www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Суббота, 27 апреля 2024, 02:44

Тюрко-Татарский Мир


Вы находитесь: / Тюрко-Татарский Мир / Проекты–online / Проект «Татарские мурзы и дворяне: история и современность - online» / Дворянский вестник = Морзалар хәбәрчесе / Через тернии к звездам
Тюрко-Татарский Мир  •  Анонсы
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Проект «Средневековые тюрко-татарские государства-online»  •  Проект «Татарские мурзы и дворяне: история и современность - online»
Татарские мурзы и дворяне: история и современность  •  Дворянский вестник = Морзалар хәбәрчесе  •  Статьи из журнала «Научный Татарстан»
Мусульманское дворянство в Российской империи  •  Каргалы (бабайлар эзеннән)  •  Через тернии к звездам  •  Бердәмлек – зур көч  •  Мещеряки Бирского уезда в XVII-XIX веках (краткий исторический очерк)  •  Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Через тернии к звездам
    Александра Васильевна кн. Кудашева, Рифкат Хусаинович кн. Кудашев. Через тернии к звездам // Дворянский вестник. – 2004. – № 59. – С. 6–7.
     

    Александра Васильевна кн. Кудашева, Рифкат Хусаинович кн. Кудашев

    Через тернии к звездам

     

    «На сцене - человеческие сердца,

    за кулисами — человеческие сердца,

    в зрительном зале — человеческие сердца».

                         Марсель Салимжанов

     

    В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения замечательного актёра и режиссёра, музыканта и декламатора, основателя первого татарского театра в России мурзы Ильяс-бека Батыргареевича Кудашева-Ашкадарского. Он родился 3 марта 1884 года в Оренбурге, в семье машиниста железнодорожной водокачки. После окончания в родном городе среднего разряда медресе «Хусаиния» (рушди) сразу же уехал в Казань. Здесь он окончил татарскую учительскую школу и возвратился домой, не найдя работы по специальности. Творческие наклонности Ильяса мурзы проявились ещё в период учёбы в медресе, где он научился играть на гармонике, мандолине и скрипке, знал и выразительно декламировал стихи татарских и русских поэтов. Большая любовь к литературе проявилась у него ещё в Казани, во время посещения одного из кружков.

    Было бы неверным полагать, что до него в стране не было каких-либо попыток самореализации национального искусства. Самое первое театральное представление на татарском языке состоялось в городе Касимове ещё в 1900 году. Там были поставлены пьесы по произведениям Габдрахмана Ильяси, Фатиха Халиди, Галиаскара Камала.

    В 1901-1904 годах полулегальные постановки осуществлялись на частных квартирах. Как правило, артистами этих самодеятельных театров становилась учащаяся и рабочая молодёжь, приказчики, шакирды медресе. Известно, что с благословения местных властей учащимися Казанской татарской учительской школы были поставлены пьесы на русском языке. К тому времени относится и сообщение в газете «Казанский телеграф» о том, что «первая любительская труппа в Казани была создана в 1902 году по инициативе студента татарской учительской школы Ильясбека Кудашева- Ашкадарского».

    По воспоминаниям одного из актёров Татарского государственного академического театра драмы им. Галиаскара Камала Заки Баязидского, инициаторами проведения полулегальных и тайных постановок являлись шакирды медресе «Хусаиния», за что некоторые из них по настоянию духовенства были исключены из состава учащихся. Революционные события 1905 года осветили своим отблеском горизонты в становлении национального театра. Как писала в конце 1970-х годов в своём исследовании, посвященном медресе «Хусаиния», краевед Медина Фатхиевна Рахимкулова, «татарский театр по праву может считаться детищем первой русской революции».

    «Оренбургская газета» на одной из своих полос поместила объявление следующего содержания: «3 (16) декабря 1905 года мусульманские артисты драмы под руководством И. Кудашева Ашкадарского впервые в России поставят спектакль на татарском языке». Выбор актёрского псевдонима автором, как это было широко принято в артистической среде, связан с названием реки Ашкадар, воспетой башкирским народом.

    На афишах, расклеенных по всему городу в те декабрьские дни, большими буквами было написано: «Восточный праздник! Только одна гастроль! Первый раз в России». Далее в тексте сообщались некоторые сведения о репертуаре и главном герое - исполнителе. Отмечалось, что будут показаны сцены из пьес на русском и татарском языках, а роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Хлестакова («Ревизор» Н. В. Гоголя) и главную роль в комедии «Свет и тьма» (перевод на татарский пьесы Н. А. Островского «В чужом пиру похмелье») исполнит И. Б. Кудашев Ашкадарский. В той же афише указывалось, что после спектаклей будет синематограф, а в антрактах в исполнении струнного оркестра Оренбургского казачьего войска прозвучат национальные и восточные мелодии. Для предстоящего торжества в городе велась большая подготовительная работа. Помимо красочно изготовленных афиш в одной из местных публикаций предусмотрительно уведомлялось, что «ложи в бельэтаже, предназначенном для мусульманок, огорожены тёмной вуалью от партера».

    Казалось бы, всё было учтено устроителями для ликующего торжества. Даже загодя получено в Петербурге официальное разрешение для постановки спектакля. Но были несогласные с этим в городе. «Оренбургская газета» в те дни писала: «Представители приходов всех городских мечетей высказались, что выступление на сцене женщин мусульманок они считают оскорбительным для их религиозного чувства». Представители городского мусульманского духовенства обратились к Оренбургскому губернатору Я.Ф.Барабашу с просьбой запретить постановку представления. Несмотря на либеральные взгляды генерала во время известных революционных событий, позволившие ему обойтись в Оренбуржье без особого кровопролития, всё же спектакль был отменён.

    Тем не менее, тот декабрьский день вошёл в историю, как день рождения татарского театра. Сам «буревестник» этого движения настолько загорелся идеей создания профессионального татарского театра, что уже никакие трудности его не могли остановить.

    Впоследствии многие члены семьи князя Кудашева его сестра, брат, жена – стали артистами его труппы, а дети музыкантами. В период подготовки к тому представлению в труппе И.Б. Кудашева-Ашкадарского, кроме актрис Асфандияровой, Айджаровой и Шахназаровой были задействованы ещё две женщины, пожелавшие сохранить инкогнито.

    После поражения первой русской революции драматический цензор татарской сцены В.Д. Смирнов наложил категорический запрет на показ на сцене пьес по произведениям Н.В. Гоголя, Н.А. Островского, A.M. Горького, Г. Камала и других авторов. Тем не менее имя Ильяса мурзы Кудашева становится всё более известным широкому кругу почитателей национальной культуры и искусства. В обиходе появляются граммофонные пластинки с сатирическими рассказами и мелодиями в его исполнении.

    В конце 1906 года с большими трудностями им было получено разрешение на постановку лишь одного спектакля (Н. А. Островский «В чужом пиру похмелье»). Чтобы избежать всяких неожиданностей, связанных с представлениями в больших городах, его труппа решила организовать свой передвижной театр. С полным основанием можно считать, что он является также основателем передвижного татарского театра. География их гастролей: Самара, Симбирск, Нижний Новгород, Касимов т. е. места наиболее компактного проживания татароязычного населения России. Именно на годы реакции пришлись те трудности, с которыми столкнулся молодой театр. Самая главная из них состояла в получении разрешения на постановку того или иного спектакля. На это в Петербурге уходили месяцы. Одним из условий получения разрешения на постановку пьес было то, что по Высочайшему повелению от 6 мая 1897 года львиная доля сборов от спектаклей должна была поступать в пользу благотворительных учреждений Императрицы Марии Фёдоровны (богадельни, приюты).

    Гастрольные поездки не всегда приносили успех, иногда спектакли просто срывались. Так случилось в Бузулуке и Чистополе. Труппу ожидала масса всяких неприятностей и сюрпризов. Кроме изнурительного ожидания разрешения на реализацию постановок, сборы от них были ничтожно малы и обрекали актёров на полуголодное существование и лишения. Изматывали частые переезды из одного города в другой, унижали зачастую враждебные и оскорбительные действия реакционных властей. Всё это не придавало актёрам положительных эмоций и никоим образом не сказывалось на улучшении их материального положения. Лишение и неурядицы постепенно вели к распаду труппы. Один из актёров, принятый в состав в 1907 году, обвинил во всех бедах коллектива Ильяса Батыргареевича, настроив артистов против своего учителя.

    Во время московских гастролей ему пришлось покинуть с таким трудом выстраданную труппу и заняться созданием новой. Эти искания и творческая устремлённость способствовали тесной творческой связи И.Б. Кудашева с величайшим татарским поэтом Габдуллой Тукаем, чьи сатирические произведения составляли основу его репертуара, декламаций и грамзаписей (интересно, сохранились ли те грампластинки в чьих-то коллекциях).

    В годы гражданской войны режиссёром вновь созданного им коллектива стал С.Г. Кудашев-Гаспрынский (возможно, его родственник), впоследствии ставший режиссёром Казанского и Оренбургского театров, а позднее и администратором Ашхабадского национального драматического театра. В этот период сам основатель театра работает в красноармейском театре политотделов 1-й, а потом 5-й революционной Туркестанской армий. Из его труппы вышли многие известные впоследствии артисты, певцы, композиторы и режиссёры, такие, как Гульсум Болгарская, М. Валеев, Сахибямал Гиззатуллина-Волжская, Вали Муртазин-Иманский и многие другие.

    Свою творческую деятельность в труппе И.Б. Кудашева-Ашкадарского начинал и энтузиаст башкирского национального искусства, актёр, музыкант и режиссёр, близкий его родственник мурза Нури Сакаев, воспитывавшийся в его семье.

    С 1913 года он работал в театральных труппах «Сайяр» и «Hyp», гастролировавших в Казани и Оренбурге, а в годы революции помогал поднимать театральное искусство в Ташкенте. К сожалению, преждевременно оборвавшая в 1927 году жизнь Нуретдина Набиулловича, унесла из искусства талантливого драматического артиста и режиссёра.

    Наша оренбургская соотечественница и современница, зав. литературно-драматической  частью Оренбургского татарского театра Лейла Гафарова написала об Ильясе мурзе: «Возникновение в Оренбурге почти сто лет тому назад первого профессионального татарского театра дало толчок развитию таких тюркоязычных театров, как казахский, башкирский, туркменский, азербайджанский, уйгурский и других, своим рождением обязанных легендарной личности И. Кудашева - Ашкадарского. Этот глубоко талантливый, выдающийся человек оставил яркий след в истории развития искусств многих тюркских народов». («Честь быть первыми» – газ. «Южный Урал», Оренбург, 3 августа 2004 г.)

    Ильяс Батыргареевич Кудашев-Ашкадарский скончался 31 декабря 1942 года в Казани.

     

    КУДАШЕВ-АШКАЗАРСКИЙ Ильяс Батыргареевич (1884-1942), актёр, режиссёр. Один из основоположников татарского профессионального театра. Сценическую деятельность начал в г. Оренбурге в 1907, организовал «Первую в России передвижную труппу мусульманских драматических артистов» (позднее «Сайяр»). С музыкально-драматической труппой гастролировал по России.

    В 1918-20 участвовал во фронтовых театрах, труппах. В 20-е годы актёр, администратор в театрах Оренбурга, Казани. «Герой Труда» (1926)».

    («Татарский энциклопедический словарь», Казань, 1999 г., с. 303).

     

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ