голосов избирателей на выборах в Госдуму РФ и такой же процент – на выборах в Госсовет РТ (в марте 2004 г.).
Выборы в Госдуму РФ по Республике Татарстан По итоговым данным ЦИК РТ, в выборах в Госдуму РФ приняли участие 77,1 % избирателей Татарстана (из 2,73 млн. избирателей). Из 44 политических партий, зарегистрированных в России, практически у всех есть в Татарстане свои отделения. 39 из них приняли участие в выдвижении кандидатов: часть их ограничилась выдвижением в одномандатных округах, часть скооперировалась в пять избирательных блоков. Всего в выборах участвовали 23 избирательных объединения. За партию «Единая Россия» проголосовали 59,5%, за КПРФ – 8,9%, за ЛДПР – 6,1%, «против всех» – 4,4%; избирательный блок «Родина» получил 3,7%, «Яблоко» – 2,5%, СПС – 1,5%. Во всех пяти одномандатных округах депутатские мандаты получили также представители «Единой России», причем (за исключением Приволжского округа) с большим отрывом от конкурентов. По мнению М.Ш. Шаймиева, итоги выборов подтверждают доверие властным структурам республики – ведь региональный список «Единой России» возглавлял председатель Госсовета РТ, лидер движения «Татарстан – новый век» Ф.Х. Мухаметшин, а во главе федерального списка партии – Президент Татарстана. «Но главное, – считает Шаймиев, – эти итоги являются выражением доверия Президенту России, который открыто поддержал партию в предвыборный период».
Новый республиканский закон о выборах в Госсовет Татарстана 17 сентября 2003 г. Госсовет РТ принял в третьем чтении три закона: «О выборах депутатов Государственного Совета РТ», «О совмещении выборов депутатов Госсовета РТ с выборами Президента РФ», «О числе депутатов Госсовета РТ, работающих на профессиональной постоянной основе», а также соответствующие поправки в ст.69,70 и 88 Конституции РТ. Принятый в окончательном чтении татарстанский закон предусматривает однопалатный парламент из 100 депутатов (вместо 130 в прежних): 50 – по партийным спискам пропорционально набранным голосам в едином республиканском округе, 50 – по одномандатным территориальным округам (для этого республика разделена на 50 территориальных округов, в каждом из которых насчитывается примерно 56 тыс. избирателей). В законе установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью: среди парламентариев не должно быть глав администраций, чиновников разных уровней. Установлен срок проведения выборов в Госсовет при досрочном прекращении полномочий парламента (не позднее, чем через 120 дней). На постоянной основе по специальному закону субъекта РФ будет работать лишь 20 человек (вместо 26). Выборы проходят в один тур и по новой (смешанной) системе. Они признаются состоявшимися, если в них примет участие более 25% избирателей. В одномандатных округах победитель определяется относительным большинством голосов, но их должно быть подано не менее, чем против всех кандидатов. Избирательный проходной барьер для кандидатов в депутаты от партий – 7%.
Реформирование российского федерализма и эволюция отношений «Центр – регионы» Положительным аспектом реформ в сфере федеративных отношений стало упорядочивание взаимоотношений субъектов Федерации и Центра в межбюджетных отношениях и в области властных полномочий. Отрицательный результат, по мнению представителей практически всех субъектов-доноров, специалистов по проблемам федеративных отношений, —неоправданное перераспределение власти и бюджета в ущерб субъектам Федерации и в пользу Центра. 18 июня 2003 г. по запросам Госсовета РТ, судьи Верховного суда Татарстана Р.Ф. Гафарова и Госсобрания Башкортостана в Конституционном суде РФ (КС РФ) прошли слушания по делу о проверке конституционности ряда положений Гражданско-процессуального кодекса РФ (ГПК) и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно им, прокуратура вправе вносить в суды общей и арбитражной юрисдикции гражданские иски о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, а суды вправе такие иски рассматривать. С точки зрения заявителей, проверку положений конституций и уставов субъектов Федерации на их соответствие федеральному законодательству может проводить только Конституционный суд РФ. Председатель Госсовета РТ Ф.Х. Мухаметшин, выступая на заседании, подчеркнул, что конституция и устав субъекта Федерации – это основной закон, а не рядовой подзаконный акт, которые могут рассматриваться любым судебным органом. В конституционном строительстве нового российского правового государства нормы основных законов субъектов Федерации не должны переписываться каждый раз после принятия очередного федерального закона. Иначе это ставит под сомнение смысл конституции или устава, на базе которого принимаются десятки законов субъекта, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона, а также воспроизводство культуры, сохранение межэтнического и межконфессионального согласия. 17 июля 2003 г. КС РФ признал оспариваемые нормы ГПК и закона о прокуратуре не соответствующими Конституции РФ. При этом КС пояснил, что из данного решения не следует необходимость пересматривать вынесенные судами общей юрисдикции решения по делам об оспаривании положений конституций и уставов субъектов федерации. В то же время конституционные судьи не исключили для представителей регионов возможности обращаться с запросами в КС РФ по поводу легитимности решений, принятых ранее судами общей юрисдикции.
Итоги Всероссийской переписи 2002 года К концу 2004 г. Комитет государственной статистики РТ завершил обработку статистических данных Всероссийской переписи 2002 г. по «национальному составу населения». Всего в Татарстане проживает 3 779 265 человек (по переписи 1989 г. было 3 641 742 человека). Наиболее существенные перемены в этническом составе населения Татарстана коснулись татар и русских. В 2002 г. численность русских составила 1 492 602 человека (39,5 % от общей численности населения республики); в 1989 г. Было 1 575 361 человек (или 43,3 %). Численность татар в 2002 г. составила 2 000 116 человек (52,9% от общей численности населения республики); в 1989 г. было 1 765 404 человека (или 48,5%). (Для сравнения: татары составили абсолютное большинство населения республики лишь по переписи 1926 г.: всего в Татарстане тогда проживало 2 587 500 человек; из них татар было 1 345 195, русских – 1 118 341.) Население городов республики в 2002 г. Составило 2 790 661 человек (в 1989 г. было 2 654 758 человек). Впервые за весь период проведения переписей русские утратили свое абсолютное большинство в структуре городского населения РТ: по данным переписи 2002 г. татары составили 1 330 266 человек (47,7%); русские – 1 287 025 человек (46,1%; в 1989 г. было 50,8%). В Казани в 2002 г. проживало всего 1105 306 человек, в 1989 г. было 1 087 584. Русские в Казани в 2002 г. сохранили относительное большинство – 538 884 человека (48,8 %); в 1989 г. было 595 137. Численность татар в Казани в 2002 г. составила 524 731 человек (47,7%); в 1989 г. было 440 659. Среди других этнических групп в 2002 г. наиболее многочисленны в Казани чуваши – 9170 человек, и украинцы – 6313 человек. В Набережных Челнах в 2002 г. проживало 509870 человек, в 1989 г. – 505025. Из них татар в 2002 г. – 233 082 человека (в 1989 г. – 204 687); русских в 2002 г. – 230 221 человек (в 1989 г. – 246 310). Более 50 % населения русские составляют в таких городах, как Зеленодольск (численность всего населения – 100 139 человек), Чистополь (численность всего населения – 63 029 человек), Елабуга (численность всего населения – 68 663 человека) и Бугульма (численность всего населения – 93 014 человека). Численность сельского населения РТ составила в 2002 г. 988 604 человека (в 1989 г. – 986 984). Из них татар в 2002 г. было 669 850 человек (в 1989 г. – 646 612). Русских в 2002 г. было 205 577 человек (в 1989 г. – 225 661). Общее снижение доли русского населения в республике объясняется следующими причинами. Во-первых, миграцией 90-х гг. XX в.: притоком жителей из других регионов, в том числе вынужденных переселенцев, среди которых татары составляли большинство; среди выехавших из республики в эти годы татары, наоборот, составляли меньшинство. Во-вторых, неблагоприятной демографической ситуацией у русских в республике, впрочем, как и в целом по России; у татар же отмечалась более положительная демографическая динамика. Впервые после 1926 г. в переписи 2002 г. был произведен отдельный учет этноконфессиональной подгруппы татар-кряшен. В республике так себя назвали 18 760 человек (или примерно 0,5% всего населения). Большинство кряшен (11911 человек) проживают в городах: например, в Казани – 2123 человека, в Чистополе – 258 человек, Набережных Челнах – 3879 человек. В сельской местности кряшены проживают в основном в Елабужском – 262 человека, Кукморском – 1087 человек, Мамадышском – 1891 человек, Менделеевском – 652 человека. Нижнекамском – 954 человека и некоторых других районах. Третья по численности этническая группа в республике – чуваши: 126 532 человека (3,4%). Удельный вес чувашей по сравнению с 1989 г. уменьшился на 0,3%. Примерно равной является численность трех этнических групп: удмуртов, украинцев и мордвы – около 24 тыс.; за ними следуют марийцы – около 19 тыс., башкиры – 15 тыс. Численность остальных этнических групп – менее 10 тыс. человек. Численность евреев уменьшилась более чем в два раза: 3472 против 7294 человек. Высокими темпами растет численность этнических групп из Закавказья и Средней Азии: по сравнению с 1989 г., таджиков стало больше почти в пять раз – 3625 человек; армян более чем в три – 5922; азербайджанцев почти в 2,5 раза – 9987; узбеков почти в два раза – 4 852 (при этом удельный вес этих этнических групп в республике остается незначительным); численность турок составила 540 человек, арабов – 206.
Юбилей Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами госвласти России и Татарстана 15 февраля 2004 г. исполнилось десять лет со дня подписания Договора о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. Десять лет назад он оценивался очень неоднозначно: одни политические силы рассматривали договор как предательство идеи национального суверенитета, другие – как начало развала России, третьи приветствовали его как шаг в сторону нормализации отношений по линии Центр – регионы, а также в направлении стабилизации внутриполитической жизни республики как компромисс, от которого выиграли обе стороны. Сейчас мало кто сомневается в том, что Договор сыграл важную роль в стабилизации отношений Татарстана с Федеральным Центром. Курс Президента В.В. Путина на укрепление вертикали власти, приведение республиканского законодательства в соответствие с федеральным, принятие новой редакции Конституции РТ 2002 г. поставили под сомнение многие положения Договора 1994 г. Празднование юбилея Договора в Татарстане прошло достаточно скромно – без научных симпозиумов, торжественных концертов, митингов. Главным мероприятием юбилейной даты стал пленум политсовета республиканского движения «Татарстан – новый век», на котором с основным докладом выступил Р.С. Хакимов. Он отметил большие перемены в жизни страны и в политической линии руководства России. Наступление унитаризма было названо временным явлением. Докладчик выразил уверенность в хороших перспективах федерализма в России, а также неизбежной востребованности сущности Договора 1994 г. в современной политической практике.
Выборы Президента России и депутатов Госсовета Татарстана 14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации и депутатов Государственного совета Республики Татарстан. К избирательным урнам пришло более 83% избирателей. Как и ожидалось, победу на выборах Президента России одержал В.В. Путин. За действующего президента проголосовали 82,4% татарстанцев. На втором месте, как и по стране в целом, оказался кандидат КПРФ: за Н.М. Харитонова проголосовали 6,7% избирателей. Третье место досталось И.М. Хакамаде – чуть более 3%, четвертым финишировал С.Ю. Глазьев – более 2% голосов; С.М. Миронов и О.А. Малышкин получили каждый чуть более 1%. На республиканских парламентских выборах боролись за 100 депутатских мест: 50 по единому республиканскому округу и 50 по одномандатным округам. Для прохождения в Госсовет РТ партиям необходимо было преодолеть 7%-й барьер. В том, что победит «Единая Россия», не сомневался никто. Но накануне выборов многие аналитики высказывали предположение, что кроме «ЕР» его сумеют преодолеть еще одна-две партии. Однако результаты оказались неожиданными: за «ЕР» проголосовали около 70%, конкуренты единороссов (семь партий и один избирательный блок) так и не сумели преодолеть отметку в 7%. В результате мандаты получили только представители одной партии, которая наиболее приблизилась к проходному рубежу – КПРФ (6,3% голосов). Депутатами республиканского парламента стали четыре коммуниста, известные своим бескомпромиссно оппозиционным настроем в отношении республиканских властей. Среди проигравших оказались Партия российских регионов (ныне «Родина») и СПС, которым накануне многие наблюдатели прочили успех: за ПРР проголосовало около 3%, за СПС – около 2% избирателей. «Партия жизни» получила немногим более 3%. Первоначально в новом Госсовете РТ обозначились три группы: «Единая Россия» – 84, КПРФ – 4, независимые – 12 человек. Позже в парламенте была образована фракция «Единая Россия» (75 депутатов), депутатская группа «Татарстан – новый век» (11 парламентариев), фракция «Коммунистическая партия Российской Федерации» (4 депутата), депутатская группа «Регионы» (8 депутатов). Этнодемографический состав нынешнего депутатского корпуса в большей мере, чем предыдущие созывы, учитывает состав населения республики: среди депутатов 87 мужчин и 13 женщин; 66 татар и 34 представителя иных этнических групп. На первом заседании парламента Татарстана нового созыва состоялись выборы руководства Госсовета и выступление Президента РТ М.Ш. Шаймиева с ежегодным посланием парламенту. На пост Председателя Госссовета РТ было выдвинуто четыре кандидатуры: спикер прежнего созыва Госсовета Ф.Х. Мухаметшин (фракция «Единая Россия»), первый секретарь рескома КПРФ А.И. Салий (фракция коммунистов), независимые депутаты А.В. Штанин (единственный представитель оппозиции в прежнем парламенте) и Ф.Ф. Комаров (в прошлом – глава администрации Альметьевска, а ныне – предприниматель). В итоге убедительную победу одержал Ф.Х. Мухаметшин, за которого проголосовал 81 депутат. После выборов было заслушано Послание Президента Татарстана Госсовету РТ. М.Ш. Шаймиев дал высокую оценку результатам парламентских и президентских выборов в республике, на которых убедительную победу одержали В.В. Путин и партия «Единая Россия». М.Ш. Шаймиев выразил надежду, что появление в Госсовете оппозиционной фракции в лице КПРФ «внесет здоровый элемент конкуренции и критичности в интересах республики». В докладе прозвучали традиционные оценки важности для Татарстана укрепления федеративных отношений, сохранения межнационального и межконфессионального согласия.
Курултай Милли меджлиса 17 апреля в Казани прошел IV курултай Милли меджлиса (Национального собрания) татарского народа (справедливости ради надо сказать, что эта организация по своему политическому влиянию никогда с момента возникновения в 90-х гг. ни в коей мере не соответствовала заявленному статусу Национального собрания). Лидеры созданного на волне подъема этнополитического движения татар конца 80-х – начала 90-х гг. Милли меджлиса первоначально рассматривали его как альтернативу действовавшим официальным структурам власти, как способ перехода к независимому национальному государству. Соответственно Милли меджлис конца XX в. был провозглашен преемником Национального собрания периода 1917-1918 гг. В 1992 г. были сформированы его представительные органы и «правительство» – Милли назарият. Самым громким и политически скандальным решением Милли меджлиса того времени стало постановление о создании Национальной гвардии. В ответ республиканские власти также заняли жесткую политическую позицию по отношению к этой организации. С этого времени начался постепенный уход Милли меджлиса на периферию политического пространства республики. В работе IV съезда Милли меджлиса приняли участие 84 делегата из Татарстана и других регионов РФ (Ульяновская, Свердловская, Пермская, Кировская, Челябинская области. Республика Марий Эл, Мордовия, Удмуртия). В повестке дня были два основных вопроса: 1) современное состояние татарского народа и перспективы его развития; 2) выборы председателя и руководящих органов Милли меджлиса. С главным политическим докладом выступил историк Г.Л. Файзрахманов. Докладчик видит миссию возрожденного Милли меджлиса в защите суверенитета республики в условиях жесткой линии федерального центра на укрепление вертикали власти. Резкой критике были подвергнуты поправки к закону о языках народов РФ. Переход на латиницу рассматривается в качестве важнейшей гарантии сохранения государственности, культуры, языка татарского этноса на российском и мировом уровнях. Другие выступающие также высказали протест по поводу решения Верховного суда РТ, который объявил недействующими положения Конституции Татарстана об ограниченном суверенитете и обязательности для Президента РТ владения обоими государственными языками. Укрупнение российских регионов рассматривается как угроза государственности Татарстана. Милли меджлис в условиях фактического запрета на образование этнических и региональных партий должен стать, по мнению участников курултая, главным центром борьбы татар за свои права. Новым председателем был избран бывший муфтий Татарстана Габдулла-хазрат Галиуллин, лидер движения «Омет» («Надежда»).
Декларация о государственном суверенитете республики В конце мая 2004 г. в Верховном суде РТ начался процесс по иску прокурора РТ на отдельные положения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, принятой на сессии Верховного Совета республики 30 августа 1990 г. Декларация указывала на несоответствие статуса автономной республики «интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития» многонационального народа Татарстана; объявила землю, ее недра, природные богатства и другие ресурсы исключительной собственностью народа Татарстана; провозгласила верховенство татарстанской Конституции и законов на всей территории республики. Вначале Татарстан пытался добиться статуса союзной республики в составе СССР, а затем после распада СССР заявил о необходимости установления договорных взаимоотношений с Россией. В иске прокурора РТ было сказано: «Конституционный суд РФ установил, что Конституция РФ не допускает никакого другого носителя суверенитета кроме многонационального народа России». На основании этого прокурор просил Верховный суд РТ признать провозглашение государственного суверенитета РТ, а также положения об исключительной собственности народа Татарстана на землю, недра, ресурсы противоречащими федеральному законодательству. Представителем ответчика в суде выступал председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству М.Г. Галеев. В своем выступлении он отметил, что Декларация – исторический документ, который был принят на переломе эпох и отражает сложный процесс движения республики к новому статусу. Однако этот документ никогда не был законодательным актом прямого действия. Кроме того, многие республиканские законы, указы, постановления, которые в свое время принимались на основании Декларации, сейчас в рамках приведения в соответствие с федеральным законодательством пересмотрены или отменены. На этом основании сторона ответчика заявила, что не усматривает оснований для продолжения процесса. Изучив материалы дела, Верховный суд РТ постановил прекратить производство по иску прокуратуры РТ на отдельные положения Декларации о государственном суверенитете Татарстана.
VI съезд общественного движения «Татарстан – новый век» 3 июля в Казани состоялся VI съезд республиканского общественного движения «Татарстан – новый век» («ТНВ»), приуроченный к пятой годовщине его образования. Движение возглавляет спикер республиканского парламента Ф.Х. Мухаметшин, а главным идеологом является государственный советник при Президенте Татарстана по политическим вопросам Р.С. Хакимов. В свое время многие наблюдатели рассматривали создание «ТНВ» как процесс конструирования республиканской администрацией очередной «партии власти», которая, как и прежние политические структуры подобного типа, выполнив свою задачу, постепенно исчезнет с политического пространства республики. Образование партии «ЕР» и ее региональных структур в Татарстане рассматривалось как событие, которое должно было предрешить участь «ТНВ». Однако этого не произошло. Ф.Х. Мухаметшин незадолго до думских выборов стал секретарем Политсовета ТРО «ЕР». Осенью 2003 г. на V съезде «ТНВ» было решено поддержать «ЕР» на выборах в Госдуму РФ и в Госсовет РТ; многие представители «ТНВ» были включены в предвыборный список ТРО «ЕР» и стали депутатами республиканского парламента. Позже в Госсовете РТ была образована депутатская группа «ТНВ» из 13 человек, которую возглавил член президиума политсовета «ТНВ» М.Г. Галеев. Важно отметить и такую особенность этого движения: «ТНВ» практически всегда занимает более радикальную позицию, чем официальные республиканские власти по таким вопросам, как отстаивание федерализма, суверенитет Татарстана, распределение бюджетных средств, латинизация татарского языка и др. С основным докладом на съезде выступил Председатель политсовета «ТНВ» Ф.Х. Мухаметшин. Он высказал пожелание, чтобы движение «ТНВ» в ближайшее время стало инициатором общественных дискуссий по проблемам федерализма, языка и культуры народов России. Было заявлено, что «ТНВ» на предстоящих в ближайшее время выборах органов местного самоуправления городов и районов республики (осень 2005 г.) будет участвовать как самостоятельно, так и блокироваться с региональными отделениями федеральных партий демократической направленности. Председателем Политсовета «ТНВ» вновь стал Ф.Х. Мухаметшин.
Судьбы татарской латиницы 28 декабря 2004 г. Верховный суд РТ по иску Прокуратуры республики признал Закон РТ «О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики», принятый Госсоветом РТ в 1999 г., противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Этот закон вступил в противоречие с принятым в декабре 2002 г. Федеральным законом «О внесении дополнений в ст. 3 Закона РФ "О языках народов РФ"», согласно которому государственные языки республик РФ должны строиться на основе кириллицы. В декабре 2003 г. истек срок, в течение которого законодательные органы субъектов РФ должны были привести местные законы в соответствие с федеральными. В январе 2004 г. Прокуратура республики подала иск об отмене Закона 1999 г., однако Верховный суд РТ приостановил рассмотрение иска прокуратуры до вынесения вердикта Конституционного суда РФ. Последний решением от 16 ноября 2004 г. признал Федеральный закон «О внесении дополнений в ст. 3 Закона РФ "О языках народов РФ"», согласно которому государственные языки республик РФ должны строиться на основе кириллицы, не противоречащим федеральной Конституции. Представителем ответчика в Верховном суде выступил председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Р.И. Валеев. Он охарактеризовал весь процесс как политический: во-первых, иск прокуратуры противоречит Конституции РФ, признающей государственный статус республик в составе Федерации; во-вторых, ноябрьское решение Конституционного суда РФ находится в противоречии с ратифицированными Россией международными документами, в частности с Европейской рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств. Ответчик сослался также на постановление Конституционного суда РТ от 24 декабря 2003 г., которое подтвердило право республики самостоятельно решать вопросы, связанные со статусом государственных языков РТ. Представитель прокуратуры признал, что проблема соотношения правомочности определений федерального и республиканского Конституционных судов требует отдельного рассмотрения, однако Верховный суд Татарстана входит в систему федеральных судов и поэтому должен руководствоваться решениями Конституционного суда РФ. В итоге Верховный суд РТ удовлетворил иск прокуратуры. В ответ представители татарского этнополитического движения основали общественное движение «Латинский фронт», в состав которого вошли представители Всемирного конгресса татар, федеральной национально-культурной автономии. Татарского общественного центра, Милли меджлиса, ассоциации татарских деятелей образования «Магариф», женского союза «Ак калфак». Казанского ПЕН-центра и ряда других организаций. В Интернете появилось обращение «Латинского фронта», авторы которого призывают своих сторонников приступить к самостоятельному изучению латиницы и практическому ее использованию в жизни. Спикер татарстанского парламента Ф.Х. Мухаметшин заявил, что в будущем, возможно, придется вновь поднимать перед федеральным законодателем вопрос о переходе татарского алфавита на латинскую графику. А пока необходимо продолжить эксперимент по использованию в татарском языке латинской графики.
Проект изменения процедуры избрания глав исполнительной власти субъектов Федерации Инициатива по изменению процедуры избрания глав исполнительной власти субъектов Федерации, которую предложил 13 сентября 2004 г. Президент РФ В.В. Путин, вызвала бурную реакцию институтов власти и общественности РТ. Пленум ВТОЦ, состоявшийся в конце сентября 2004 г., принял резолюцию против «реставрации тоталитаризма в России», а 15 октября в рамках акций, приуроченных к Дню памяти защитников Казани, прозвучали негативные оценки политических инициатив Президента РФ. 23 октября в Казани общественное движение «Созидание» провело митинг, на котором прозвучало обращение к представителям партий и общественных движений республики создать Комитет защиты демократии. Ораторы говорили о том, что в стране наступает диктатура и происходит это не в последнюю очередь из-за пассивности общественности. 25 октября 2004 г. республиканский парламент обсуждал пакет поправок к федеральным законам «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с известными инициативами Президента РФ. Дискуссия шла относительно самой концепции реформы. В докладах руководителей профильных комитетов содержалась рекомендация одобрить законопроекты. Представители фракции «Единая Россия» поддержали предложение. Ряд депутатов – Р.И. Валеев (председатель комитета Госсовета по науке, образованию, культуре и национальным вопросам), И.Р. Тагиров (профессор КГУ, в прошлом председатель Исполкома Всемирного конгресса татар) и др. – расценили эти законы как старт к ликвидации национальных республик. По их мнению, после перехода к фактическому назначению главы республики он превратится в представителя федеральной власти. «Против» высказались также представители фракции КПРФ. Однако большинством голосов (57 голосов – «за», 19 – «против») республиканский парламент одобрил представленные проекты. 11 ноября 2004 г. на очередном заседании Госсовета РТ в законопроекты было внесено 19 поправок. Наиболее важные из них следующие. Законодательный орган государственной власти субъекта избирает высшее должностное лицо субъекта, а не наделяет его полномочиями. Предложено исключить положение о роспуске Президентом РФ законодательного органа субъекта в случае двукратного отклонения предложенной кандидатуры: если парламент отклоняет одну кандидатуру, Президент РФ, по мнению депутатов, должен внести новую; если региональный парламент отклонит и второго кандидата, надо использовать согласительные процедуры для принятия компромиссного решения. Глава исполнительной власти субъекта Федерации должен иметь полномочия осуществлять координацию деятельности расположенных на территории субъекта региональных структур федеральных органов исполнительной власти. Процедуру возможного отстранения руководителя субъекта от должности предлагается сделать следующей: Президент РФ в течение двух недель вносит на рассмотрение регионального парламента новую кандидатуру. С учетом заявления В.В. Путина о том, что изменение порядка формирования высшей исполнительной власти регионов – вынужденная и временная мера, татарстанские парламентарии предложили, чтобы срок действия законопроекта закончился в 2010 г.
Возмущение среди татарстанских политиков и общественности вызвала серия публикаций в федеральных СМИ, посвященная обсуждению инициатив Президента РФ в Татарстане: «Вертикаль власти уперлась в Татарию», «Шаймиев поднял бунт, которого давно ждали». Статьи с подобными заголовками были не редкостью в «Независимой газете», «Коммерсанте» и других центральных газетах. М.Ш. Шаймиев в интервью агентству «Интерфакс» разъяснил свою принципиальную позицию: предложенные В.В. Путиным меры заслуживают поддержки, но важно не свернуть с курса на демократизацию общественной жизни.
VIII конференция Ассоциации национально-культурных объединений РТ 19 февраля 2005 г. в Казани, в Доме дружбы народов состоялась VIII конференция Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан (АНКО РТ). В конференции участвовали представители 28 этнокультурных объединений, входящих в АНКО РТ, представители республиканских органов власти, администрации Казани. С отчетным докладом выступил председатель правления АНКО РТ С.К. Джаксыбаев. За отчетный период плановая работа велась в культурно-массовом, информационно-издательском, социально-правовом, экономическом направлениях. АНКО организовала традиционные праздники ряда этнических групп: очередной фестиваль украинской культуры, народные праздники марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы. Было отмечено, что с 2004 г. по Указу Президента РТ в качестве ежегодных общереспубликанских мероприятий к празднику Сабантуй добавился и русский фольклорный праздник Каравон. Возобновилось издание журнала и открыт веб-сайт АНКО. В рамках реализации соглашения с МВД РТ о создании Центра социально-правовой защиты иностранных граждан и переселенцев решаются проблемы социальной адаптации мигрантов, регулируются взаимоотношения между диаспорами и правоохранительными органами. Заключены новые соглашения АНКО с Министерством культуры и Министерством науки и образования Татарстана.
VIII съезд Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) 2 апреля 2005 г. в Казани состоялся VIII съезд (курултай) Всетатарского общественного центра (ВТОЦ). В работе съезда участвовали 116 делегатов из Казани, районов и городов РТ; 12 делегатов представляли регионы России: Москву, Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую области и Удмуртию. В зале присутствовали гости от общественных, научных и творческих организаций. Главным лозунгом курултая стали слова: «Сохраним Татарстан как республику, а татарский народ как нацию». С основным докладом выступил председатель ВТОЦ Р.Ф. Ягафаров. Изменения в Конституции РТ, ревизии Договора 1994 г., «назначение» главы республики он назвал фактическим свертыванием государственного суверенитета Татарстана. Это стало возможным из-за спада этнополитической активности, растущего равнодушия к «судьбам нации», отсутствия единства среди имеющихся общественных движений и структур татарского народа. Вместе с тем докладчик выразил уверенность, что органы государственной власти республики, а также лично М.Ш. Шаймиев будут и в дальнейшем отстаивать суверенитет Татарстана и этнокультурные интересы татар. Р.Ф. Ягафаров предложил свое видение путей сохранения татарского народа: укрепление института «татарской семьи», развитие национального образования и возрождение татарских махаллей (национального самоуправления). Важная роль в этих процессах отводится ВТОЦ: во-первых, предлагается активизировать его работу в регионах и создать Всероссийский ТОЦ, во-вторых, создать широкую общественную коалицию во главе с ВТОЦ в защиту республики. Многие делегаты и гости говорили о трагедии татарского языка, усугубившейся по вине федеральных властей, необходимости отстаивать право пользоваться той письменностью, которая более подходит для татарского языка. По итогам дискуссий была принята резолюция, которая положительно оценила работу ВТОЦ и его председателя. Съезд избрал Совет региональных представителей ВТОЦ из 37 человек. По предложению Ягафарова, новым председателем ВТОЦ избрали известного в Татарстане своими полемическими публикациями в республиканской прессе по этноконфессиональным проблемам журналиста Т.Р. Бареева.
Выборы в органы местного самоуправления 24 марта 2005 г. состоялась очередная сессия Госсовета республики, на которой был принят Закон об изменениях порядка выборов органов местного самоуправления (ОМС). Прямые выборы сохраняются только при формировании депутатского корпуса сельских и поселковых представительных органов. Те будут делегировать двух своих представителей в районное муниципальное собрание. В городских муниципальных округах прямые выборы депутатов городских муниципальных собраний сохраняются, однако их число будет ограничено. Как в городах, так и в районах представительные органы будут избирать глав местного самоуправления. На этот пост будет выдвигаться , как правило, председатель соответствующего муниципального собрания. Госсовет определил, что выборы в представительные органы местного самоуправления должны пройти осенью 2005 г. 14 апреля 2005 г. состоялся очередной пленум политсовета движения «Татарстан – новый век», не в последнюю очередь посвященный и предстоящим выборам в ОМС. По мнению лидеров «ТНВ», опыт прошедших в марте 2004 г. выборов в Госсовет РТ показал, что доверие населения к движению сохраняется на высоком уровне. Решено сохранить и политический союз с региональным отделением партии «Единая Россия». При этом само движение (число его членов составляет около 100 тыс. человек) на выборах ОМС должно сыграть более заметную самостоятельную роль. 16 апреля VIII внеочередную республиканскую конференцию провело ТРО «Единой России». Около 200 делегатов, избранных от 45 местных отделений партии «Единая Россия», представляли более 75 тыс. членов партии. Были подведены итоги работы партийной организации, поставлены задачи по подготовке к выборам в ОМС. Многие выступавшие подвергли критике положение Устава партии о необходимости согласовывать списки кандидатов в депутаты выборных органов местного самоуправления с Президиумом Генерального совета «ЕР». На конференции было принято обращение к вышестоящим органам партии пересмотреть эти нормы. Избран новый более сбалансированный в этническом отношении состав регионального политсовета в количестве 35 человек: 18 татар, 17 русских и представителей других этнических групп. Секретарем политсовета единогласно избрали Ф.Х. Мухаметшина.
Вступление М.Ш. Шаймиева в должность Президента Татарстана 25 февраля прошло заседание Госсовета Татарстана, на котором главным вопросом стало обсуждение изменений в Основном законе РТ. С докладами выступили секретарь Госсовета В.Н. Липужина и председатель комитета по вопросам государственного строительства А.С. Федоров. Было рекомендовано заменить выборы Президента РТ процедурой утверждения Госсоветом республики кандидатуры, предложенной Президентом РФ. Парламент должен рассмотреть представленную кандидатуру на должность Президента в течение 14 дней со дня внесения представления. Постановление Госсовета считается принятым, если за него проголосовало более 50 % от установленного числа депутатов. Срок полномочий Президента – пять лет. Высказались и противники принятия закона. В этой ситуации было бы логичнее назвать главу республики не Президентом, а «наместником Президента РФ по Татарстану», сказал депутат Т.А. Миннуллин; он призвал отклонить законопроект и отстаивать свою правоту в суде. Коммунисты говорили об антиконституционности замены прямых выборов Президента на наделение полномочиями. Большинство депутатов, поддерживая в целом принятие законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», предложили внести к нему ряд существенных поправок. А лидер депутатской группы «Татарстан – новый век» М.Г. Галеев так прямо и заявил: «В случае отклонения «неприемлемой кандидатуры» на пост главы республики. Госсовет должен быть готов к тому, что будет распущен». Подводя итоги прений, председатель Госсовета РТ Ф.Х. Мухаметшин назвал вопрос о внесении изменений в татарстанскую Конституцию непростым. «Новый закон накладывает большую ответственность на парламенты субъектов РФ», – сказал он, особо подчеркнув, что рассматриваемый законопроект не отменяет нормы татарстанской Конституции, а лишь приостанавливает некоторые ее положения. «Предлагая довести данный вопрос до суда... некие силы подталкивают наш парламент на необдуманный шаг», – заявил Ф.Х. Мухаметшин. Президент Татарстана М. Шаймиев подчеркнул, что выбор кандидата в Президенты Татарстана остается за республиканским парламентом, и путь конфронтации с федеральным Центром в данной политической ситуации неоправдан. В результате обсуждений законопроект был принят в первом чтении: «за» высказались 70 депутатов (большинство для принятия решений об изменениях в Конституции составляет 67 депутатов). 14 марта возобновило работу 12-е заседание Госсовета РТ. Главным вопросом повестки дня был вопрос об изменениях в Конституции РТ. Депутаты рассмотрели 13 поправок к законопроекту, авторами которых были в основном представители оппозиции – А.В. Штанин и Р.Г. Садыков. Все поправки, в том числе и предложение Р.Г. Садыкова о том, чтобы вместо слов «Президент РТ» внести в текст должность «наместник Президента РФ по РТ», были отклонены абсолютным большинством голосов. Закон об изменениях в Конституции был одобрен и в тот же день подписан Президентом РТ. 25 марта на заседании Госсовета РТ был рассмотрен вопрос о наделении полномочиями Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. Письмо с его кандидатурой представил полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко. В своем программном выступлении М.Ш. Шаймиев изложил основные положения ежегодного послания Президента РТ Госсовету, где он вновь подтвердил приверженность руководства Татарстана федерализму. В послании содержится тезис о том, что в ближайшее время необходимо подготовить новую редакцию Договора РТ и РФ. По мнению Президента РТ, необходим возврат к схемам двойного подчинения территориальных управлений федеральных структур исполнительной власти, что предусматривает наделение высших органов исполнительной власти республики «дополнительными полномочиями по координации деятельности территориальных федеральных органов». «В то время как в мире растет обеспокоенность исламо-христианскими отношениями, мы в республике демонстрируем модель мирных отношений между представителями этих традиционных в России религий», – подчеркнул президент М.Ш. Шаймиев. Была отмечена роль Российского исламского университета (г. Казань) как центра современного исламского образования, «противостоящего ваххабизму и чуждым для республики веяниям». Касаясь проблемы латинизации татарского алфавита, определений федерального Конституционного и республиканского Верховного судов по этому вопросу, М.Ш. Шаймиев заявил: «...мы законопослушные граждане и вынуждены подчиниться решениям судов, хотя понимаем, что развитие родного языка – это право народа и входит в исключительную компетенцию республики». С переходом к новому порядку формирования высшего должностного лица республики, по мнению М.Ш. Шаймиева, повышается роль представительных органов власти: республиканского парламента, политических партий, республиканской Общественной палаты. В социально-экономической сфере намечено перейти к новому качеству жизни, повысить заработную плату бюджетникам, пенсии, а в перспективе выйти по доходам населения на среднеевропейский уровень. После ответов на многочисленные вопросы, заданные в основном представителями оппозиции, состоялось голосование по представленной кандидатуре: «за» высказалось 89 депутатов, «против» – 4, воздержался – 1. Торжественная церемония вступления Президента в должность прошла 25 марта 2005 г. в Концертном зале им. С. Сайдашева. С.В. Кириенко огласил приветствие В.В. Путина. На церемонии выступили заместитель Председателя Госдумы РФ О.В. Морозов, директора крупнейших предприятий и другие представители общественности Татарстана. | |||||||
|