www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Вторник, 8 октября 2024, 06:40 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Новая и новейшая история России и Татарстана / Осуществление политики коренизации в Татарстане в документах. 1920–1930-е гг. |
|
Осуществление политики коренизации в Татарстане в документах. 1920–1930-е гг.
Осуществление политики коренизации в Татарстане в документах. 1920–1930-е гг. / Автор-составитель кандидат исторических наук З.Г.Гарипова. – Казань: Институт истории АН РТ, 2009. – 272 с. ISBN 978-5-94981-136-8
Настоящее издание посвящено малоизученной проблеме. В нем освещается деятельность республиканских властей по подготовке и вовлечению татар в административные органы, учреждения и промышленное производство, что было чрезмерно важно для решения задач хозяйственно-культурного строительства в Татарстане в 1920–1930-е гг.
Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, студентов и всех интересующихся историей национального вопроса.
Оглавление
Предисловие Документы Список сокращений Перечень использованных источников и литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ
С приходом к власти большевиков в стране начались радикальные преобразования. Осуществляя их, большевистское правительство обязано было рассмотреть и национальный вопрос, обещания в решении которого содержались во всех его программах. Тем не менее, какой-либо продуманной концепции национальной политики Советской власти до начала 1920-х гг. не существовало. Такая концепция была сформулирована на XII съезде РКП(б), проведенном в апреле В ТАССР коренизация начала проводиться еще раньше, в процессе введения татарского языка в делопроизводство на основе Декрета ЦИК и СНК Татарской АССР, изданного 25 июня В данном сборнике приведена часть постановлений, резолюций и решений бюро, пленумов, секретариата Татарского областного комитета партии, ТатЦИКа, нацеленная на организацию дела коренизации, устранение недочетов и ошибок в ходе его осуществления (см. док.: № 1–2, 16, 20, 30, 34, 39, 41, 77). В сборник включены документы, отражающие выполнение директив и распоряжений партийных и советских органов. Большую информацию о методах и путях проведения политики коренизации и о конкретных результатах дают отчеты и докладные записки Татарского областного комитета в Центральный комитет РКП(б) (после переименования в Важнейшей задачей считалось и решение вопроса коренизации личного состава судебного аппарата в форме комплектования его представителями татарского народа. На повестке дня с первых дней существования автономной республики стоял перевод судоговорения, судопроизводства, законодательства и популярной правовой литературы на татарский язык. Достижения ТАССР в этом направлении были отмечены в центральном журнале «Новый Восток» (орган Научной Ассоциации востоковедения). По его данным в Под контролем держался и вопрос коренизации так называемых «центральных органов». В докладе 1-го секретаря Татарского обкома партии (1928–1933 гг.) М.О.Разумова приведены данные, показывающие интенсивный рост процента татар в 37-ми таких организациях: в Однако процесс коренизации нельзя представить как непрерывно нарастающий. Он был зигзагообразный и неоднозначный. По многим документам видно, что, несмотря на увеличение общего числа всех работников, по отдельным учреждениям и предприятиям в отдельные промежутки времени происходило уменьшение удельного веса татар, не было его зафиксированной стабильности. Это подтверждает, в частности, национальный состав Советов и исполкомов. Так, по выборам 1924–1925 г. в республике в сельсоветах было 48,3% татар, в волостных исполкомах 52%, в кантонных исполкомах 54,3%, горсоветах 31,4%, ТатЦИКе – 58,9%. Через год, т.е. по выборам 1925–1926 г. членами волостных исполкомов являлись только 50,5% татар, горсоветов соответственно 26,2%, ТатЦИКа – 55,1%. Лишь в кантонных исполкомах наблюдается повышение численности татар на 0,2%, в сельсоветах – на 0,8%[6]. Состояние коренизации в республике время от времени стало объектом проверки со стороны ВЦИК. Выводы, сделанные инструкторами, обсуждались на бюро обкома партии, где отмечалось усиление внимания этому вопросу, значительные успехи в деле вовлечения трудящихся татар в советский и хозяйственный аппарат республики, систематический рост процента татар в аппаратах кантонов и районов. В частности, на 1 августа Документы свидетельствуют об особо заметной работе в республике по вовлечению татар в промышленное производство и увеличению их численности. Однако такое рвение иногда порождало нездоровые настроения, зачастую ничем не прикрытое сопротивление у части русских рабочих. Так, в отчете Татарского обкома 1926 года мы читаем, что при приеме на работу татарам зачастую выставляются чрезмерные, заведомо не выполнимые требования, как: помимо знания своей специальности, знание иностранных языков, большой стаж практической работы. Например, в «Госторге» в числе принятых 39 работников только один татарин, на технической работе. В «Эльводтраме» посылаемые из ЦК РТЯ кандидатуры отклонялись по разным мотивам[9]. Уменьшение численности татарских рабочих на шести предприятиях – заводе имени Вахитова, «Красный путь», «Красный Восток», жел. дорожных станциях Казань и Юдино, Госпароходстве объяснялось в постановлении Нижне-Городского райкома партии г. Казани в В отчете ТатЦИКа, адресованном в отдел национальностей при Президиуме ВЦИК от Такая ситуация приводила к замедлению и осложнению процесса коренизации. Это отчасти можно объяснить слабой постановкой разъяснительной работы о сущности коренизации и необходимости ее для решения экономических задач страны. Требования к руководителям промышленных предприятий обеспечить тот или иной высокий процент лиц коренной национальности также входили в резкое противоречие с хозяйственными задачами, возможностями создания культурно-бытовых условий. В Татарии в 20–30-е гг. высокими темпами создавались новые отрасли не только тяжелой промышленности (энергетическая, машиностроительная), но и легкой – валяльно-обувная, меховая, пищевая. Обеспечить их кадрами только путем подготовки их в учебных заведениях в тех условиях было невозможно. Вузы, техникумы могли резко увеличить выпуск специалистов только через несколько лет, а кадры были необходимы немедленно. Наряду с широким развитием сети учебных заведений республика использовала и второй путь решения проблемы кадров – массовое выдвижение на инженерно-технические и руководящие должности наиболее квалифицированных рабочих и организацию их подготовки без отрыва от производства. На промышленных предприятиях Татарской республики на инженерно-технические и руководящие должности было выдвинуто много практиков производства, в том числе из татар. И это было одним из способов подготовки национальных кадров, в то же время и решения в некоторой степени проблемы коренизации. В 30-е годы принципы коренизации в условиях автономной республики оставались еще в силе, несмотря на репрессии периода «Большого террора». Интерес к проблеме коренизации еще присутствовал. Нижестоящие инстанции продолжали отчитываться перед вышестоящими. Статистические сведения о количестве татар на тех или иных предприятиях и их удельном весе среди инженерно-технических работников продолжали поступать (см. док. 142, 144 и т.д.) и в 1937 и в 1938 гг. Отчеты народных комиссариатов по вопросу коренизации и обслуживания татар на родном языке периодически заслушивались на заседаниях ТатЦИКа. И надо сказать, что результаты во многом были весомыми. Так, состояние коренизации центрального аппарата по данным на 1 мая 1936г. выглядело так: по сравнению с Следует отметить, что проценты коренизации постоянно менялись в течение всего периода 20–30-х гг., иногда в зависимости от текучести работников. Типичным явлением были частые перестановки, сокращения и увольнения и вместе с этим уменьшение или увеличение удельного веса татар. Почти на всех промышленных предприятиях процент квалифицированных рабочих или ИТР едва достигал 40 процентов. К примеру, по Агрызскому отделению Казанской железной дороги количество татар поднялось с 19,3% в Лишь по Казанскому мехкомбинату в числе ИТР было 40 процентов татар (см. док. № 149). Тем не менее, надо подчеркнуть в целом последовательную и созидательную работу по осуществлению политики коренизации республиканской власти, смело опиравшейся на свой автономный статус. Надо заметить, что в других регионах компактного проживания национальностей окончательное свертывание политики коренизации произошло еще в начале второй половины 1930-х гг. В частности, так было в Ленинградской и Нижегородской областях[12]. В конце 1930-х гг. такая участь настигла и Татарскую республику. Отчасти это было обусловлено временным характером этой политики, поскольку она не отвечала общей стратегии национальной политики.
* * * В процессе работы над сборником были просмотрены документы фондов Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) – Москва. Выявлено около 300 документов. Из них 156 документов включено в сборник. Следует отметить, что при выявлении, отборе материала автор-составитель придерживался принципа первичности. Поэтому в работу не вошел практически ни один документ, который когда-то в том или ином сборнике документов и материалов был уже «апробирован». Документы, не вошедшие в сборник, частично использованы при составлении комментариев. В сборник отобраны в основном документы обобщающего характера: отчеты, доклады, справки, докладные записки, статистические сводки, а также документы распорядительного характера – постановления, решения партийных и советских органов по вопросам проведения политики коренизации. Такого характера документы ценны тем, что содержат в себе анализ не только достижений, но и упущений с указанием в отдельных ситуациях необходимых мер на их устранение. При этом много места уделено в сборнике таблицам. Они, как исходящие документы снизу, как первичные и базовые, позволяют наиболее наглядно увидеть всю динамику состояния коренизации. Большой интерес представляют материалы о состоянии коренизации в начале 20-х и конце 30-х гг., о национальном составе партаппаратов, ТатЦИКа, СНК, наркоматов и других учреждений республики, а также об удельном весе татар в промышленном производстве. Значительное количество документов характеризует стиль работы республиканских властей, их усилия по обслуживанию татарского населения на его родном языке. В сборнике мало места уделено документам, отражающим национальный состав ВУЗов по той причине, что этот вопрос подробно освещен в сборниках документов, посвященных истории культуры. Составителем сборника избран хронологический принцип систематизации документов, который позволяет показать все элементы осуществления политики коренизации в их взаимосвязи в рамках 1920–1930-х гг. Археографическая обработка документов проведена в соответствии с «Правилами издания исторических документов в СССР» (М., 1990). Каждый документ имеет порядковый номер, заголовок. Документы датированы по времени их подписания, принятия или утверждения и отправления. В случае отсутствия даты на документе она устанавливается на основании источниковедческого анализа и обосновывается в подстрочных примечаниях. При частичной публикации документов извлечения, сделанные из текста, оговариваются в заголовке предлогом «из», опущенные части текста обозначены отточиями и квадратными скобками. Опущенные части текста, незначительные по своему содержанию, отмечаются отточиями без изложения содержания в подстрочных примечаниях. Подписи даны после текста документа. Неразборчивые подписи обозначены словом «подпись». Воспроизведение восстановленных слов отмечено квадратными скобками. В текстах документов сохранены их стилистические, орфографические особенности. Словами «так в документе» в подстрочных примечаниях обращается внимание читателей на смысловые погрешности текста, не поддающиеся исправлению. Сокращенные названия учреждений и организаций, часто встречающиеся в тексте, сохранены и вынесены в список сокращенных слов. Сокращенные названия, упоминающиеся один или несколько раз, раскрыты в тексте в квадратных скобках. Научно-справочный аппарат содержит: предисловие, список сокращенных слов, перечень использованных источников и литературы. Составитель выражает благодарность за оказанную помощь в работе над сборником начальнику Архивного управления при Кабинете министров РТ Д.И.Ибрагимову, сотрудникам Национального архива РТ во главе с его директором Л.В.Гороховой, Центрального государственного архива историко-политической документации РТ, директором которого является В.Г.Хамидуллина. [1] КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.3. М., 1984. – С.86. [2] Культурное строительство в Татарии. 1917–1941 гг. Документы и материалы. – Казань, 1971. – С.169. [3] ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.1. Д.1347. Лл.46-47. [4] Дигуров К. Национальная политика в области судебного строительства в РСФСР // Новый Восток, 1928, № 20-21. – С.498-501. [5] ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.2. Д.763. Л.148. [6] Габидуллин Х. Татарстан за семь лет (1920–1927). – Казань, 1927. – С.30. [7] ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.1. Д.474. Л.118. [8] Там же. [9] ЦГА ИПД РТ. Ф.15. Оп.1. Д.1347. Л.44. [10] Там же. Оп.2. Д.501. Лл.27-28. [11] НА РТ. Ф.Р-732. Оп.1. Д.1931. Лл.22-32. [12] Мусаев В.И. Северо-Запад России в национальной политике (1917–1930-е гг.) // Трагедия великой державы. – М., 2005. – С.133; Гусева Ю.Н. Татарские сельские общины Юго-Востока Нижегородской области в меняющихся реалиях ХХ века (1901–1985 гг.). Дисс. … к.и.н. – Нижний Новгород, 2004. – С.136.
| |
|