www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 10 октября 2024, 17:51

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе  •  Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана  •  Искусство и этнос: новые парадигмы  •  Исламское искусство в Волго-Уральском регионе  •  Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент  •  Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе
    (С углубленным изучением истории и культуры ислама): Учеб. пособие. – Казань: Магариф, 2008. – 223 с.
     

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

    НОУ ВПО «Российский исламский университет»

     

    Серия «Углубленное изучение истории и культуры ислама»

     

    Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учеб. пособие. – Казань: Магариф, 2008. – 223 с.

     

    ISBN 978-5-7761-1898-2

     

    Учебное пособие впервые раскрывает становление и развитие мусульманского искусства в Волго-Уральском регионе, рассматривает декоративное и изобразительное творчество татар в контексте художественной традиции ислама. Предлагается концепция мусульманского искусства как явления, детерминированного философско-эстетическими, историческими и этнокультурными факторами.

    Пособие предназначено для преподавателей и студентов по направлению подготовки (специальности) «Теология»; представляет интерес для искусствоведов, историков, этнографов, культурологов.

     

    Введение

     

    Волго-Уральский регион – культурно-историческое пространство, издавна находящееся в зоне контактов тюркского, славянского и финно-угорского этносов, на границах исламской, христианской и языческой цивилизаций. В искусстве проживающих здесь народов в результате длительного взаимодействия сложились общие черты и слой традиций, восходящих к древности, средневековью, новому и новейшему времени. В то же время каждый из народов развивался в пространстве собственной этно-культуры и религиозных воззрений, выработанных и рационально освоенных коллективным сознанием.

     

    Первой монотеистической религией, принятой в Поволжье, был ислам. На его основе утвердилась мусульманская культура, положившая начало средневековой городской цивилизации. На протяжении тысячелетней истории ислам не только глубоко отразился в общественных отношениях и религиозном сознании, но и создал своеобразное духовно-эстетическое пространство для развития мусульманского искусства. Наряду с архитектурой, музыкой, литературой, это искусство развивалось в формах декоративного и декоративно-прикладного творчества, произведения которого участвуют в создании эстетической предметно-пространственной среды жизнедеятельности мусульманина.

     

    Под термином «исламское и мусульманское искусство» подразумевается художественная культура, созданная мусульманскими народами, проживающими в широком географическом ареале – от Индии на востоке и Испании, Португалии на западе, восточной и центральной Африки на юге и Волго-Уральского региона на севере. Если мы окинем взором традиционное искусство мусульманских народов, то, несмотря на все территориальные границы и этнические различия, обнаружим в нем общность и образно-стилевое единство. Они отражают суть мировоззрения ислама и поэтому к мусульманскому искусству можно отнести лишь те произведения, которые были созданы по канонам исламской эстетики.

     

    Становление мусульманского искусства происходило по мере приобщения тех или иных народов к исламу. Зарождались новые виды художественных ремесел и высоких форм искусства, утверждались творческая концепция содержания и формы, критерии изобразительности. Произведения создавались в процессе творческого освоения классических образцов исламского искусства и синтеза их с местными традициями. В результате этого сложились региональные и локальные очаги исламского искусства, возникли национальные художественные школы.

     

    Своеобразным географическим и культурным ареалом в исламском мире является территория Волго-Уральского региона. Мусульманское искусство здесь в период своего становления отражало идеологию сложившегося в X веке крупного феодального государства – Волжской Булгарии и поэтому первоначально получило развитие в высоких формах городского художественного ремесла. Однако со временем оно приобрело всеобщий характер и стало неотъемлемой частью народной культуры, особенно после завоевания края Россией, когда мусульманами была потеряна своя государственность.

     

    Развитие мусульманского искусства в регионе претерпело периоды подъемов и спадов, что было связано с расцветом и падением средневековых тюрко-татарских государств, влиянием капиталистического производства в XVIII – начале XX веков, утверждением социалистической идеологии и плановой экономики в XX веке, процессами культурного возрождения в конце XX – начале XXI века. Многовековая устойчивость в преемственности мусульманского искусства способствовала его глубокому проникновению в народное сознание. Поэтому мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе, наряду с чертами, характерными для всего исламского мира, несет в себе этнокультурные традиции татарского народа.

     

    Многовековая история развития отразила процессы тесного взаимодействия с искусством арабо-, ирано- и тюрко-мусульманского миров, под влиянием которых были созданы выдающиеся произведения декоративного и декоративно-прикладного искусства. Они украшали пространственную среду, сопровождали мусульманина в его повседневной жизни, привносили в нее эстетику и духовность. Высокого уровня развития достигли ювелирное искусство, производство керамических изделий и тканей, искусство золотного шитья и вышивка, ковроделие, резная кость, художественная обработка металла, дерева и камня. Татарскими мастерами были созданы такие уникальные виды декоративно-прикладного искусства, как кожаная мозаика, объемная (бугорчатая) филигрань, внесшие вклад в сокровищницу не только мусульманской, но и мировой культуры. Значительную роль играла каллиграфия, получившая развитие в татарской рукописной книге, шамаилях и в резной эпиграфике на камне, металле и кости.

     

    Данное учебное пособие впервые представляет вниманию читателя:

    – историко-художественную парадигму мусульманского искусства в Волго-Уральском регионе;

    – эволюцию и этапы развития этого искусства с эпохи средневековья до настоящего времени;

    – доисламское искусство предков татар в контексте генезиса тюрко-мусульманской традиции;

    – художественные особенности и специфику развития мусульманских традиций в основных видах декоративного и изобразительного искусства, включая искусство каллиграфии;

    – сведения о творчестве отдельных народных мастеров и профессиональных художников;

    – основные параметры развития современного художественного языка мусульманского искусства;

    – вклад мусульман Волго-Уральского региона в художественное наследие мировой культуры.

     

    Практическая значимость учебного пособия заключается в системном изложении материала по мусульманскому искусству Волго-Уральского региона, что позволяет использовать его в обучающих программах по дисциплинам, связанным с углубленным изучением истории и культуры ислама.

     

     

    Содержание

     

    Введение   3

    Глава 1. Основы исламского искусства 6

    Глава 2. Доисламское искусство в Поволжье   18

    Глава 3. Становление мусульманского искусства в Волжской Булгарии 44

    Глава 4. Имперское мусульманское искусство Золотой Орды  79

    Глава 5. Мусульманское искусство в эпоху расцвета Казанского ханства и его падения  109

    Глава 6. Возрождение и традиции мусульманского искусства татар в XVIII – начале XX вв.  127

    Глава 7. Декоративное искусство в архитектуре  139

    Глава 8. Декоративно-прикладное искусство и ремесла  162

    Глава 9. Искусство каллиграфии и шамаили  182

    Глава 10. Традиции мусульманского искусства в XX – начале XXI вв.  207

    Заключение  218

    Приложение  219

    Рекомендуемая литература  221

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ