www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 10 октября 2024, 16:39 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Методология и теория татароведения / Рафаэль Хаким. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы |
|
Рафаэль Хаким. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы
Рафаэль Хаким. История татар и Татарстана: методологические и теоретические проблемы. "ПАНОРАМА-ФОРУМ", 1999, №19 - Специальный выпуск. См. ниже полный текст книги в формате RTF (ZIP-архив) с сайта www.tatar.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Преамбула
Идеологический кризис в России и некоторые задачи исторической науки
Логика исторического противостояния России и Татарстана
История татар и Татарстана как самостоятельная научная дисциплина Сочетание территориального подхода с экстерриториальным Учет этнического многообразия истории Влияние религии на исторические процессы Социально-экономические факторы развития общества Анализ истории государственности Общетюркская основа истории татар Место татарской культуры в мировой истории
Заключение
Преамбула
Историческая наука на всем постсоветском пространстве переживает непростой период переосмысления стоящих перед ней новых задач. В царской России была доминирующая историческая дисциплина в виде "Истории Российского государства", включавшая в себя историю других народов, естественно, в аспекте их завоевания или присоединения. После революции период демократии был относительно недолгим и нерусские народы не успели сформировать полноценные исторические школы, оказавшись втиснутыми в Историю СССР как теорию, опиравшуюся не на национальные или государственные, а классовые традиции. Правда это не мешало преподносить историю в содержательной части как преимущественно русскую. Насколько этому придавалось большое значение показывает знаменитое Постановление ЦК ВКП(б) "О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации" от 1944 г., запретившее изучение истории Золотой Орды, исключив таким образом татарский период из истории российской государственности. История ТАССР строго следовала требованиям Истории СССР, являясь ее довеском.
Перестройка всколыхнула историческую мысль на всем пространстве СССР, включая Россию и Татарстан. Если в царское и советское время история каждого народа во многом совпадала с этногенезом, то обретение независимости союзными республиками и объявление государственного суверенитета автономными поставила проблему формулирования исторических исследований совершенно в ином свете. Любая государственность нуждается в своем историческом обосновании и черпает духовный потенциал в традициях. Татарстан, став самостоятельным, перестал зависеть от московской точки зрения и начал вырабатывать собственные взгляды на историю.
Татарское историческое сознание в советский период чувствовало свою ущемленность и даже ущербность. В учебниках истории татаро-монгольское нашествие неизменно рисовалось в самых черных красках. Поэтому было стремление исключить монгольский период из истории и поднять на щит период Булгарского царства, как цивилизацию, противостоявшую монгольскому нашествию. Даже возникло движение так называемых "булгаристов", которые переписывали в паспорте национальность. Демократия дала возможность объективного анализа всех периодов истории, в том числе и Золотой Орды, которая оказалась не "дикой ордой", а высокоразвитым цивилизованным государством. Это стало едва ли не самым главным событием в исторической науке Татарстана за последние десять лет. Одновременно шло переосмысление других периодов в истории татар и Татарстана, а также исследование такого значимого фактора в истории как ислам. В то же самое время историческая мысль России оказалась в довольно сложном положении. Она попала под огонь критики с самых разных сторон: за приверженность марксистско-ленинской методологии, необъективность изложения русской истории, пренебрежение историей других народов и т.д. Она потеряла прежние методологические устои, а новые выработать еще не успела. Более того она перестала выполнять роль эталона для историков, а потому историческая наука Татарстана оказалась перед необходимостью самостоятельно формулировать свои методологические и теоретические основы.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |
|