www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 10 октября 2024, 17:51 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе |
|
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» НОУ ВПО «Российский исламский университет»
Серия «Углубленное изучение истории и культуры ислама»
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учеб. пособие. – Казань: Магариф, 2008. – 223 с.
ISBN 978-5-7761-1898-2
Учебное пособие впервые раскрывает становление и развитие мусульманского искусства в Волго-Уральском регионе, рассматривает декоративное и изобразительное творчество татар в контексте художественной традиции ислама. Предлагается концепция мусульманского искусства как явления, детерминированного философско-эстетическими, историческими и этнокультурными факторами. Пособие предназначено для преподавателей и студентов по направлению подготовки (специальности) «Теология»; представляет интерес для искусствоведов, историков, этнографов, культурологов.
Введение
Волго-Уральский регион – культурно-историческое пространство, издавна находящееся в зоне контактов тюркского, славянского и финно-угорского этносов, на границах исламской, христианской и языческой цивилизаций. В искусстве проживающих здесь народов в результате длительного взаимодействия сложились общие черты и слой традиций, восходящих к древности, средневековью, новому и новейшему времени. В то же время каждый из народов развивался в пространстве собственной этно-культуры и религиозных воззрений, выработанных и рационально освоенных коллективным сознанием.
Первой монотеистической религией, принятой в Поволжье, был ислам. На его основе утвердилась мусульманская культура, положившая начало средневековой городской цивилизации. На протяжении тысячелетней истории ислам не только глубоко отразился в общественных отношениях и религиозном сознании, но и создал своеобразное духовно-эстетическое пространство для развития мусульманского искусства. Наряду с архитектурой, музыкой, литературой, это искусство развивалось в формах декоративного и декоративно-прикладного творчества, произведения которого участвуют в создании эстетической предметно-пространственной среды жизнедеятельности мусульманина.
Под термином «исламское и мусульманское искусство» подразумевается художественная культура, созданная мусульманскими народами, проживающими в широком географическом ареале – от Индии на востоке и Испании, Португалии на западе, восточной и центральной Африки на юге и Волго-Уральского региона на севере. Если мы окинем взором традиционное искусство мусульманских народов, то, несмотря на все территориальные границы и этнические различия, обнаружим в нем общность и образно-стилевое единство. Они отражают суть мировоззрения ислама и поэтому к мусульманскому искусству можно отнести лишь те произведения, которые были созданы по канонам исламской эстетики.
Становление мусульманского искусства происходило по мере приобщения тех или иных народов к исламу. Зарождались новые виды художественных ремесел и высоких форм искусства, утверждались творческая концепция содержания и формы, критерии изобразительности. Произведения создавались в процессе творческого освоения классических образцов исламского искусства и синтеза их с местными традициями. В результате этого сложились региональные и локальные очаги исламского искусства, возникли национальные художественные школы.
Своеобразным географическим и культурным ареалом в исламском мире является территория Волго-Уральского региона. Мусульманское искусство здесь в период своего становления отражало идеологию сложившегося в X веке крупного феодального государства – Волжской Булгарии и поэтому первоначально получило развитие в высоких формах городского художественного ремесла. Однако со временем оно приобрело всеобщий характер и стало неотъемлемой частью народной культуры, особенно после завоевания края Россией, когда мусульманами была потеряна своя государственность.
Развитие мусульманского искусства в регионе претерпело периоды подъемов и спадов, что было связано с расцветом и падением средневековых тюрко-татарских государств, влиянием капиталистического производства в XVIII – начале XX веков, утверждением социалистической идеологии и плановой экономики в XX веке, процессами культурного возрождения в конце XX – начале XXI века. Многовековая устойчивость в преемственности мусульманского искусства способствовала его глубокому проникновению в народное сознание. Поэтому мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе, наряду с чертами, характерными для всего исламского мира, несет в себе этнокультурные традиции татарского народа.
Многовековая история развития отразила процессы тесного взаимодействия с искусством арабо-, ирано- и тюрко-мусульманского миров, под влиянием которых были созданы выдающиеся произведения декоративного и декоративно-прикладного искусства. Они украшали пространственную среду, сопровождали мусульманина в его повседневной жизни, привносили в нее эстетику и духовность. Высокого уровня развития достигли ювелирное искусство, производство керамических изделий и тканей, искусство золотного шитья и вышивка, ковроделие, резная кость, художественная обработка металла, дерева и камня. Татарскими мастерами были созданы такие уникальные виды декоративно-прикладного искусства, как кожаная мозаика, объемная (бугорчатая) филигрань, внесшие вклад в сокровищницу не только мусульманской, но и мировой культуры. Значительную роль играла каллиграфия, получившая развитие в татарской рукописной книге, шамаилях и в резной эпиграфике на камне, металле и кости.
Данное учебное пособие впервые представляет вниманию читателя: – историко-художественную парадигму мусульманского искусства в Волго-Уральском регионе; – эволюцию и этапы развития этого искусства с эпохи средневековья до настоящего времени; – доисламское искусство предков татар в контексте генезиса тюрко-мусульманской традиции; – художественные особенности и специфику развития мусульманских традиций в основных видах декоративного и изобразительного искусства, включая искусство каллиграфии; – сведения о творчестве отдельных народных мастеров и профессиональных художников; – основные параметры развития современного художественного языка мусульманского искусства; – вклад мусульман Волго-Уральского региона в художественное наследие мировой культуры.
Практическая значимость учебного пособия заключается в системном изложении материала по мусульманскому искусству Волго-Уральского региона, что позволяет использовать его в обучающих программах по дисциплинам, связанным с углубленным изучением истории и культуры ислама.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Основы исламского искусства 6 Глава 2. Доисламское искусство в Поволжье 18 Глава 3. Становление мусульманского искусства в Волжской Булгарии 44 Глава 4. Имперское мусульманское искусство Золотой Орды 79 Глава 5. Мусульманское искусство в эпоху расцвета Казанского ханства и его падения 109 Глава 6. Возрождение и традиции мусульманского искусства татар в XVIII – начале XX вв. 127 Глава 7. Декоративное искусство в архитектуре 139 Глава 8. Декоративно-прикладное искусство и ремесла 162 Глава 9. Искусство каллиграфии и шамаили 182 Глава 10. Традиции мусульманского искусства в XX – начале XXI вв. 207 Заключение 218 Приложение 219 Рекомендуемая литература 221
| |
|