«Наведение мостов между историями» («Bridging Histories»)
С VII по XIV вв. Православие распространялось с юга на север Европы (от Костантинополя до Москвы); Католичество же распространялось с запада на восток Европы (от римских рубежей до балтийских стран), и распространение Ислама шло как на востоке, так и на западе Европы (от Кавказа до Польши в центральной Европе и до южной Испании и Сицилии). Области, где эти три религии встречались, были ареной всевозможных взаимодействий, от конфликтов и соперничества, до сосуществования и культурного обмена. Периоды значительного сотрудничества, сменялись жесткой дискриминацией и даже истреблением. События тех времен все еще занимают особое место в коллективной памяти народов и на Востоке и на Западе. Имена людей, названия мест и даты из далекого прошлого все еще подпитывают восприятие и суждения о «Других» у обширных популяций на просторах стран ОБСЕ.
Связывая пять научных институтов с широким географическим охватом в рамках ОБСЕ, проект «Наведение мостов между историями» ставит целью разработку обучающих материалов, предназначенных и для систематического образования и для неформального обучения. На первый план в них выдвигается история взаимоотношений между Христианством и Исламом в Европе и США, представленная с различных перспектив. Проект обращается к путям, которыми это взаимодействие реализуются в настоящее время; соединяет письменную историю с региональной коллективной памятью; он нацелен на разработку дидактических материалов, которые восполняют пробелы в соответствующих (региональных) рассказах, через объединение всего разнообразия разрозненных прежде частей.
Проект «Наведение мостов между историями» поощряет обсуждение вопросов множественности исторического опыта. Он повышает в образовательной области понимание того, что для достижения целостного восприятия, история Востока и Запада должны рассматриваться в тесной связи между собой. Проект призван обеспечить преподавателей, политиков, всех работников сферы образования базовыми знаниями и пониманием сущности данной проблематики и подготовить обучающие материалы, подкрепляющие усилия направленные на уменьшение существующей в современных европейских обществах нетерпимости и дискриминации по отношению к Исламу и мусульманам.
Участники проекта (персоналии и институты):
Шабир Мансури, Mунир A. Шейх - Институт Религии и Гражданских Ценностей, Сан-Франциско, Калифорния. США;
Анас Аль Шэйх Али, Набил Матар - Ассоциация Мусульманских Ученых Обществоведов, Лондон. Великобритания;
Maрат Гибатдинов – Центр истории и теории национального образования Института истории им. Ш. Марджани, Академии Наук Республики Татарстан, Казань, РФ;
Беатрис Малик Левано - Педагогический факультет Национального университета дистанционного образования, Мадрид. Испания.
Координатор проекта: Гердин Йонкер, Институт Международных Исследований Учебников им. Георга Эккерта, Брауншвейг. Германия.
Bridging Histories
Between 600 and 1300, Orthodox Christianity spread from southern to northern Europe, from Constantinople to Moscow; Latin Christianity spread from Western to Eastern Europe, from the Roman limes to the baltic countries, and Islam spread eastward and westward, from The Caucasus to Poland in central Europe and to southern Spain and Sicily. The regions where the three religions overlapped witnessed all sorts of interactions, from conflict and competition to cohabitation and cultural exchange, with periods of significant cooperation and others of harsh discrimination and even annihilation. In the collective memories of the peoples in East and West, what happened during this time still occupies a special place. Names and dates of far away people and places still inform the perceptions and judgements of large populations across the OSCE region about «the Other».
Interlinking five institutes with a wide geographical spread across the OSCE region, Bridging Histories aims to produce teaching materials for formal and non-formal education that highlight the history of relations between Christianity and Islam in Europe and the US from different perspectives. The project addresses ways in which these relations are currently being dealt with; connects history writing to regional collective memories and produces didactic materials that bridge the gap in the respective (regional) narratives through integrating all the different pieces.
Bridging Histories encourages discussion on the plurality of historic experience and raises awareness in the educational field that the histories of East and West need to be related to one another in order to make sense of the whole. It provides teachers, policy makers and multipliers in education with insights and background knowledge; and produces teaching materials that support the present effort to reduce intolerance and discrimination towards Islam and Muslims in European societies.
Participating persons and institutes:
Shabbir Mansuri, Munir A. Shaikh - Institute on Religion and Civic Values, San Francisco, Cal. USA;
Anas Al Shaikh Ali, Nabil Matar - Association of Muslim Social Scientists in Britain, London GB;
Marat Gibatdinov - Shihabuddin-Mardjani-Institute for History, Academy for the Sciences of the Republic Tatarstan, Kazan, RF;
Beatriz Malik Lievano - Faculty of Education, UNED Madrid, Spain.
Coordinator: Gerdien Jonker, Georg Eckert Institute for international Textbook Research, Braunschweig, Germany.