www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Понедельник, 29 апреля 2024, 16:00

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Этногенез и культура татар / Ф.Ш.Сафина. Ткачество татар Поволжья и Урала
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Р.К.Уразманова. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX–нач. XX вв.)  •  Cибирские татары  •  Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в.  •  С.В.Суслова, Р.Г.Мухамедова. Народный костюм татар Поволжья и Урала (середина XIX–начало ХХ вв.)  •  Д.М.Исхаков. Татары. Краткая этническая история  •  Ф.Ш.Сафина. Ткачество татар Поволжья и Урала  •  Татары и Татарстан в XX – начале XXI веков (этностатистика)  •  Д.М.Исхаков. От средневековых татар к татарам нового времени  •  Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования  •  Атлас «Тартарика. Этнография»  •  Халиков Н.А. Хозяйство татар Поволжья и Урала (середина XIX - начало ХХ вв.)  •  Р.К. Уразманова. Быт нефтяников-татар юго-востока Татарстана  •  Этнография татарского народа  •  Tatars  •  М.И.Ахметзянов, Ф.Л.Шарифуллина. Касимовские татары (по генеалогическим и этнографическим материалам)  •  Татары  •  Серия «Этнологические исследования в Татарстане»  •  Суслова С.В. История костюма тюркских народов (этнографическое исследование татарской народной одежды)  •  Мухаметшин Ю.Г., Халиков Н.А. Усадьба тюркских народов: сельское жилище татар Поволжья и Урала (конец XIX – начало XX вв.)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.  •  Исхаков Д.М. Между Булгаром и Казанью  •  Исхаков Д.М. Историческая демография татар  •  Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Ф., Завгарова Ф.Х., Мухаметзянова А.Р. Мусульманский культ святых у татар: образы и смыслы  •  История и культура сибирских татар (с древнейших времен до начала XXI века)  •  Уразманова Р.К. Праздничная культура и культура праздников татар. XIX – нач. XXI вв.

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Ф.Ш.Сафина. Ткачество татар Поволжья и Урала
    Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань: Изд-во «Фэн», 1996. - 206 с.
     

    Сафина Ф.Ш. Ткачество татар Поволжья и Урала. Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань: Изд-во «Фэн», 1996. - 206 с.

     

    В книге прослеживается развитие татарского народного ткачества с конца XIX до начала XX века. Впервые в этнографической науке характеризуются основные процессы татарского ткачества, его разнообразие и богатство, социальная значимость и место в художественном наследии татарского народа. Книга рассчитана на историков, этнографов, краеведов и на широкий круг читателей.

     

             За эту работу Фирсина Шаймулловна Сафина (1938-2008) была удостоена Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники (1999 г.)

     

        

    Содержание

     

    Введение

    Глава I. Сырье и способы его обработки

    1. Сырье

    2. Традиционные способы обработки сырья

    Глава II. Технология ручного ткачества

    1. Ткацкие станы

    2. Техника изготовления тканей

    Глава III. Ткани и их использование в быту

    1. Ткани для одежды

    2 Ткани бытовые и декоративные

    Заключение

    Иллюстрации

    Карты

    Приложение

    Список сокращений

     

    Введение

    В истории материальной культуры татар Среднего Поволжья и Приуралья важное место занимает ткачество. Однако этот богатый пласт национальной культуры не подвергался специальному монографическому исследованию в историко-этнографическом плане. Имеющиеся публикации освещают лишь аспекты ткачества и, естественно, далеко не исчерпывают всего многообразия общерегиональных и локальных сюжетов темы.

    Цель настоящего исследования заключается в историко-этнографическом анализе комплекса традиционного домашнего ткачества татарского населения Среднего Поволжья и Приуралья в конце XIX–начале XX вв. В соответствии с этим в работе поставлены следующие задачи: во-первых, показать исторически сложившееся общее состояние татарского домашнего ткачества в изучаемое время; во-вторых, представить этнографическую характеристику национального домашнего ткачества: обработку сырья, прядение, крашение, орудия труда, технологию изготовления, способов художественного оформления тканей многоцелевого бытового и декоративного назначения; в-третьих, разработать типологическую классификацию основных орудий труда ткачей, видов тканей, приемов их орнаментации и на основе выделенных типов признаков провести картографирование и определить основные этнографические комплексы татарского домашнего ткачества и их территориальность.

     

    Способ изготовления тканей. (Шали, Пестречинский район РТ)

    Полотенце. Браная (выборная) техника. (Такталачук, Актанышский район РТ)

     

    Следует подчеркнуть, что такой крупный регион, как Среднее Поволжье и Приуралье (карта 1), населенный разноэтническим населением, особо интересен для этнографических исследований. Собранный в регионе этнографический материал по ткачеству татар открывает перспективу для типологического сравнительного анализа, дает возможность для более объективного и углубленного рассмотрения их территориального сходства и локально выраженных особенностей.

    Весьма интересны для нашей темы и хронологические рамки исследования, а именно: конец XIX–начало XX вв. В этот период стойко законсервировались архаические явления и элементы, важные для понимания этапов развития материальной культуры. Избранное время показательно и существенными изменениями в хозяйственной деятельности татарских крестьян, обусловленными заметными сдвигами в социально-экономической ситуации. В результате в сельской культуре, не исключая и ткачество, исчезали одни и появлялись новые явления, вызванные проникновением в патриархальную крестьянскую среду товарно-денежных отношений. Необходимо отметить, что этнографический облик татарского ткачества сложился в течение долгого времени и под воздействием многообразных причинно-обусловленных факторов: природно-климатических, исторических, социально-экономических и др. Сила совокупного воздействия данных условий на рассматриваемый объект культуры была различной в разных пространственных и временных рамках. Вследствие этого возникло сложное многокомпонентное содержание ткачества, в котором, наряду с общими для всех народов региона традиционными параметрами, наблюдались многовариативные, зачастую локальные, этнографические реалии в самых разнообразных сочетаниях, устойчивые метки этнической специфики, следы ранних и поздних этнокультурных контактов с сопредельными и отдаленными народами. Все это являлось концентрированным отражением становления и развития (в данном случае на примере ткачества) материальной культуры народа, его сложной этнической истории – происхождения, этногенетических процессов. Поэтому при непременном соблюдении ретроспективного метода исследования и тщательно выверенном сравнительно-историческом анализе этнографические материалы по ткачеству могут служить надежным и ценным источником для освещения некоторых вопросов этнической истории татарского народа. Наконец, в контексте обоснования хронологических рамок исследования немаловажным является тот факт, что данный период этнографически доступен для исследования благодаря наличию солидного источникового материала.

    Намеченное исследование возможно лишь на базе массового фактического материала, при комплексном использовании всего корпуса источников (полевого, музейного, архивного, литературного).

     

    Женская рубаха. Пестрядь. (Тат. Ключи, Юкаменский район Удмуртии)

    Полотенце. Браная (выборная) техника. (Такталачук, Актанышский район РТ )

     

    Массовым является полевой этнографический материал, полученный в результате сплошного этнотерриториального обследования, в том числе и собранного автором данной монографии в ходе экспедиций 1970–1991 годов.

    Другим важным источником являются этнографические коллекции, хранящиеся в фондах центральных и региональных музеев. Музейные коллекции при условии их точной датировки и научной паспортизации имеют несомненное преимущество в сравнении с литературными источниками. Самое крупное их собрание находится в Государственном объединенном музее Республики Татарстан (представлены материалы по казанским татарам, мишарям, кряшенам, бесермянам), относящееся к концу XIX–началу XX вв. Вещевой материал музея, отражающий состояние татарского домашнего ткачества, сгруппирован в 350 коллекциях и составляет более 2 тыс. тканых предметов. Наиболее интересные тканые образцы поступили из Музея народов Востока в 1920 г., а также из личных собраний Н.И.Воробьева и П.М.Дульского.

    Вторым по объему и значению собранием по татарскому народному ткачеству являются фонды Российского этнографического музея в С.-Петербурге. В коллекциях этого музея имеются предметы ткачества и тканых изделий по многим группам татар Среднего Поволжья и Приуралья. Большую часть коллекций составляют одежда, предметы домашнего убранства: полотенца, занавеси, ковры, подстилки для нар и т.д. Анализ этих материалов позволяет выяснить дифференцированность тканей многообразного назначения среди социальных групп населения, «национальные вкусы» в предпочтении материала, цветового колорита, мотивов орнамента тканей, технику и способы их изготовления и т.д. К сожалению, в коллекционных собраниях отмеченных музеев ткацкие станы почти не представлены, в лучшем случае имеются лишь отдельные детали, поэтому характеристика отдельных типов татарских ткацких станов дана нами на основе литературных источников и по рассказам информаторов.

    В работе использованы также интересные коллекции по узорному ткачеству казанских татар (полотенца, скатерти, занавеси и т.д.), хранящиеся в фондах Музея изобразительных искусств Татарстана.

    Этнографическую ценность представляют предметы ткачества, отложившиеся в фондах музеев различных городов страны, особенно Москвы, Саратова, Уфы, Пензы, Касимова, Слободска (Киров, обл.) и др. Татарские коллекции, содержащие предметы домашнего ткачества, имеются в более чем 30 музеях страны. Они достаточно многочисленны и дают возможность представить специфические особенности ткачества различных этнографических групп татарского населения. Помимо этого в работе использованы тканые вещевые материалы многочисленных районных и сельских музеев автономных республик и областей Среднего Поволжья и Приуралья.

    В целом, музейные и этнографические коллекции, в ряде случаев, позволили восстановить облик тканых изделий середины XIX в., а иногда и более ранних. Кроме того, музейные коллекции восполнили недостающие фактологические звенья в элементах ткачества некоторых периферийных групп татар. Все это расширило возможности сравнительной оценки местных особенностей домашнего производства тканей, способствовало уяснению общенациональных черт в татарском ткачестве и локально выраженных его особенностей.

    Интересным источником для нашего исследования явились рукописи, чертежи, фотографии, собранные сотрудниками отдела этнографии ИЯЛИ АН Татарстана и хранящиеся в его архиве.

    Наиболее ранние сведения о тканях и ткачестве предков татар мы можем встретить у различных авторов, начиная с Х века. По сообщениям восточных авторов Ибн-Фадлана1, Аль-Гарнати2 и др. у булгар в широком употреблении были различные ткани, среди которых, очевидно, преобладали ткани местного изготовления. По палеоботаническим материалам с именьковских и раннебулгарских памятников (до Х в.) известно, что в числе других сельскохозяйственных культур на полях выращивали коноплю. Конопля и лен возделывались в домонгольской Булгарии3. В добулгарских археологических культурах V–VIII вв. наиболее часты находки отпечатков льняных и конопляных тканей и большого количества пряслиц4. Кроме того, в поэме «Кысса-и Юсуф», написанной в начале XIII в. выходцем, как полагают исследователи5, из биляро-булгарской среды поэтом Кул Гали, неоднократно описаны ткани, изготовленные из кумача6. Упоминания о тканях казанских татар имеются в трудах и путевых заметках западных авторов С.Герберштейна7 и Адама Олеария8, побывавших в Поволжье в ХVI-ХVII вв., Бруина Карнелия9 и барона Мейерберга. (Собрание рисунков к путешествию Мейерберга, 1827. – Т. 39 (12), выполненное А.А.Мазановым). Более подробные и разносторонние сведения о ткачестве и тканях приводят участники академических экспедиций, маршруты которых во второй половине XVIII в. проходили по Среднему Поволжью и Приуралью. Из таких путешественников-ученых отметим П.С.Палласа10, С.Г.Гмелина11, Дм.Зиновьева12, И.В.Лепехина13, И.Г.Георги14. Последний в своем «Описании...» сообщает об использовании различных волокон для изготовления тканей, впервые приводит сведения о татарском ткацком стане, который бытовал в конце XVIII в. К сожалению, в большинстве случаев эти этнографические сведения случайны и отрывочны. Но тем не менее они ценны для нас как первоисточники, зафиксированные выдающимися современниками.

    Изучение культуры и быта народов Поволжья, в т.ч. и татарского населения, было продолжено учеными-этнографами XIX в. М.Невзоровым15, Н.Поповым16, К.Ф.Фуксом17. Из их работ можно почерпнуть некоторые сведения, относящиеся к описанию материала одежды.

    В последней трети XIX в. этнографическую работу продолжало Общество археологии и этнографии при императорском Казанском университете (ИОАИЭ), организованное в 1878 г. Работы членов Общества, содержащие немало интересных сведений по быту и культуре казанских татар, в том числе и по покрою их одежды, ее материале и расцветке, публиковались в «Трудах...» и «Известиях...» Общества, а также отдельными изданиями. В серии этих публикаций заслуживают внимания работы Ш.Марджани18, К.Насыри19, Г.Ахмарова20, К.Мильковича21. Последние два автора описывали культурно-бытовые особенности мишарей.

    Следующий этап в этнографическом изучении татарского населения приходится на конец XIX–начало XX вв., когда возросло значение этнографических работ, увеличилось количество публикаций, в т.ч. и по материальной культуре татар и прежде всего казанских татар. Среди них определенный интерес представляют две работы. Одна из них В.А.Сбоева «О быте крестьян Казанской губернии».22 Автор, описывая одежду казанских татар, попутно останавливается и на тканях, из которых она изготовлена. Вторая работа «Описание костюмов русских и инородческих крестьян Казанской губернии» Н.Н-Вечеслава23 интересна тем, что материал в них строго локализован по месту бытования и получен на основе наблюдений автора. Он характеризует одежду татар-мусульман и кряшен, причем описывает ее во взаимосвязи покроя с качеством ткани и ее расцветкой. Отрывочные данные по народному ткачеству имеются и в историко-этнографических работах М.Рыбушкина24, П.Шино25, М.Лаптева26, А.Ф.Риттиха27, И.Износкова28, Криваксиной29, И.Спасского30, А.Сперанского31.

     

    Полотенце. Браная (выборная) техника. (Слева направо: два полотенца - М. Чура, Кукморский район РТ; третье – Кулущи, Мамадышский район РТ)

    Полотенце. Браная (выборная) техника. (Слева направо: Арташка, Мамадышский район РТ; Юкачи, Мамадышский район РТ; Зюри, Мамадышский район РТ)

     

    Правда, освещение татарского домашнего ткачества авторы ограничили по существу описанием материала одежды и его расцветки. В конце XIX в. в «Вятских губернских ведомостях» публикуется несколько статей, содержащих интересные этнографические сведения о производстве льна, конопли, способах их обработки, отбеливания, окраски и видах производимых из них тканей, в т.ч. и среди татарского населения Вятской губернии; Календарь и памятная книжка Вятской губернии. Некоторые данные о материале нижней и верхней одежды, их расцветке, о промысле по производству пуховых платков, о видах тканей, употребляемых для украшения внутреннего пространства жилища (тканых полотенец, пологов, занавесей и т.п.), приводятся в работах бытоописателя Оренбургского края Ф.Ш.Старикова. Его фактический материал ценен тем, что изложен дифференцированно по этническим группам татарам-нагайбакам (кряшен казачьего сословия) и мусульманской части татарских крестьян.32

    Специальное исследование обработки шерсти, волокнистых веществ и ткацкого дела было проведено В.Н.Косолаповым в хозяйствах крестьян Мамадышского, Лаишевского, Чистопольского, Спасского, Тетюшского и Свияжского уездов Казанской губернии Его работа отличается как широтой географической, так и историко-этнографическим подходом к описываемым явлениям. Автор акцентирует внимание на экономической значимости домашнего ткачества для крестьянских хозяйств, подробно останавливается на видах вырабатываемых тканей, характеризует ткацкое дело в среде татарского населения, указывает на национальные особенности и виды вырабатываемых мастерами материй, способы их декоративного оформления, употребления, кратко описывает орудия ткацкого промысла.33

    Имеется довольно обширная литература по исследованию промыслов населения Казанской губернии. Хотя в этих работах отсутствует этнографический материал, они ценны тем, что в них раскрывается история промыслов, техника производства, довольно подробно характеризуются место и роль домашних промыслов в хозяйственно-экономической жизни крестьян губернии. Интересные сведения по теме нашего исследования имеются в сборниках: «Материалы для исследования промыслов населения Казанской губернии»34, «Материалы сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии»35, а также в «Записках императорского Казанского экономического общества»36, «Казанских губернских ведомостях»37, «Технологическом журнале»38 и др.

    Очерченный круг источников, особенно более ранние, охватывающие недоступные для современного этнографического изучения периоды, а также содержащие непосредственные наблюдения авторов весьма ценны, т.к., во-первых, в ряде случаев представляется единственно сохранившейся информацией и, во-вторых, коррелируя их с полевыми эмпирическими данными, можно уточнить пути развития домашнего ткачества.

    И все-таки приходится признать, что в этнографических трудах досоветского времени татарское домашнее ткачество затронуто лишь в самом общем виде, ограничено краткими сведениями о видах и способах обработки сырья, материале и расцветке тканей для одежды, фрагментарно приводятся данные о некоторых орудиях производства, матерчатых украшениях в интерьере жилища. Но и эти имеющиеся сведения в основном относятся к татарам Казанской губернии и редко других ареалов. Этнографического описания ткачества татар всего Волго-Уральского региона не содержится ни в одной из публикаций.

    В современной историографии народному ткачеству татар посвящен ряд публикаций, выполненных на более высоком научном уровне. Содержательны работы советского этнографа Н.И.Воробьева, внесшего крупный вклад в дело изучения татарского ткачества. Этнографические сведения по материальной культуре казанских татар, большая часть которых состояла из полевых собраний, в т.ч. и по домашним промыслам, включая ткачество, Н.И.Воробьев обобщил в своих крупных монографиях «Материальная культура казанских татар», «Казанские татары»39 и в коллективной работе «Татары Среднего Поволжья и Приуралья».40

    В соответствующих разделах этих трудов домашнее ткачество казанских татар нашло определенное отражение. Большое внимание уделено технике и инструментарию прядения, приемам обработки волокон, орудиям ткачества. В частности, впервые описаны типы ткацких станков, показана эволюция их развития. Немаловажной заслугой Н.И.Воробьева был примененный им метод сравнительно-исторического анализа компонентов народного ткачества.

    Интересующий нас аспект производственной деятельности и материальной культуры татар других районов Среднего Поволжья затрагивался в работах исследователей 60–80-х гг. Они немногочисленны, различаются степенью подробностей характеризуемых явлений ткачества и т.д. Общее их достоинство, как и многих других авторов, заключается в ценности натурных наблюдений.41

    Виды узорных тканей, бытовавших в среде касимовских татар в XIX–начале XX вв., техника их изготовления и применение освещаются в работе И.Н.Сысоевой.42

    Из серии искусствоведческих работ представляет интерес монография Ф.Х.Валеева «Народное декоративное искусство казанских татар, его развитие, истоки»43. В работе автор масштабно рассматривает художественно-декоративное оформление тканей и безворсовое ковроделие казанских татар, тесно связанное с закладной техникой тканья, сопровождая рядом интересных этнографических моментов - функциональной роли декоративных тканей в духовной жизни населения, в его материальной культуре (одежде, интерьере избы и т.д.). Ф.Х.Валеев довольно подробно характеризует виды узорных тканей, их орнаментальное, колористическое решение, описывает тканые изделия, выполненные в закладной, настильной, браной, выборной и многоремизной технике, указывает на глубокую традиционность способов ткачества, орнаментальных форм, мотивов, композиции узоров и т.д. в прикладном искусстве казанских татар. Сопоставляя анализы декоративных тканых изделий казанских татар и других народов, он делает правомерный вывод о том, что изделия декоративного искусства, обнаруживая по тем или иным признакам близость к искусству какого-либо другого народа, остаются в целом самобытным произведением художественного творчества создавших их мастеров и мастериц. В монографии «Народное декоративное искусство Татарстана»44 автор впервые дал глубокий анализ декоративных тканых изделий казанских татар, с привлечением этнографических данных показал истоки их развития, близкие и отдаленные параллели с декоративными тканями различных народов. Но вместе с тем автор ограничил свое исследование лишь рамками ткачества казанских татар, привлек мало материалов по традиционным видам декоративных тканей татар-мишарей, крещеных татар. Вне его освещения осталось узоро-ткачество многочисленных периферийных групп татар Среднего Поволжья и Приуралья.

    Краткая историко-искусствоведческая характеристика декоративного ткачества казанских татар, изложенная в виде обобщения данных ранее опубликованных исследований, содержится в монографии С.М.Червонной.45

    Заключая обзор литературы, заметим, что исследование интересующей нас отрасли домашнего промысла татар Среднего Поволжья и Приуралья в качестве самостоятельной темы отсутствует. Имеющиеся публикации, как правило, затрагивают, причем весьма кратко, немногочисленные аспекты ткачества и то лишь отдельных групп татарского населения, но не охватывают всю систему народного ткачества и не дают ясного представления о полном цикле технологического процесса и применяемых при этом орудиях производства. За немногими исключениями предшествующие описания отличаются акцентом на конечный результат процесса ткачества – на материале тканей, расцветке или на определении их функциональной роли в домашнем быту. Поэтому остаются нераскрытыми многие вопросы о характере и степени развития татарского ткачества в Волго-Уральском регионе в целом и территориальных его особенностях в частности.

    При работе над историко-этнографическим атласом большое внимание уделялось литературе, посвященной ткачеству других народов. Из них же был почерпнут конкретный материал для сопоставительного анализа явлений в татарском ткачестве. Отметим в связи с этим монографию А.А.Ходосова «Ткачество деревни», где большое место отводится технике домашнего ткачества у восточных славян, их соседей и дается описание станов, которые бытовали в конце XIX–начале XX вв. на территории Восточной Европы.46

    Большая работа по изучению русского ткачества была проведена Н.И.Лебедевой. Известны такие ее публикации, как «Народный быт в верховьях Оки», «Очередные вопросы изучения прядения и ткачества», «Прядение и ткачество восточных славян в XIX–начале XX вв.»47. Искусствоведческому анализу ткачества русского населения посвящена работа Л.А.Кожевниковой «Народное ткачество русского Севера».48

    Уфимскими этнографами в 1964 г. была издана интересная коллективная монография по декоративно-прикладному искусству башкир.49 В ней на основе широкого круга источников довольно подробно характеризовались различные типы станов, способы и приемы ткачества, терминология, связанная с ткацким делом, и т.д. В работе большое внимание было уделено художественному ткачеству, орнаментальным узорам тканей, их цветовому колориту и т.д. Учитывая то, что в большинстве районов Башкортостана башкиры живут чересполосно с татарами и имеют друг с другом давние и тесные этнокультурные взаимосвязи, многие данные, приведенные в работе, имеют много общего с ткачеством татар. Учитывая многоаспектность изучаемой проблемы и исходя из комплексного подхода к решению поставленных задач, были использованы работы этнографов В.Н.Белицер50, Н.А.Гринковой51, Т.А.Крюковой52, Г.А.Сепеева53 и коллективная монография по чувашам54.

    В процессе работы широко использовались литературные источники, имеющие отношение к истории и этнографии народов Среднего Поволжья и Приуралья.55 Обращение к ней дало возможность определить место и роль домашних промыслов в социально-экономической структуре татарских крестьянских хозяйств Волго-Уральского региона.

    В настоящем исследовании существенная роль отводилась методу систематизации эмпирических данных путем определения их структурно-типологических показателей и последующего картографического обобщения. Этот аспект работы базировался на теории и методах типологизации явлений материальной культуры56 и принципах составления историко-этнографических атласов, разработанных этнографами57.

    Картографирование элементов культуры представляет собой наиболее целесообразный и эффективный метод исследования. Оно позволяет достаточно полно и графически точно учесть особенности ткачества территориальных групп народа.

    Только методом картографирования можно с учетом исторической ретроспективы обобщить многочисленные и разнохарактерные сведения о ткачестве всего региона, разработанные по разным источникам, а также заполнить пробелы в этнографической изученности татарского ткачества разных областей.

    Собственно картографированию должна предшествовать большая работа по классификации изучаемых явлений, выделению их типов. За основу типологической характеристики был взят комплекс устойчивых признаков. Например, при типологизации орудий труда, ткацкого стана за основной показатель был принят комплекс конструктивных признаков, а тканей – техника исполнения, переплетение нитей, колорит, орнамент.

    При систематизации материала нередко появляется закономерная необходимость более детального членения типа – основной таксономической единицы на варианты, т.е. на структурные единицы более низкого уровня.

    Сбор материала проводился на основе принципов и методики составления Историко-этнографического атласа татарского народа с целью унификации показателей ткачества и выявления его особенностей в различных районах исследуемой территории. Информация собиралась по единой программе, составленной с учетом наших предварительных знаний о ткачестве татар.

    Принятые хронологические рамки работы – середина XIX–начало XX вв. – в целом обусловлены теми историческими источниками, которые положены в ее основу. Этнографический материал этого периода, безусловно, содержит в себе реальный типологический материал предшествующих эпох, который при профессиональном подходе к его анализу может дать сведения по более раннему периоду. Из-за количественной неравноценности источников по хронологическим периодам, некоторые карты отображают лишь распространенность какого-либо явления ткачества по бытующей градации. В целом же использованный в работе метод картографирования позволил показать ряд этнографических явлений ткачества в пространственном плане и анализировать их в диахромном и синхронном аспектах: в историко-генетическом и историко-сопоставительном.

    Выбор параметров для количественной характеристики картографируемых явлений определяется степенью изученности этих явлений и полнотой материала. При составлении этнографических карт для атласа была принята трехступенчатая градация с выделением явлений преобладающих, бытующих и редко встречающихся.

    К первым из них отнесены явления, распространенность которых достигает не менее 50% общего числа сопоставляемых разновидностей. Редко встречающимися названы те явления, число которых не превышает 10%. Бытующие явления занимают промежуточное положение между преобладающими и редко встречающимися. В атласе за основную территориальную единицу сбора и учета картографируемых явлений был принят уезд, что облегчало использование статистических сведений, этнографических музейных и архивно-литературных материалов, которые собирались, хранились и публиковались, главным образом, по уездам.

    При сопоставлении карт применялись различные методы картографирования предъявленных к графическому изображению типологизируемых явлений посредством знаковых систем и штриховкой. Показ типологизируемых явлений посредством штриховки используется в основном для показа преобладающих явлений или при составлении обобщающих комплексных карт.

    Карты, главной задачей которых является детальная фиксация каждого элемента культуры, составлены значковым методом, при этом размеры значков указывают на преобладание или бытование в данной местности соответствующего явления.

    На карты нанесены основные наиболее, характерные и ареалообразующие материалы ткачества, дающие определенные сведения и ценный материал к решению поставленных задач. В конце выпуска помещена обобщенная карта. Она является результатом тщательного сопоставления всех элементарных карт, наложением одних ареалов на другие.

    Сведения (путем механического совмещения) на единую карту-основу элементарных карт по ткачеству дают основание объективно выделить в Среднем Поволжье и Приуралье специфические этнокультурные ареалы, связанные с теми или иными структурными подразделениями татарского этноса, проживающими, как известно, в данном регионе в тесных контактных условиях.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщенные в нем результаты богатого наследия прикладного искусства могут внести весомый вклад в решение практических дел, В частности, материалы данного исследования могут способствовать освоению и выпуску новых ассортиментов декоративных и утилитарных изделий на ткацких предприятиях.

    Кроме того, результаты выполненной работы могут быть применены в практике сравнительно-типологического исследования декоративно-прикладного искусства народов Среднего Поволжья и Приуралья, в обобщающих работах по теории и истории искусства. Изложенная в атласе методика классификации орудий производства тканей может быть использована в практической работе музейных специалистов, краеведов при сборе, систематизации и классификации собранных экспонатов и служить в качестве их определителя для территории Среднего Поволжья и Приуралья, способствовать лучшей организации музейных экспозиций, лекционной пропаганды национальной культуры народов Татарстана.

    Работа снабжена рисунками, фотографиями, списком терминов, сокращений, картами, что дает возможность восстановить по хранившимся названиям исчезнувшие из быта элементы культуры ткачества татар.

    Выражаю искреннюю благодарность профессору Смыкову Ю.И., старшим научным сотрудникам Мухаметшину Ю.Г., Исхакову Д.М., Мазанову А.А., работникам музея Завьяловой М.К., Котовой Е.П., которые своими советами оказали неоценимую помощь в написании данной работы.

     

    Примечания 

    1. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг.: Статьи, переводы, комментарии. – Харьков. 1956.–С. 132–133, 136–137.

    2. Большаков О.Г., Монгайт А.Л. Путешествие Абу Хамида, ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) – Пер. с араб. Вступит. статья и прим. О.Г.Большакова. – М.: Наука, 1971.

    3. Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX–начала XX вв.: Историко-этнографическое исследование. – М.: Наука, 1981.-С. 30.

    4. Казаков Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюрко-язычных народов Среднего Поволжья. – Казань, 1971.–С. 104.

    5. Закиев М.З. Проблемы языка и происхождения волжских татар. – Казань: Татар, кн. изд-во, 1986.– С, 109-110.

    6. Кол Гали. Йосыф турында кыйса / Отв. ред. Тенишев Э.Р. – Казань, Тат. кн. изд-во, 1983.–С. 97.

    7. Герберштейн С. Записки о московитских делах / Изд., пер. и примечания Маленка А.И.–СПб., 1908.-С. 143.

    8. Олеарий Адам. Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах. – М., 1870.-С. 409.

    9. Бруин Корнелий де. Путешествие через Московию. – М., 1873.

    10. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. – СПб., 1773–1776.– С. 21, 651.

    11. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств естества. – Ч. 1. Путешествие из Санкт-Петербурга до Черкасска, главного города донских казаков в 1768 и 1769 годах. – СПб., 1771.-С. 262.

    12. Зиновьев Дм. Топографическое описание г. Казани и его уезда. – М., 1788.-С. 48.

    13. Лепехин И.И. Дневниковые записки о путешествиях доктора Академии наук адъюнкта И.Лепехина по разным провинциям Российского государства – СПб.: Тип. имп. Акад. наук, 1795. – Т. 1.-С. 150-152, 162.

    14. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. – СПб., 1799. – Ч. 2.–С. 10-13.

    15. Невзоров Максим. Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году Максима Невзорова. – Ч. 1. – М., 1803. - Т. I-VI.-С. 269.

    16. Попов Н. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству. – СПб., 1813. – Ч. 2. – С. 20, 21.

    17. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. – Казань, 1844.-С. 9-17. 22-36. 70. 124.

    18. Марджани. Мустафад ал ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. (Полезные сведения по истории Казани и Булгарии). – Казань, 1897. – Т. 1. Перевод на современный тат. язык Хайруллина А.Н. / Отв. ред. проф. Абдуллин Я.Г. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1989.–С. 430.

    19. Насыри Каюм. Избранные произведения. – Казань: Таткнигоиз-дат, 1956.–С. 406. – (на тат. яз.).

    20. Ахмаров Г. О языке и народности мишарей // Известия общества археологии и этнографии. – 1903. - Т. 19 - Вып. 2.

    21. Милькович К. Быт и верования татар Симбирской губернии // Из записок К.Мильковича. – Казань, 1905.-С. 44, 45.

    22. Сбоев В.А. О быте крестьян Казанской губернии. – Соч. В.А.Сбоева. – Казань, 1855. – Перепечатано из «Казан. губерн. ведомостей». – 1854-1855.-С.8-9, 34-36.

    23. Вечеслав Н.Н. Описание костюмов русских и инородческих крестьян Казанской губернии / сост. Н.Н.Вечеслав. – Казань. 1878.-С. 43

    24. Рыбушкин М.С. Краткая история г. Казани. – Казань, 1847.–С. 113–114.

    25. Шино П. Волжские татары // Современник.–1860.–№ 4–С. 257–259.

    26. Лаптев М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния. – СПб. 1861.-С. 217-218, 262, 308, 811.

    27. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния XIV / Составил полковник А.Ф.Риттих. – Ч. 1–2.–Казань: Тип. имп. ун-та.–1870.–Т. 1. – Ч. 1-С. 64–65, 68, 350-351.

    28. Износков И.А. Список населенных мест Казанской губернии с кратким описанием их. Вып. 1.–Уезд Казанский. Казань, 1878.–С. 115.

    29. Криваксина. О Женском кустарном труде в г. Казани (Из доклада Криваксиной в Казанском отд. Имп. технич. об-ва). – Казань, 1892.-С. 13.

    30. Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. – Казань, 1910.–С. 13.

    31. Сперанский А. Казанские татары. (Историки-этнографический очерк). – Казань, 1914.–С. 10, 13, 16, 165, 198.

    32. Стариков Ф.Ш. Историко-статистический очерк оренбургского и казачьего войска. - Оренбург, 1891.-С. 198-213.

    33. Косолапов В.Н. Кустарные промысли Казанской губернии. Промыслы по обработке волокнистых веществ. – Казань: Каз. губ. земство, 1905. - Вып. 7.-С. 3-13; Вып. 9.-С. 40.

    34. Материалы для исследования промыслов населения Казанской губернии. – Казань: Изд. губ. зем. управы, 1887.

    35. Материалы сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии, – Казань, 1887. – Вып. З.–С. 56–111.

    36. Казанское экономическое общество. Записки императорского Казанского экономического общества. – Казань, 1868. – Ч. 1.– С. 80-89.

    37. Казанские губернские ведомости. – Казань, 1844.–№ 13.– С. 10-47.

    38. Технологический журнал или собрание сочинений и известий, относящиеся до технологии и приложения учиненных и научных открытий к практическому употреблению. – СПб., 1811.–Ч. 1. – Т. 8.

    39. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. (Опыт этнографического исследования). – Казань, 1930.-С. 270-282, 298, 35; Его же. Казанские татары (Этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). – Казань; Таткнигоиздат, 1953.-С. 48, 77. 106-108.

    40. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / Отв. ред.: Воробьев Н.И., Хисамутдинов Г.М. – М.: Наука, 1977.–С. 70–71.

    41. Мухамедова Р.Г. Татары–мишари. Историко-этнографическое исследование. – М.: Наука, 1972.– С. 88–95, 201–208; Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина XIX–начало XX вв. – М.: Наука, 1977.-С. 184.

    42. Сысоева Н.И. Касимовское узорное ткачество в XIX–начале XX вв. - М., 1963.-С. 13-24.

    43. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство казанских татар, его развитие, истоки. – Йошкар-Ола, 1979. (Докт. дис.).

    44. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1984.

    45. Червонная С.М. Искусство Татарии. (История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 г.). – М.: Искусство, 1987.-С. 260-261.

    46. Ходосов А.А. Ткачество деревни. - М., 1930.

    47. Лебедева Н.И. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. (Этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925 и 1926 годах). – М., 1927. – Ч. 1. Ее же. Очередные вопросы изучения прядения и ткачества. – М., 1929.Ее же. Прядение и ткачество восточных славян // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX–начале XX вв. // Отв. ред Токарев С.А. - М.: Изд-во АН СССР, 1956.-С. 461-540.

    48. Кожевникова Л.А. Народное ткачество русского Севера. Рукопись монографии.

    49. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа. 1964.–С. 17–60.

    50. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы // Труды института этнографии. Новая серия. – Т. 101 (Труды мордовской этнографической экспедиции. – Вып. 3. – М.: Наука. 1973; Ее же. Очерки по этнографии народов коми // Труды института этнографии. – М.: Изд-во АН СССР. 1968; Ее же. Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу. – М.: Изд-во АН СССР. 1951.

    51. Гринкова Н.П. Домашние промыслы, связанные с изготовлением одежды у удмуртов Башкирской АССР // СЭ. 1940.-№ 3.-С. 107-126.

    52. Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев XIX века. – Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1956.– С. 159-183.

    53. Сепеев Г.А. Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры. (Середина ХIХ–начало XX вв.) – Йошкар-Ола: Маркнигоиздат. 1975.-С.159-183.

    54. Воробьев Н. И., Львов А.Н., Романов Н.Р., Симонова А.Р. Чуваши. Этнографическое исследование. – Чебоксары,: Чувашкнигоиздат. 1956.-С. 131-138.

    55. История Татарской АССР. - Казань: Таткнигоиздат, 1955. – Т 1. История Татарской АССР. – Казань: Таткнигоиздат. 1960.– Т. 2.; История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). – Казань: Тат. кн. изд-во, 1968; Смыков Ю.И. Крестьяне Среднего Поволжья в борьбе за землю и волю (60–90-е годы XX в.). – Казань: Тат. кн. изд-во. 1973; Его же. Крестьяне Среднего Поволжья в период капитализма. – М.: Наука. 1984; Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX–начала XX вв. Историко-этнографическое исследование. – М.: Наука. 1981.

    56. Проблемы типологии в этнографии. – М., 1979; Типология основных элементов традиционной культуры. - М., 1984.

    57. Русские. Историко-этнографический атлас. – М., 1967; 1970; Историко-этнографический атлас Прибалтики. Одежда. – Рига, 1986.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ