www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 10 октября 2024, 16:46 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент |
|
Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент
Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань, 2002. – 295 с.
Научный и ответственный редактор – доктор искусствоведения Г.Ф.Валеева-Сулейманова
Книга издана Департаментом по поддержке малого и среднего предпринимательства в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О программе сохранения и развития народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан на период до 2006 г.», а также по решению Художественно-экспертного совета Республики Татарстан по народно-художественным промыслам. Председатель совета - НА. Мустафаев.
Книга является уникальным сводом татарского народного орнамента, раскрывает все виды узоротворчества народа, включая архитектурный декор и монументальную резьбу по камню, такие виды декоративно-прикладного искусства, как кожаная мозаика, вышивка, ткачество, ковроделие, золотое шитье, ювелирное искусство, художественный металл, оформление народного жилища. Материал книги является результатом многолетних научных и экспедиционных изысканий автора и представляет интерес не только как фундаментальное академическое исследование, но и как методическое, практическое пособие для художников, архитекторов, дизайнеров, мастеров народных промыслов. Предназначена для всех интересующихся искусством, культурой и историей татарского народа.
От редактора
Это второе дополненное и доработанное издание вышедшей в свет в Казани в 1969 году монографии Ф.Х.Валеева «Орнамент казанских татар». Во втором издании впервые представлены цветные и черно-белые авторские рисунки в виде Приложения из таблиц, подготовленных Ф.Х.Валеевым для самостоятельного альбома «Татарский народный орнамент». Альбом не смог быть издан и лишь двадцать лет спустя после его создания выходит в свет в качестве иллюстрированного приложения к данной книге. Поэтому она получила новое название и, кроме того, в ее новом дополненном варианте внесены некоторые коррективы в текст и изменено художественное оформление.
Несколько слов об авторских рисунках альбома - Приложениях. В них представлены основные виды декоративного искусства: керамика, резьба по камню, резьба по дереву и цветовое оформление жилища, узорное ткачество и безворсовое ковроделие, вышивка, золотое шитье, кожаная мозаика, ювелирное искусство, отражающие лучшие образцы татарского орнамента. Они являются частью экспедиционного материала, собранного Ф.Х.Валеевым в течение почти двадцати лет на территории Республики Татарстан и смежных с ней республик и областей с татарским населением. Среди рисунков есть и отдельные произведения искусства, в том числе средневекового периода, из фондов Национального музея РТ, Государственного музея изобразительных искусств РТ, Государственного Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля, Русского музея, Музея этнографии народов России. При подготовке альбома были использованы также материалы музеев Чистополя, Сарапула, Касимова и других городов.
Г.Ф.Валеева-Сулейманова
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Татарское декоративно-прикладное искусство Татарский орнамент в декоративно-прикладном искусстве Растительный орнамент Геометрический орнамент Зооморфный орнамент Композиция и размещение орнамента. Бытовые комплексы узоров Татарский орнамент как исторический источник Таблицы Приложение Литература Принятые сокращения
ВВЕДЕНИЕ
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала. Наряду с художественно-эстетическими сторонами в орнаменте довольно выпукло проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.
Эти корни связаны с типичными для кочевой культуры видами искусства, в которых разработка орнамента исходила в своей основе из техники аппликации и мозаики по коже и шерсти, тамбурной вышивки, войлоковаляния и др. Оказанные виды техники орнаментации, сохранившиеся до сегодняшнего дня в народном творчестве, способствовали развитию криволинейных мотивов, узоров и в целом своеобразного стиля, оказавшего значительное влияние на более поздний орнамент, связанный с другими видами техники орнаментации (резьба по камню, дереву, некоторые виды ювелирной техники и др.).
Процесс взаимопроникновения и взаимообогащения орнамента земледельческого и скотоводческого типов, их синтез в искусстве народа начался, по-видимому, еще задолго до образования феодальных татарских государств. Известная роль в этом процессе относилась и к тем этнокультурным взаимоотношениям, которые постоянно существовали у татар и их предков с соседними земледельческими и скотоводческими народами.
Устойчивость орнамента, связанного с бытом, традициями и обычаями народа, привела к своеобразному сосуществованию орнамента двух типов - древнего скотоводческого и земледельческого, давших начало развитию ряда производных узоров. Различные исторические напластования обусловили многообразие и сложность орнамента, который в процессе своего длительного развития уже в первой половине XVI в. имел ярко выраженные стилевые признаки, связанные с художественными традициями волжско-камских булгар и золотоордынских татар.
Однако татарский орнамент от относительно скромной и суховатой простоты орнамента булгарского периода шагнул к формам более динамичным, декоративно насыщенным, в которых основное место отводилось традиционному «цветочному стилю». Зарождение этого «нового» стиля падает на конец XV - первую половину XVI вв. - период экономического подъема Казанского ханства и расцвета различных видов народного творчества. Особенности этого стиля наиболее выпукло проявились в резной орнаментике надгробий, в ювелирных изделиях, в отдельных архитектурных деталях монументальных сооружений Казани, которым присущи характерные для этого времени черты так называемой «восточной барочности». Орнамент первой половины XVI в. завершал собой художественные традиции ранне-феодального периода и закладывал более совершенные основы развития орнамента последующих эпох. В совершенствовании «нового» стиля определенную роль сыграли те традиционные исторические и культурно-экономические взаимоотношения, которые были установлены у предков современных татар со многими народами Востока и особенно с народами Кавказа, Передней и Малой Азии и которые в XV в. и первой половине XVI в. значительно оживились.
Сравнительно-историческое изучение показывает, что при наличии в татарском орнаменте ряда общетюркских элементов в нем имеется и весьма архаическая группа, обнаруживающая связь с орнаментом древнего горно-алтайского искусства первого тысячелетия до н.э. Широко распространена большая группа орнаментов средневекового периода (начиная с булгарских времен), родственная орнаменту народов огузо-печенежского происхождения, что указывает на древнюю этногенетическую связь татарского народа с огузо-печенежской группой тюркоязычных народов. В то же время в орнаменте татар имеются элементы, обнаруживающие родственность с орнаментом племен и народов кипчакской языковой группы.
Здесь не может быть речи о так называемых «заимствованиях», поскольку разговор идет о древнем орнаменте в массовых видах народного творчества. Мы не говорим об искусстве господствующих классов, об искусстве, в котором элементы восточной феодальной культуры нашли определенное отражение. Однако и здесь народное творчество проникало в искусство господствующих классов, вносило в него элементы народности и черты национального своеобразия.
Несомненно, что сложные исторические условия формирования культуры и искусства народа предопределили наличие в татарском орнаменте элементов орнамента других племен и народностей, сыгравших определенную роль в культуре и этногенезе казанских татар. Поэтому изучение татарского орнамента требует использования материалов по народному искусству ряда других народов. К сожалению, искусствоведческая и этнографическая литература в области народного изобразительного искусства и особенно орнамента тюркоязычных народов Востока и финно-угорских народов Поволжья располагает недостаточным сравнительным материалом, который давал бы возможность проводить более глубокие исследования. Недостаточны еще материалы и в целом по искусству татар Поволжья и Приуралья, особенно татаро-мишарской группы, имеющей отличия в прошлой культуре. Малочисленны материалы и по орнаменту волжско-камских булгар, от которых сохранились в основном произведения городских ремесленников-профессионалов (ювелиров, резчиков по кости, камню). Надо отметить, что в своих исследованиях мне приходится сравнивать народный орнамент казанских татар с орнаментом городских изделий волжско-камских булгар. Это вполне допустимо, так как творчество ремесленников-профессионалов в период средневековья тесно переплеталось с народным творчеством и отражало его художественные традиции и концепции.
Специального изучения татарского орнамента, как и в целом декоративно-прикладного искусства татар, до этой работы почти не было. Среди весьма многочисленной и разрозненной литературы, связанной с описанием отдельных видов искусства и отдельных художественных изделий народа, выделялось несколько небольших работ искусствоведа П.М.Дульского (1936, 1948), в которых автор проводит некоторые параллели между орнаментом казанских татар и волжско-камских булгар. Более полные сведения по народному искусству казанских татар в этнографическом плане содержались в некоторых работах Н.И.Воробьева (19306, 1953). Однако в них орнамент казанских татар почти не затрагивается. Большое значение в популяризации татарского орнамента имели два альбома художника П.Т.Сперанского с орнаментами татарских вышивок (1948, 1953).
Впервые планомерные и комплексные исследования декоративно-прикладного искусства, архитектуры и орнамента казанских татар были начаты в 1959г. Казанским институтом языка, литературы и истории АН СССР. Результатом многолетних исследований в области татарского декоративно-прикладного искусства и явилась настоящая монография.
Полевые материалы, положенные в основу работы, касаются районов, заселенных еще в древнейшие времена предками казанских татар, составлявшими основное ядро Булгарии. Это, в основном, территория так называемого Заказанья[1], а также районы по линии Кукмор, Сабы, Мамадыш, Елабуга. Кроме того, в работе использованы материалы, собранные автором в различных музеях Казани, Москвы, Ленинграда и городов Поволжья.
Основное внимание в работе уделяется систематизации, особенностям, стилевым признакам и анализу видов татарского орнамента конца XVIII - начала XX вв.; исследуются вопросы, связанные с развитием и спецификой узоротворчества (композиция, размещение) и художественно-образной выразительностью орнамента. Однако исследование связано не только с искусствоведческими, но и историко-этнографическими аспектами орнамента. Определенное место отводится изучению татарского орнамента как исторического источника, способствующего раскрытию этногенеза народа, его этнокультурных взаимосвязей.
Внимание к татарскому орнаменту вызывается не только проблемами, связанными с их научным характером и представляющими определенный интерес для искусствоведов, этнографов, историков, но и практическими задачами творческого освоения богатейшего орнаментального наследия народа художниками, архитекторами, мастерами художественной промышленности.
Реалистическая основа восприятия действительности, отраженная в народном орнаменте, придает произведениям татарских мастеров и мастериц особенно большую художественную и познавательную ценность. Реализм татарского орнамента базируется на его глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа, с теми техническими приемами узоротворчества, которые определяли органичность узора с материалом и назначением бытового изделия.
До сегодняшнего дня орнамент продолжает играть в творчестве народа огромную роль. Однако содержание его в современных условиях значительно изменилось и обогатилось: в нем, наряду с использованием всего лучшего, что было создано татарским народом за время его существования, появились новые, неизвестные в прошлом сюжетно-изобразительные мотивы.
Предлагаемая вниманию читателя работа не претендует, разумеется, на полное и окончательное решение всех вопросов, связанных с изучением татарского орнамента как в искусствоведческом, так и в историко-этнографическом плане.
В заключение автор приносит глубокую благодарность сотрудникам Государственного музея ТАССР (ныне Национальный музей РТ - прим. ред.), Государственного музея этнографии народов СССР (ныне Музей этнографии народов России - прим. ред.), Русского музея, любезно предоставившим коллекции по декоративно-прикладному искусству казанских татар, а также профессорам Н.И.Воробьеву С.В.Иванов и Л.И.Ремпелю за их ценные советы и указания, сделанные при подготовке к печати настоящей работы.
Иллюстрации в виде черно-белых фотографий, зарисовок и схем сделаны автором. [1] Современный Арский, Балтасинский и Высокогорский районы, север и северо-запад Сабинского и север Верхнеуслонского районов.
| |||||||||||||||
|