www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 23 апреля 2024, 13:16

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Этносоциология / Габдрахманова Г.Ф., Мусина Р.Н. Становление и развитие этносоциологии в Республике Татарстан
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Исхакова З.А., Зинурова Р.И., Мусина Р.Н. Современная этноязыковая ситуация в Республике Татарстан  •  Габдрахманова Г.Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан  •  Язык и этнос на рубеже веков  •  Государственные языки в школьном образовании Республики Татарстан  •  Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан  •  Этносоциологические исследования в Республике Татарстан  •  Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнического общества  •  Макарова Г.И. Этнокультурная политика федерального Центра и Республики Татарстан: стратегии интеграции  •  Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане  •  Тюркские языки в условиях глобализации (этносоциологический анализ татарского языка)  •  Габдрахманова Г.Ф. Этнокультурные ресурсы экономического развития  •  Макарова Г.И. Идентичности татар и русских в контексте этнокультурных политик РФ и РТ  •  Габдрахманова Г.Ф., Мусина Р.Н. Становление и развитие этносоциологии в Республике Татарстан  •  Этносоциология в Татарстане: опыт полевых исследований  •  Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений  •  Татары и ислам в регионах Российской Федерации: религиозное возрождение и этничность

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Габдрахманова Г.Ф., Мусина Р.Н. Становление и развитие этносоциологии в Республике Татарстан
    // Социологические исследования. – №2. – 2012. – С. 83–93.
     

    Опубликовано: журнал «Социологические исследования». – №2. – 2012. – С. 83–93.

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    (ОТДЕЛЬНЫЙ ОТТИСК)

    МОСКВА

    Раздел «Этносоциология»

    © 2012 г.

    Г.Ф. ГАБДРАХМАНОВА, Р.Н. МУСИНА

    СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭТНОСОЦИОЛОГИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

    ГАБДРАХМАНОВА Гульнара Фаатовна – кандидат социологических наук, доцент, заведующая отделом этнологии Института истории Академии наук Республики Татарстан. МУСИНА Розалинда Нуриевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра этносоциологических исследований того же Института (E-mail: medi54375@mail.ru).

    Аннотация. Рассматриваются особенности становления и развития этносоциологии в Республике Татарстан (РТ). Выделяются три периода: первый – советский (конец 1960-х – 1980-е гг.); второй – постсоветский (1990-е гг.); третий – современный (первое десятилетие 2000-х гг.). Показывается специфика исследовательской тематики на каждом этапе. Раскрываются основные итоги этносоциологических исследований в регионе и вклад республиканских этносоциологов в изучение татарстанского общества.

    Ключевые слова: этносоциология • научные кадры • научно-исследовательские проекты • проблематика этносоциологических исследований • научные этносоциологические центры в Татарстане.

    Этносоциологии в Татарстане, можно сказать, выпала счастливая судьба. Это связано не только с особенностями этого региона с полиэтничным и поликонфессиональным составом населения, что диктует необходимость его научного осмысления и государственного регулирования, но и с тем, что он оказался одним из первых полигонов для апробации методики и инструментария массовых этносоциологических исследований. В 1967–1968 гг. в Татарской АССР под руководством Ю.В. Арутюняна был реализован первый в СССР масштабный этносоциологический исследовательский проект «Оптимизация социально-культурного развития наций» (ОРН). Исследование было осуществлено сотрудниками сектора конкретных социальных исследований Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (ИЭ АН СССР). Задачами проекта стало изучение проблем социальной структуры и социальных перемещений, культуры и семейного быта, языковых процессов и национальных отношений основных этнических групп ТАССР – русских и татар. По результатам исследования издана монография [Социальное и национальное..., 1972]. С организацией в ИЭ АН СССР (сейчас – Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН) сектора конкретных социальных исследований и реализацией первого масштабного этносоциологического исследования в ТАССР в нашей стране начинается институциализация этносоциологии как нового научного направления, изучающего социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Главным методологическим принципом этносоциологических исследований стал «системный подход во всей совокупности взаимосвязанных социальных и этнических явлений с целью выявления меры их взаимодействия и взаимообусловленности» [Губогло, 2005: 8].

    Другой важный фактор становления этносоциологии в Татарстане – специальная подготовка республиканских научных кадров. Так, в конце 1970 – начале 1980-х гг. прошла обучение в аспирантуре ИЭ АН СССР Р.Н. Мусина, которая под руководством Л.М. Дробижевой подготовила диссертационную работу. Позднее, на рубеже 1980–1990-х гг., Л.М. Дробижева и Ю.В. Арутюнян стали соруководителями диссертационных исследований татарстанских этносоциологов Л.В. Сагитовой и P.M. Ахметова. Методология и методика этносоциологических исследований, разработанная упомянутыми московскими учеными, стали ключевыми при разработке татарстанскими исследователями ряда этносоциальных проблем, решение которых осуществлялось как ими, так и по инициативе и под руководством основателей отечественной этносоциологии. Таким образом, Л.М. Дробижева и Ю.В. Арутюнян сыграли важнейшую роль в подготовке нескольких поколений татарстанских этносоциологов и становлении этносоциологии в республике.

    В развитии этносоциологии в Татарстане можно выделить три этапа. Первый – советский, с конца 1960-х по 1980-е гг. Большое внимание этносоциологи уделяют изучению социальной структуры русских и татар Татарской АССР и сравнительному анализу их развития. В отечественной этносоциологии пионерами изучения этносоциальной структуры стали крупные специалисты, изучавшие ее особенности в сельской (Ю.В. Арутюнян) и городской (О.И. Шкаратан) средах. В ТАССР, помимо вышеупомянутого проекта «ОРН», были успешно реализованы еще два проекта изучения этносоциальной структуры под руководством О.И. Шкаратана. Первый был проведен в 1974–1975 гг. Институтом социологических исследований АН СССР, второй в 1983 г. – ИЭ АН СССР. Изучением специфики социально-профессиональной структуры татарского и русского населения республики занимались и республиканские специалисты. Я.З. Гарипов в 1980-х гг. провел исследование в г. Н.Челны на Камском автомобильном заводе (КамАЗе), выявляя особенности воздействия НТР на социальное развитие населения региона и обозначив проблему необходимости совершенствования социально-профессиональной структуры разных этнических групп.

    В нашей стране этносоциологические исследования с самого начала носили междисциплинарный характер. Наряду с приемами и методами социологии использовались подходы разных научных направлений: истории, психологии, социальной лингвистики, демографии, этнографии. Собственно отечественная этносоциология и сформировалась на стыке этнографии и социологии.

    В этнографии при изучении традиционных культур доминирующей являлась сельская тематика. Именно сельское население, точнее, сельская семья, в этносоциологическом плане и стали объектом научных направлений этнографических подразделений Института истории, языка, литературы Казанского филиала АН СССР (ИЯЛИ КФАН СССР) и Казанского государственного университета (КГУ) на рубеже 1970–1980-х гг. В КГУ была подготовлена диссертационная работа 3.3. Мухиной «Изменение положения татарской сельской женщины в семье и обществе в Татарской АССР за годы Советской власти» (1981 г.). Позднее на материалах этого исследования была издана монография «Сельская женщина в семейной и общественной жизни». В 1984 г. была защищена диссертационная работа Р.Н. Мусиной «Общее и этнически-особенное в современной семье сельских татар». В обеих работах рассматривались проблемы демографического, этносоциального и этнокультурного развития татарской сельской семьи. 3.3. Мухина исследовала (главным образом в историко-этнографическом плане) тенденции изменения структурно-социальных ролей женщины-татарки. Р.Н. Мусина, помимо историко-компаративного анализа семьи и семейно-брачных отношений у татар, осуществила сравнительный анализ татарской семьи с семьями других народов СССР. В ее работе впервые при анализе этносоциологического материала была выделена группа татар-кряшен.

    С середины 1970-х гг. ученые КГУ обратились к изучению межнациональных браков – теме, ставшей на многие годы ключевой в рамках их исследований. Логическим отражением научного интереса к этой проблеме стала кандидатская диссертация Г.Р. Столяровой «Национально-смешанные семьи в сельских районах Татарской АССР (современные этнокультурные тенденции)» (1985 г.), В работе рассматривались основные тенденции межэтнического взаимодействия в семейно-брачной сфере сельского населения республики и результаты этого взаимодействия в культурно-бытовом и лингвистическом отношениях. Материалы исследований межнациональной брачности по данным архивов ЗАГС республик Среднего Поволжья вошли в монографию, подготовленную коллективом авторов [Бусыгин и др., 1961].

    Другим важным направлением этносоциологических исследований в республике становится изучение этноязыковых процессов. Эту тему в регионе в 1967–1968 гг. инициировал М.Н. Губогло. В 1980-х гг. внимание республиканских исследователей З.А. Исхаковой и Н.Х. Шарыповой привлекла проблема функционирования национальных языков, речевого поведения рабочих-татар.

    Еще одно направление этого периода – исследования религии. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в этносоциологическом плане религия стала предметом анализа казанских ученых Р.Г. Балтанова и Р.Б. Тагирова, которые, несмотря на идеологические рамки того времени, попытались выявить религиозную ситуацию в г. Казани и юго-восточных районах республики и определить социальные критерии типологии верующих.

    Основные результаты первого этапа развития этносоциологии в Татарстане заключались в том, что этносоциологи зафиксировали процесс довольно быстрого роста социального потенциала у татар ТАССР. Исследования показали, что многие резкие, диссонирующие различия в социально-культурном облике численно доминирующих народов республики – русских и татар, к началу перестройки в той или иной мере были сглажены, однако в условиях сближения образовательной, социально-профессиональной структур татар и русских нередко происходило усиление состязательных отношений между ними и обострение конкурентной ситуации.

    Изучение семьи татарстанскими исследователями, выполненные в рамках примордиальной парадигмы, раскрыли роль института семьи в этнической социализации и воспроизводстве этнокультурных ценностей. Такой подход использовался в последующих этносоциологических исследованиях, проведенных в постсоветском Татарстане, подтвердивших важную роль семьи в этносоциальных процессах и правомочность использования традиционной методологии при изучении отдельных сфер этносоциальной реальности.

    И, наконец, была подготовлена база для осмысления конструктивного характера межэтнических отношений в Татарстане. Длительный опыт добрососедского проживания и относительно высокий уровень межнациональной брачности в ТАССР позволял прогнозировать сценарий безконфликтного взаимодействия русских и татар. В то же время татарстанские этносоциологи прогнозировали очаги межэтнического напряжения в республике. Изучая миграционные процессы, они пришли к выводу о том, что население г. Н. Челны, состоящее из бывших сельчан – татар и приехавших из разных регионов СССР русских, отмечается маргинальностью, не имеет опыта межэтнического взаимодействия. Маргинализованная среда могла оказаться благоприятной почвой для возникновения радикальных национальных движений и противостояний на этнической основе. Начало 1990-х гг. подтвердило опасения ученых.

    Второй этап татарстанской этносоциологии – постсоветский (1990-е гг.). В этот период в Татарстане, как и во многих национальных субъектах РФ, актуализировался этнический фактор. Появился ряд национальных партий и движений, обострились межэтнические отношения, Татарстан приобрел статус суверенной республики, была принята серия республиканских законов, регулирующих этносоциальную сферу. Изменяющаяся этносоциальность меняла содержание татарстанской этносоциологии, предметная область которой в этот период существенно расширилась.

    Тематически можно выделить несколько направлений этносоциологических исследований этого периода. Прежде всего изучение этнополитических процессов. Их исследование в 1990-е гг. во взаимодействии с этнокультурными параметрами развития общества становится ведущим. Практически во всех коллективных проектах, осуществленных в Татарстане, закладывались задачи изучения идеологии и практики суверенизации, специфики взаимоотношений республики и федерального Центра, этнополитических ориентации населения. Именно результаты этносоциологических исследований показали, что идеи сецессии поддерживались в республике очень узким кругом людей. Даже в крайне конфликтных ситуациях такой ориентации придерживалось не более одной пятой части респондентов. Большое значение для осмысления этнополитических процессов имели работы этнополитологов – Р.Ф. Абдрахманова, Г.А. Исаева, Д.М. Исхакова, Н.М. Мухарямова, Л.М. Мухарямовой, Л.В. Сагитовой, М.Х. Фарукшина, Р.С. Хакимова, И. Ямалнеева и других исследователей1.

    Значительное внимание в постсоветское время этносоциологи РТ стали уделять изучению национального, или этнического самосознания. Впервые эта проблема как самостоятельная, наряду с вопросами этнодемографического, этнокультурного развития, изменений в этносоциальной структуре населения, межэтнических отношений в республике, была сформулирована в крупномасштабном этносоциологическом исследовании «Современные этносоциальные и этнодемографические процессы в ТАССР» («СЭПТ», рук. Л.М. Дробижева, Д.М. Исхаков, Р.Н. Мусина)2. Этот проект был реализован в 1989–1990 гг. в отделе этнологии ИЯЛИ КНЦ АН СССР. Он был дополнен исследованиями творческой интеллигенции республики – научной (рук. Д.М. Исхаков, Я.З. Гарипов) и художественно-творческой (рук. Д.М. Исхаков, Р.Н. Мусина). На основе проекта подготовлено шесть тематических сборников, из которых три опубликованы [Современные межнациональные процессы..., 1991; Современные национальные процессы..., 1992; 1994].

    Особая ценность данного исследования состоит в том, что оно явилось по ряду параметров повторным, проведенным спустя более двух десятилетий после аналогичного исследования «ОРН». Это позволило изучить не только состояние культуры, быта, всей социальной сферы жизнедеятельности численно доминирующих этнических групп Татарстана на рубеже 1980-х – 1990-х гг., но и проследить динамику этносоциальных, этнокультурных процессов и межэтнических отношений в республике за 1970–1980-е гг.

    Этносоциологическое исследование «СЭПТ» объединило специалистов разной тематики и дало импульс научного творчества для нового поколения исследователей. Так, Л.В. Сагитова начала разработку темы «Татарская интеллигенция в этносоциальных процессах в Татарстане (конец 1980-х – середина 1990-х гг.)». Внимание P.M. Ахметова привлекла тема «Социальная структура татарского общества в XX в.», при разработке которой он первым в республике осветил проблематику татарской элиты, главным образом политической. Появляются первые исследования форм и уровней идентичности татар (субэтническая, этническая, конфессиональная, гражданская) (Р.Н. Мусина), этнического самосознания в национально-смешанных семьях (Т.А. Титова).

    1990-е гг. в республике отмечены всплеском научных исследований в области этнолингвистики. Принятие Конституции РТ, провозгласившей два государственных языка в республике, Закона «О языках народов Республики Татарстан» способствовали изменению статуса татарского языка, что, в свою очередь, стимулировало научно-исследовательский интерес. Проблемы реализации языковых законов, особенности формирования двуязычия и многоязычия в республике, становление и развитие национального образования, роль языка в сохранении межнациональной стабильности – вот неполный перечень вопросов, затронутых исследователями в этот период. Большой блок вопросов по этноязыковым процессам у татар и русских был заложен в исследовании «СЭПТ», по результатам которого опубликован ряд работ Я.З. Гарипова и З.А. Исхаковой. Этноязыковое поведение молодежи, наряду с религиозным и этническим самосознанием, изучалось также в рамках республиканского проекта «Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность» (1999–2000 гг., «СЭМТ», рук. Р.Н.Мусина) [Современные этнокультурные..., 2000].

    С начала 1990-х гг. активизируются исследования религии. Значительный вклад в развитие этого направления на втором этапе внесла Р.Н. Мусина, изучая актуальные вопросы религиозного сознания, проявления религиозного фактора в этнической культуре и межэтнических отношениях. В 1993–1994 гг. ею был реализован авторский проект «Ислам и проблемы этноконфессиональной толерантности».

    Большое внимание в 1990-е гг. уделялось проблемам межэтнических отношений. Эта тема изучалась в рамках совместных исследований и авторских проектов ученых Татарстана. Под руководством М.Н. Губогло сотрудники кафедры этнографии и археологии КГУ осуществили исследования «Межэтническая толерантность и внутринациональная солидарность в постсоветской России», «Предвыборная ситуация в России» (1995 г.), «Межнациональные отношения в республиках Поволжья» (совместно с Берлинским университетом, 1994 г.), «Межэтнические отношения в Республике Татарстан» (совместно с Центром социологических исследований МГУ, 1998 г.). Т.А. Титова и В.Е. Козлов провели исследование «Межэтническая толерантность и психологическая напряженность в условиях крупного полиэтничного города», по результатам которого опубликовали ряд работ, а В.Е. Козлов защитил кандидатскую диссертацию.

    Исследования межэтнического взаимодействия проводились и в Институте истории Академии наук Республики Татарстан (ИИ АН РТ). Г.И. Макаровой был реализован проект «Роль культурной политики в сохранении социальной стабильности полиэтничного общества (пример Республики Татарстан)». Интерес к этой теме начинают проявлять в государственных структурах: исследовательская группа Г.А. Исаева при Кабинете Министров РТ с начала 1990-х гг. стала вести мониторинг межэтнической ситуации в Республике Татарстан.

    В качестве самостоятельной выдвигается проблема конструктивистского влияния СМИ на этнические чувства населения – инициатор Л.В. Сагитова. В 1996–1998 гг. она провела исследование «Роль республиканской прессы в формировании новой системы ценностей в условиях социально-экономической трансформации общества в Татарстане». Результатом стало выявление по материалам печатных СМИ особенностей процесса трансформации татарстанского общества, сопровождающегося изменениями в системе ценностей. По итогам исследования ею выпущена монография [Сагитова, 1998] и защищена кандидатская диссертация.

    Продолжались исследования этнодемографических процессов и миграции. Дезинтеграция СССР, взрыв национализма, экономические перемены изменили природу миграций, все более приобретающих этническую окраску. В1997–2000 гг. социологами Института социально-экономических и политических проблем АН РТ было осуществлено исследование «Проблемы диаспоры и миграционного обмена национальных республик России: реальность и перспективы» (рук. Я.З. Гарипов). Основным объектом исследования стали потоки недобровольных мигрантов-репатриантов, беженцев и вынужденных переселенцев, а также факторы, вызывающие эти потоки. В 1997 г. в ИИ АН РТ Г.Ф. Габдрахмановой было проведено авторское исследование «Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан», на материалах которого защищена диссертационная работа и выпущена монография [Габдрахманова, 2003].

    1990-е гг. в истории татарстанской этносоциологии отмечены укреплением межрегиональных и международных связей. Целый ряд проектов был реализован совместно с московскими этносоциологами и коллегами из других регионов России. Татарстанские ученые приняли активное участие в разработке и осуществлении международных научно-исследовательских проектов, инициированных и руководимых Л.Н. Дробижевой: «Этническая идентичность, национализм и разрешение конфликтов в Российской Федерации» (1993–1996 гг.) и «Этнические и административные границы: факторы стабильности и конфликтности» (1997–1998 гг.). Целью первого проекта было проведение компаративных исследований в районах межэтнического напряжения разного типа с последующим выявлением связи конфликтов в институциональной сфере с состоянием отношений в социальной и психологической сферах. Второй проект был нацелен на изучение этнических границ и их соотношения с административными на территории современной России. Результаты исследований отражены в коллективных монографиях, подготовленных при участии татарстанских этносоциологов [Дробижева и др., 1996; Социальная и культурная дистанции, 1998].

    1990-е гг. для татарстанской этносоциологии, как и для российской социологии в целом, стали периодом «открытия» мировой социологической науки: в Татарстан приезжают зарубежные исследователи, начинает формироваться сотрудничество с крупными западными учеными и зарубежными исследовательскими центрами. Все это придало мощный импульс для новых научных изысканий татарстанских этносоциологов.

    Что внес второй этап развития этносоциологии в республике в познание Татарстан с ко го социума?

    На основе проведенных исследований этносоциологи выявили, что этничность в период парада суверенитетов в РТ, как и в других регионах, проявляла себя на двух уровнях: институциональном и групповом. Был собран уникальный материал, связанный с ролью национальных элит в этносоциальной истории постсоветского Татарстана. Этносоциологи фиксировали актуализацию этнических чувств татарстанцев, хотя было выявлено, что число людей с гиперэтническими установками в этот период оставалось незначительным. Этносоциологи, работающие в Татарстане, вместе с учеными из других регионов России, направляя усилия на выявление факторов, способствующих предупреждению перерастания межэтнической напряженности в межгрупповые конфликты, внесли определенный вклад в сохранение позитивных межэтнических отношений в республике.

    Третий этап – современный – первое десятилетие 2000-х гг. Он характеризуется, прежде всего, осмыслением региональным этносоциологическим сообществом динамики этничности 1990-х – начала 2000-х гг. в Татарстане [Этносоциологические исследования..., 2008]. Начинают формироваться новые научные направления. Продолжается процесс институциализации этносоциологии в РТ. В 2006 г. на базе отдела этнологии ИИ АН РТ был сформирован Центр этносоциологических исследований (ЦЭСИ).

    Анализу результатов десятилетней этноязыковой политики Татарстана посвящена специальная монография, подготовленная в ЦЭСИ [Язык и этнос..., 2002]. Данная работа представляет попытку эмпирического изучения феномена языка в различных сферах жизнедеятельности татарстанского сообщества, определения его современного состояния и доминирующих тенденций развития. С целью выявления содержания и причинно-следственных связей этносоциальных проблем, связанных с реализацией языковой политики в Татарстане в сфере образования, были предприняты два исследовательских проекта: «Государственные языки в школьном образовании Республики Татарстан» (рук. Р.Н. Мусина) и «Нерусский язык обучения в школе как дифференцирующий фактор в сфере доступности высшего образования» (рук. Л.М. Мухарямова). Результаты представлены в монографиях [Государственные языки... 2006; Мухарямова, Андреева, 2008].

    Одним из важных направлений исследований этносоциологов Татарстана стало изучение проблем культуры и культурной политики. Этим активно занимается Г.И. Макарова, ведущая научную работу на пересечении социологии культуры и этносоциологии. На основе изучения программ, концепций национально-культурного развития, законов о культуре, статистических данных, оценок респондентами осуществляемой РФ и РТ языково-культурной политики ею анализируются некоторые этнические аспекты культурной политики РТ, ее соотношение с культурной политикой федерального Центра. В основе ряда работ по данной проблематике лежат результаты авторских проектов Г.И. Макаровой, в том числе «Русский язык и культура в языково-культурной политике национальных республик России (на примере Республики Татарстан)», «Оптимизация национально-культурной политики центра и регионов России как условие сохранения стабильности полиэтнического общества (на примере Республики Татарстан)». Итоги ее исследований изложены в статьях и монографии [Макарова, 2009].

    Продолжается изучение особенностей национальной идеологии и этнического самосознания. Эта тема на базе вторичного анализа проведенных в Татарстане этносоциологических исследований представлена в работах, выполненных на кафедре социологии КГУ (кандидатские диссертации Л.Э. Иликовой «Национальная государственность: конструирование, сущность и содержание» и Ж.В. Султановой (Кузнецовой) «Этноцентризм в современном мире: истоки, сущность, практики» и ряд публикаций). Идентичность – этническая, республиканская, региональная – стала предметом научной работы и других этносоциологов Татарстана. В ЦЭСИ в 2008 г. был реализован проект «Этнические и религиозные идентичности у татар и русских» (рук. С. Каплан). Г.И. Макарова разрабатывает эту тему в рамках проекта «Многообразие в интеграции: динамика соотношения и развития этнокультурных, региональных и общероссийской идентичностеи (на примере Республики Татарстан)» (2010–2011 гг.).

    Проблемы религии изучались в целом ряде коллективных исследовательских проектов: «Процесс исламизации в Татарстане: влияние на социальную стабильность и формирование новых идентичностеи молодежи» (рук. Г.М. Мансурова), «Влияние процессов возрождения ислама на установки молодежи в межэтническом взаимодействии» (рук. Е.А. Бондаренко), «Ислам и православие в контексте этноконфессионального взаимодействия в трансформирующейся России» (Р.Н. Мусина).

    Эти исследования базируются на качественно-количественной методологии сбора и анализа данных. Помимо массовых опросов были проведены глубинные интервью, в том числе с молодыми мусульманами, получающими религиозное образование, а также с преподавателями исламских образовательных учреждений. Кроме того, были собраны экспертные интервью с учеными-религиоведами и государственными служащими, чья деятельность так или иначе связана с развитием различных конфессий в республике. Роли конфессионального фактора идентичности татар и межэтнических отношений посвящен ряд статей и коллективная монография [Конфессиональный фактор..., 2009].

    Этнические конфликты в республиках бывшего СССР и проявляющееся напряжение по оси «старое – новое» в самых разных сферах социальной жизни – от политической до культурной – свидетельствуют о необходимости формирования толерантного мышления. Проблема толерантности/интолерантности в Татарстане исследовалась с разных точек зрения. Межэтническая ситуация в республике изучалась Г.Р. Столяровой в рамках проекта «Межэтнические отношения в РТ», результаты которого легли в основу ее монографии [Столярова, 2004] и докторской диссертации. В 2007 г. учеными Центра аналитических исследований и разработок и ЦЭСИ ИИ АН РТ был осуществлен совместный проект «Межнациональные отношения в Республике Татарстан» (рук. А.Л. Салагаев, Р.Н. Мусина). Межэтнические отношения в студенческой среде с позиций влияния образов «свой – чужой» проанализированы P.P. Сафиным. По материалам исследования им была защищена кандидатская диссертация.

    Другой подход – изучение инструментальной роли средств массовой информации в формировании толерантности/интолерантности был осуществлен в ходе реализации межрегионального проекта «Разработка методики и организационных механизмов мониторинга содержания продукции средств массовой информации» (рук. Ю.В. Казаков) в рамках Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 гг.)». Группа исследователей из Казани (Л.В. Сагитова, Е.А. Ходжаева, С.К. Шайхитдинова), наряду с учеными из Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга, приняла участие в разработке методики анализов текстов СМИ на проявление интолерантности (методика опубликована) [Бюллетень..., 2003]. Л.В. Сагитова проанализировала характер подачи этнической информации в печатных СМИ Татарстана в ходе реализации межрегионального проекта «Разработка методов диагностики толерантности в средствах массовой информации» (2001–2002 гг., рук. В.К. Малькова), осуществлявшегося в рамках вышеназванной Федеральной целевой программы. Эта тема получила дальнейшее развитие в проекте «Толерантность и интолерантность в постсоветских СМИ» (рук. Д. Ховард) 2005–2007 гг.

    В 2002 г. в рамках той же программы было подготовлено и проведено молодежное этносоциологическое исследование «Этнические стереотипы и границы межкультурного понимания: на примере регионов Приволжского Федерального округа: Нижегородская область, Республика Татарстан, Республика Удмуртия» (рук. A.M. Зинуров). Исследование было направлено на компаративное изучение социально-психологической и социальной функции этнических стереотипов в молодежной среде у русских, татар, удмуртов и межэтнических отношений в полиэтнической среде ряда субъектов ПФО.

    Продолжалось изучение проблем миграций в этносоциологическом плане. Л.А. Шатрова в рамках международного исследования «Домашнее насилие в семьях этнических мигрантов, проживающих в регионах России» изучала специфику внутрисемейных взаимоотношений в мигрантской среде. Этносоциологи ИИ АН РТ совместно с Центром изучения проблем вынужденной миграции в СНГ участвовали в реализации исследовательского проекта «Новая миграционная политика России и права мигрантов» (рук. Ж.А. Зайончковская), одной из задач которого стало изучение отношения местного населения к мигрантам. В условиях актуализации в последние годы проблемы трудовых мигрантов начинающий этносоциолог Э.А. Сагдиева обратилась к проблеме социальных и этнических ресурсов в экономических стратегиях трудовых мигрантов в Республике Татарстан. По этой теме ею защищена диссертация. Изучению трансформации идентичности трудовых мигрантов посвящен проект «Экономические мигранты из Центральной Азии: Исследование трансформации идентичности, норм поведения и типов социальных связей (Санкт-Петербург – Узбекистан – Казахстан – Татарстан)» (рук. С. Абашин, Е. Чекадзе), в реализации которого приняли участие Л.В. Сагитова (рук. по РТ) и Э.А. Сагдиева.

    Новый импульс развития в начале нового столетия получил гендерный подход в исследовании этносоциологических проблем. Р.И. Зинурова в рамках проекта «Этнокультурные и конфессиональные особенности репродуктивного поведения женщин регионов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан, Республики Удмуртия и Нижегородской области)» изучала проблему репродуктивного поведения, статуса материнства, распределения семейно-бытовых ролей и обязанностей с учетом этнической и конфессиональной культуры через призму их репродуктивных прав. В 2003–2004 гг. Л.А. Шатрова исследовала этногендерные стереотипы мужских и женских моделей поведения на рынке труда, оказывающих влияние на выбор жизненных и трудовых стратегий. Эта проблема изучалась ею в рамках проекта «Мужские и женские стратегии занятости сквозь призму этногендерных стереотипов».

    Формирование и реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» побудили татарстанских ученых к новым исследованиям семьи, ее этносоциальных аспектов. В Академии наук РТ организован Центр семьи и демографии, под эгидой которого подготовлена монография «Татарская семья: этнодемографические особенности» [Татарская семья..., 2008]. Г.И. Галиевой защищена диссертация «Татарская семья в демографическом измерении (этнорегиональный аспект)».

    В последние годы в татарстанской этносоциологии появились новые или относительно новые объекты исследований. Более пристальное внимание стало уделяться русскому населению Татарстана. В этом плане активно работают В.Е. Козлов, Л.В. Лучшева, А.Л. Салагаев, Г.Р. Столярова. Проведены первые исследования национальных меньшинств республики. Данная проблематика, развиваемая Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И.Макаровой, Т.А.Титовой, Е.В.Фроловой, включает в себя изучение правовой регламентации и практики реализации прав национальных меньшинств в РТ, особенностей их демографического и экономического поведения, этнического самосознания, а также уровня межэтнической толерантности этнического большинства по отношению к меньшинству. В 2002 г. в рамках проекта «Адаптация этнических меньшинств в трансформирующемся обществе: пример городов РТ» (рук. Т.А. Титова) был проведен массовый опрос армянского, немецкого, украинского, чувашского населения республики. На материалах исследования Т.А. Титовой подготовлена монография [Титова, 2007] и защищена докторская диссертация. Актуализировался интерес к диаспорным группам татар. Исследование Л.Р. Низамовой среди татар Америки и диссертационное исследование З.А. Махмутова среди татар северного Казахстана направлены на изучение этнического самосознания этнических групп, живущих в «другом», «неродном» этносоциальном поле.

    В 2000-е гг. продолжается сотрудничество этносоциологов Татарстана с учеными из регионов России. В реализации научного проекта «Социальное неравенство этнических групп и проблемы интеграции в Российской Федерации» (1999–2001 гг., рук. Л.М. Дробижева), наряду с учеными из Башкортостана, Саха (Якутии) и Оренбургской области, участвовали исследователи Татарстана. Этносоциологи стремились ответить на вопросы: насколько обоснованы представления об этническом неравенстве; почему ситуация отбора на рынке труда, неизбежная в условиях социально-экономической конкуренции, воспринимается в общественном сознании как проявление этнического неравенства. Результаты исследования опубликованы в коллективной монографии, подготовленной при участии татарстанских этносоциологов [Социальное неравенство..., 2002].

    Важными видами деятельности татарстанских этносоциологов стали участие в разработке государственных программ, оказание помощи общественным советам при органах государственной власти и управления. Они внесли вклад в выработку Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, утвержденной указом первого Президента РТ М.Ш. Шаймиевым 3 июля 2008 г. Содержание Концепции и аналитический материал, послуживший основанием для ее разработки, представлены отдельным изданием [Особенности современной..., 2008].

    Сегодня в этносоциологии Татарстана формируются новые направления исследований. Одно из них – это глобализационные процессы и адаптация к ним этнических культур (Л.В. Сагитова). Г.Ф. Габдрахманова исследует влияние этнокультурных ресурсов на социально-экономическое развитие российского общества.

    Помимо столичной Казани – признанного центра этносоциологии в Татарстане, исследование этнической специфики социальной жизни проводятся и в других городах республики. Так, в работе P.M. Гибадуллина представлен этнокультурный и этнополитический облик татарского населения города Н. Челны начала 1990-х гг. Э.А. Иванова, опираясь на материалы собственных исследований, выявляет провинциальную специфику возрождения этнических ценностей, формирования новых идентичностей этнических групп г. Альметьевска.

    С актуализацией в обществе проблемы этничности возрастает значимость этносоциологии в системе научного знания, в том числе при подготовке специалистов-социологов и представителей других гуманитарных наук. В вузах Татарстана подготовлены программы и читаются курсы по этносоциологии, этнопсихологии, оригинальные авторские спецкурсы. В КГУ на отделении социологии читается спецкурс «Социология наций и национальных отношений» (Л.Р. Низамова), курс «Этносоциология» (Г.Р. Столярова). Л.В. Сагитова разработала спецкурсы для студентов факультета журналистики «Этничность и глобализация в отражении СМИ» и «Этнические проблемы в журналистике», а также курс лекций «Этносоциология и национальная политика» в Институте госслужбы при Президенте РФ. В КГУ Т.А. Титовой и В.Е. Козловым предложен курс «Этническая психология» для студентов исторического факультета. На факультете «Социальная работа» Казанской государственной медицинской академии введен курс «Социальная этнография» (Л.М. Мухарямова). В течение ряда лет студентам Казанского технологического университета читается курс «Этносоциология и проблемы национальной политики» на основе разработанного на кафедре государственного и муниципального управления и социологии программы-практикума (С.А. Сергеев, З.Х. Сергеева).

    Проведенная в Казани в 2008 г. Международная научно-практическая конференция «Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнического общества» [Этносоциология в России..., 2009], приуроченная к 40-летнему юбилею первого в СССР этносоциологического исследования, проведенного в ТАССР, стала знаковым событием, показавшим состоятельность и перспективность татарстанской этносоциологии. Каковы перспективы этой отрасли в республике? На наш взгляд, она переживает новый этап развития. Современная этничность в отличие от периода «лающих национализмов» приобрела латентный характер, не потеряв своего значения. Сегодня этносоциологи РТ анализируют дискурсы, связанные с переписными кампаниями, изменением национально-регионального компонента в образовательной системе, выявляют ситуации инструментализации русского и татарского языков, изучают особенности социальных, экономических, политических взглядов этнических групп и др. Массовые этносоциологические исследования фиксируют повседневный шаблон восприятия ряда социальных ситуаций в этнических категориях. Наблюдения показывают ситуации приобретения этнической культурой качества социально-экономического ресурса. Изменяющееся этнополе требует новых методологических и методических подходов к его изучению.

    В Татарстане все большее число социологов обращается к этносоциальной проблематике. Она привлекает внимание также политологов, психологов, других специалистов-обществоведов со своими собственными подходами и методами исследования, что, несомненно, дает новый импульс развитию этносоциологической науки. Новый ракурс дает интеграция этносоциологии и этнологии. Большое внимание ученые стали уделять культурной и визуальной антропологии. Формируются новые направления на стыке этнической и экономической социологии, менеджмента: изучается рынок этнических товаров и услуг (Г.Ф. Габдрахманова), этнический туризм (Л.В. Сагитова), этнические и религиозные особенности потребительских предпочтений (Н.В. Рычкова). Наряду с массовыми опросами активно используются качественные методы (биографический, свободного интервью, фокус-группы), метод наблюдения. Представляется, что этническая социология в Республике Татарстан, сформировавшись в благоприятных условиях, имеет шансы для дальнейшего успешного развития.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бусыгин ЕЛ., Зорин Н.В., Столярова Г.Р. Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье. Казань: Изд-во КГУ, 1961.
    Бюллетень: антропология, меньшинства, мультикультурализм. 2003. №4.
    Габдрахманова Г.Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан. Казань: Институт истории АН РТ, 2003.
    Государственные языки в школьном образовании: информационно-аналитический материал по результатам этносоциологического исследования в г. Казани / Отв. ред. Р.Н. Мусина. Казань: Институт истории АН РТ, 2006.
    Губогло М.Н. Предвестник социальных перемен (о вкладе Ю.В. Арутюняна в развитие социологии села и этносоциологии) // Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной анторопологии / Отв. ред. М.Н. Губогло. М.: Наука, 2005.
    Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996.
    Конфессиональный фактор в развитии татар: концептуальные исследования / Отв. ред. Д.М. Исхаков. Казань: Институт истории АН РТ, 2009.
    Макарова Г.И. Этнокультурная политика федерального Центра и Республики Татарстан: стратегии интеграции. Казань: Институт истории АН РТ, 2009.
    Мухарямова Л.М., Андреева А.Р. Феномен национальной школы в социологических ракурсах. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2008.
    Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан / Рук. проекта и отв.ред. Д.М. Исхаков. Казань: Институт истории АН РТ, 2008.
    Сагитова Л.В. Этничность в современном Татарстане. Казань: Татполиграф, 1998.
    Современные межнациональные процессы в ТАССР: Программа исследования и инструментарий. Казань: Татполиграф, 1991.
    Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. I. Казань: Татполиграф, 1992.
    Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. II. Казань: Татполиграф, 1994.
    Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность / Р.Н. Мусина, Я.З. Гарипов, Р.И. Зинурова, P.M. Мухаметшин, Л.В. Сагитова. Казань: РИЦ «Школа», 2000.
    Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
    Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР / Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М.: Наука, 1972.
    Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. проекта и отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Academia, 2002.
    Столярова Г.Р. Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2004.
    Татарская семья: этнодемографические особенности. Компендиум / Науч. ред. М.З. Закиев, Ф.А. Ильдарханова. Казань: ГУ «НИЦ семьи и демографии АН РТ», 2008.
    Титова Т.А. Этнические меньшинства в Татарстане: статус, идентичность, культура. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 2007.
    Этносоциология в России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнического общества: Материалы международной научно-практической конференции. Казань, 26–28 июня 2008 г. / Отв. ред. Р.Н. Мусина. Казань: Институт истории АН РТ, 2009.
    Этносоциологические исследования в Республике Татарстан / Сост. и ред. Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова. Казань: Институт истории АН РТ, 2008.
    Язык и этнос на рубеже веков: Этносоциологические очерки о языковой ситуации в Республике Татарстан / Отв. ред. Р.Н. Мусина. Казань: Магариф, 2002.

    Примечания
    1 Этнополитические исследования требуют специального анализа, что не входит в задачу данной статьи.
    2 Исследование проведено в конце советского периода, однако осуществленные в его рамках подходы к изучению этносоциальных проблем, обострившихся и получивших более глубокое осознание в период перестройки, позволяют в содержательном плане отнести его к постсоветскому периоду. В рамках проекта было опрошено 4000 респондентов среди татар и русских республики, проживающих в городской и сельской среде.
     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ