www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 7 ноября 2024, 10:21 Тюрко-Татарский Мир Вы находитесь: / Тюрко-Татарский Мир / Проекты–online / Проект «Татарские мурзы и дворяне: история и современность - online» / Дворянский вестник = Морзалар хәбәрчесе / Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века) |
|
Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века)
Ильдус Габдуллин Старый Буздяк: Трансформация статуса (XVIII-XX века)
В Башкортостане есть несколько деревень, судьбы которых связаны с прокладкой железнодорожных линий от Уфы к Самаре и территории современного Татарстана. Это Сафарово современного Чишминского и Старый Буздяк Буздякского районов. До прокладки железных дорог это были крупнейшие сельские поселения Уфимского и Белебеевского уездов. Они связывали столицу Уфимской губернии с другими регионами, здесь проходили ярмарки. Но строительство железных дорог несколько в стороне от Сафарово и Старого Буздяка постепенно подкосило экономическое благосостояние этих деревень. От Сафарово пальма первенства перешла к ничем до того не примечательной деревеньке Чишмы, а от Старого Буздяка — к железнодорожной станции Буздяк, открытой в 1914 году на Волго-Бугульминской железной дороге. Старый Буздяк возник в начале 1740-х годов, после бурных «бунтарных» 1730-х. Название селения связано с именем башкира-вотчинника Канлинской волости Буздяка Ишимбетова. Сам первопоселенец, видимо, родился в начале XVIII века. Известен его сын Ильяс Буздяков, родившийся в 1757 году. Версия об этимологии слова «Буздяк — «Ледяная гора» не более, чем легенда. Уже с 1745 года селение стало разрастаться. С этим годом связан первый припуск жителями Буздяка новопоселенцев[1]. Видимо, это были служилые татары во главе с Кальметем Айдаровым (1716 года рождения), переселившиеся со стороны Чистополя современного Татарстана, и ясачные татары. К 1782 году численный состав припущенников селения возрос до 55 душ (32 мужчин, 23 женщины) ясачных татар и 26 душ (16 мужчин, 10 женщин) служилых татар[2]. Новая переселенческая эпопея началась с конца 1780-х годов. Вокруг Буздяка образовался целый куст населённых пунктов, в которых поселились «тюменцы»: Шланлыкулево, Батырша-Кубово, Копей-Кубово, Тлякей-Кубово, Новые Каргалы, Устюба. Свое наименование («тљмђннђр») они получили от названия города Темников (по-татарски Тљмђн, ныне в Мордовии), вблизи которого большинство из них жило. Русские иногда эту группу населения называли темниковскими мишарями. Императрица Екатерина II в 1784 году издала указ о восстановлении в дворянском достоинстве князей и мурз татарских фамилий имеющих документальные доказательства своего дворянского происхождения. Многие представители «тюменских» родов в это время вновь получили дворянские права. Среди них: Акчурины, Бигловы, Дашкины, Девлеткильдеевы, Дивеевы, Еникеевы (князья), Еникеевы (мурзы), Катаевы, Кудашевы, Маматкозины-Сакаевы, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Терегуловы, Шихмаметевы. По договору от 27 июня 1788 года в селении поселился мулла Таир Калеев, выходец из деревни Акашево Краснослободского уезда, которое в начале XVIII века входило в Темниковский уезд и где проживали в основном служилые татары Янбухтины. В 1794 году в Буздяке поселились татарские князья Ефаевы, выходцы из деревни Тархан Ефаево, хотя сам договор о припуске Ефаевых датирован 28 июля 1793 года. Вот часть текста договора: «...Калнинской волости команды старшины Ишали Якупова деревни Буздяковой... вотчинники башкирцы со всего нашего общего согласия припустили мы на жалованную нам по наследству землю в тое ж деревню Буздякову Пензенского наместничества, Слоботской округи, деревни Тархановой мурз Салила Ба-тыршина, Гумера Юнусова, Алмаметя Нагаева, Акбулата Мусина князей Епаевых с товарищи всего десятью дворами для сообщего сожития с нами... по нахождению деревни нашей Буздяковой на большой дороге для отправления с нами же случающих всяких тягостей. Которым мурзам Салиху Батыршину в одной деревне пашню пахать по речкам Чермасану и Кидашу, сено косить и для прокорму скота, и со степьми да в вершине речки Кидашу лесу для бревен и всяких домашних потребностей рубить, лубъя снимать, хмель щипать, рыбу ловить да по речке Кидашу мельницы строить с тем, чтоб нам именованным хлеб молоть без уплаты...». За припуск Ефаевы заплатили местным жителям 80 рублей денег и ежегодно должны были выплачивать по 10 копеек оброка. Договор подписали местные вотчинники Юмаш Баисланов, Ильяс Буздяков, Токтамыш Каипов, Рафик Баязитов, Байгул Курьясов, Кинзекей Юмашев, Арслан Аитов[3]. В том же 1794 году сюда перешли на жительство мурзы Маматовы, переселенцы из сельца Торопово Тамбовского наместничества и зять Маматовых князь Ахмет Акчурин. 10 января 1795 года был припущен ясачный татарин Башир Мусеев. В 1796 году в селение были приняты на жительство мурзы Дашкины, выходцы из деревни Дашкино Пензенской губернии[4]. С начала XIX века селение пополнялось новыми группами переселенцев. По договору от 25 февраля 1807 года здесь поселился князь Якуп Илюков Кудашев. В 1808 году поселились купцы 3-й гильдии Искандеровы, в 1812 году князья Акчурины, в 1818 – мурза Усман Муратов, в 1820 мурзы капитан Ханбек, Валиша и Ахмер Надыршины дети Мамлеевы, мурза Егофер Еникеев, в 1827 и 1829 – вновь Мамлеевы, в 1830 – князь Шихмаметев, в 1831 и 1832 годах – мурзы Муратовы и другие[5]. К 17 июля 1840 года численность населения деревни возросла до 606 человек, в том числе 331 (196 мужчин и 135 женщин) государственных крестьян, 60 (23-37) башкир, 146 (78-68) князей и мурз, 41 (24-17) мещанин, 28 (15-13) купцов 3-й гильдии. В селении в это время действовали две мечети. На ярмарочной площади работал кабак. У сельчан имелись три мельницы, 380 лошадей, 300 коров, 800 овец, 100 коз, 20 ульев[6]. В 1860-х годах ликвидирована кантонная система управления. Вместо военного административного управления создавалось волостное крестьянское самоуправление. В 1863 году селения современного Буздякского района вошли в основном в Богадинскую и Т...рюшевскую волости. В то же время государственные крестьяне тех же селений были включены в Буздяковскую волость, но эта волость просуществовала недолго и в 1868 году была распущена. К Ярмарочная торговля в селении, видимо, была открыта в начале XIX века. Проводилась она 6 декабря. Еженедельно по вторникам в селении проходила базарная торговля. На площади располагалось 40 торговых лавок. Какое-то время здесь же располагался и кабак для «пития зеленого змия», но, видимо, мусульманское население Буздяка и близлежащие округи воспротивились против торговли спиртными напитками на своей земле и питейное заведение было закрыто к 1870-м годам. К концу 1870-х годов ярмарочная торговля стала проходить целую неделю с 6 по 13 декабря. Среди местных купцов известны купеческие династии Халфиных и Кальметевых (в купечестве с 1832 года). Среди купцов Кальметевых известны Рахманкул Рахимкулович (1778 года рождения), его сын Хабибулла (
На ярмарку крестьяне приходили принаряженными, здесь встречались со своими знакомыми и родственниками из ближних и дальних деревень, обменивались новостями, обсуждали волнующие их вопросы. Большим событием для окрестной детворы (да и не только для них) были приезды цыганского балаганного цирка с медведями, выступления борцов, фокусников, музыкантов. В качестве обязательного товара на ярмарке все чаще предлагались книги, календари, игрушки. Основными предметами торговли на ярмарке и базарах являлись сельскохозяйственные товары: зерно, мука, крупа, мясо, мёд, яйца, живой скот (лошади, коровы, овцы, козы), кожа, шерсть, дрова. Купцы привозили для продажи сукно, разноцветные валенки, сапоги яловые, хромовые и из шеврета, разного рода деликатесы, чай и прочее. О Буздякской ярмарке писал в конце XIX века и выдающийся российский географ В.П. Семёнов-Тян-Шанский, отмечая, что она «замечательная по значительному пригону скота; привоз товаров на последнюю достигает 530 т. р.»[10]. Окрестные крестьяне-ремесленники привозили кустарные изделия (колёса для телег, коромысла, лапти, топоры и топорища, дёготь, выделанные кожи и овчины и т.д.), нужные в крестьянском обиходе и пользовавшиеся большим спросом. Здесь начали продаваться и промышленные товары: обувь и одежда фабричного производства, сельскохозяйственный инвентарь. К 1870-м годам в селении работало две мечети соборная и пятивременная, позднее обе соборные. Известны следующие мусульманские священнослужители – имам Гайнулла Абдулнасыров (в должности с 28 марта 1808 года), хатып Идиятулла Абдулгалеев (с 9.7.1835), имам) пятивременной мечети Адулгани Заитов (с 9.7.1835), муэдзины Рахматулла Фаткуллин (с 11.7.1835), Абдраюл Аслаев (с 30.9.1867)[11] В 1910-е годы в 1-й мечети имам-хатыпом был Ибрагим Зиадитдинов, во 2-й – ахуном Нигматулла Валиуллович Кальметев[12]. Важным событием в жизни селения стало открытие в 1860-е годы мужского одноклассного училища, находившегося в ведении Министерства Народного Просвещения. Первоначально на содержание училища ежегодно отпускалось 350 рублей. Преподавал в училище в 1880-е годы местный уроженец Кинзекеев, окончивший 3 класса Оренбургской татарской учительской школы (жалованье 300 рублей в год). В 1885/86 учебном году в школе обучалось 24 человека[13]. В 1892 году в школе обучалось 22 ученика, из них пятеро закончили полный курс обучения. Вероучителем в это время был Нигматулла Кальметев, а преподавателем Кудашев Гадельгарей Мухаметгареев (на преподавательской работе с 1.7.1878). Позднее в школе преподавал также Мамлеев Миннигарей Хайруллин (с 1.8.1901)[14]. В конце XIX века в Буздяке упоминается наличие и земского женского училища, в которой учительствовала Файзуллина. На нужды училища, заработную плату учительнице земством отпускалось 420 рублей[15]. К 1896 году Буздяк состоял из 256 дворов. В селении было пять улиц, длиной 100-300 сажень, шириной 12 сажень. Имелось восемь проулков, шириной 3-5 сажень. 202 дома были покрыты деревом и лубом, остальные – соломой[16]. В конце XIX века наблюдается демографический взрыв. По данным переписей в первой половине XIX века прирост населения в регионе был незначительным, и во многом был обусловлен переселенческим движением из других губерний, во второй же половине XIX — начале XX века произошёл резкий рост численности жителей края. Такая же ситуация прослеживается и по другим регионам, в частности в Самарской губернии. Если в 1850-х годах численность населения в Буздяке не превышала тысячи жителей, то уже к концу XIX века она выросла почти вдвое и в 1897 году составила 1893 человек (997 мужчин, 896 женщин), из них «магометан» 1854 человека[17]. Демографический взрыв предопределил и обострение земельного вопроса на селе. Стала ощущаться нехватка земельных угодий крестьянами селения. В этой ситуации наиболее предприимчивые селяне стали выкупать с помощью Крестьянского поземельного банка у частновладельцев те или иные участки земли. Так, на карте Уфимской губернии появились посёлки Ташлыкуль (основан в 1880-е годы), Табанлыкуль и другие. В конце XIX века статистиками губернского земства были описаны все селения Уфимской губернии. Приведём собранные ими материалы по Буздяку: «Буздяк (государственные крестьяне) – на равнине при р. Кидашке, на которой имеется мельница. Селение с края надела. Поля по ровному месту, до б верст от селения. Почва – чернозем, кроме того около 35 дec. серого супесчаника с галькой и около 25 дec. солончаковой. В полях имеются 3 оврага. В селении 2 веялки. Выгон по ровному месту. Скот отдается отчасти на выпас по 1 руб. 50 коп. с головы и по 75 коп. с нетеля. В селении бывает ежегодно ярмарка, продолжающаяся 7 дней. Башкиры-вотчинники - надел в 2 местах; селение с краю надела. Изменения в угодьях: часть пахотной земли запущена под залежь и покос. Поля по ровному месту, до 2,5 верст от селения. Почва чернозем несколько супесчаного характера. В полях есть неглубокий и отлогий овраг. В селении 1 веялка. Выгон на ровном месте. В селении ежегодная ярмарка»[18]. Новым явлением в жизни села начала XX века стала кредитная кооперация. В 1907 году в Буздяке было открыто кооперативное (кредитное) товарищество[19]. В 1912 году председателем правления Буздякского кредитного товарищества был Гадиль-Гирей Мухамет-Гареевич Кудашев, членами правления – казначей Шагивалей Габдуллашевич Янбухтин, счетовод Мини-Гирей Хайруллин Мамлеев[20]. В 1890-е годы в селении была открыта больница. Больница входила в состав 3-го медицинского участка. В участок входили: части Богадинской, Тюрюшевской, Чермасанской и Чукадыта-макской волостей. В 1904 году врачом была Ида Осиповна Калашникова, фельдшерами: Павел Семенович Пономарев, Павел Князев и Федор Петров[21]. В 1910-е годы врачом был Д.Ю.Юсупов, фельдшерами – Н.И.Кольбик, В.А.Дронский. В 1905 году земство на время полевых работ в целях охраны здоровья детей от эпидемических болезней и травматизма открыло в Буздяке детские ясли-приют. Работой яслей руководили местные учителя и врачи. Как правило, ясли располагались в зданиях школ или же частных домов. Здесь же дети получали и питание[22]. В начале XX века уездным земством в селении был открыт Буздякский агрономический участок. В состав участка входили Богадинская и ряд других соседних волостей. Участковым агрономом был Султангирей Арслангиреевич Тайчинов, который жил в Буздяке. Действовала в Буздяке до строительства железной дороги и земская станция. У служащих станции имелось 12 лошадей[23]. В – башкиры, 44 двора, 279 жителей, 255,95 дес. посева; 61 голова рабочего скота; 2 двора без посева, 14 – до 4 дес., 22 – 4-10,5 – 10-15,1 – свыше 15 дес. – русские, 11 дворов, 55 жителей, 2 дес.посева, 3 головы рабочего скота, 10 дворов без посева, 1 – до 4 дес. – поляки, 2 двора, 4 жителя, без посева. В Табанлыкуле по данным той же переписи показаны – русские, 43 двора, 325 жителей, 302,22 дес. посева, 92 головы рабочего скота, 2 двора без посева, 5 – до 4 дес, 30 – 4-10,4 – 10-15,2 – свыше15 дес. – мишари, 27 дворов, 149 жителей, 126,2 дес. посева, 45 голов рабочего скота; 6 дворов без посева, 8 – до 4 дес, 10 – 4-10,2 – 10-15, 1 – свыше 15 дес. – белорусы, 4 двора, 22 жителя, 8,5 дес.посева, 1 голова рабочего скота; 3 дворабез посева, 1 – 4-10 дес. – тептяри, 2 двора, 21 житель, 2 головы рабочего скота. Без посева. – украинцы, 1 двор, 9 жителей. Без посева. – чуваши, 1 двор, 1 житель. Без посева. С установлением советской власти в Уфимской губернии центром Богадинской волости стала деревня Буздяк. К 1920 году в Буздякской волости насчитывалось 48 населённых пунктов. В то же время с 1920-х годов росла численность населения деревни Табанлыкуль (в 1926 году в селении насчитывалось более 700 жителей), и наоборот, численность населения в Старом Буздяке становилась всё менее и менее. В настоящее время для сторонних людей Буздяк скорее ассоциируется с бывшим посёлком Табанлыкуль, а о Старом Буздяке сейчас мало кто знает. Эта работа является данью памяти этому удивительному селению, из которого вышло немало прославивших Отчизну жителей. По данным переписи 1920 года:
Приведем также ряд родословных линий по родам буздяковцев. Акчурины: Акчура – Булаш – Теребердей – Алмакай – Смолян – Мустай ( Дашкины: Кудяк – Дашка (?-1611) – Сюнчалей (1596-?) – Сафар – Уразмамет – Алей (1676-?) – Валиша (1700-?) – Токтар (1742-?) – Исмагил (1776-?) – Хасан (1811-?); Кудашевы: Акчура – Кудаш – Булай – Байбулат – Сафар – Ханмурза (1652-?) – Адельша (1698-?) – Тимербулат (1740-1774) – Яфар (1772-?) – Василь (1799-?) – Сайфутдин (1820-?) – Нуриахмет – Хасаньян ( Маматовы: Акмамет – Елизарий – Биктемир – Сулейман (1677-1752) – Мустай (1722-?) – Бадай (1748-?) – Мустафа(1781-?) – Закария (1827-?) – Сулейман – Нигматьян (1895-?); Мамлеевы: Мамалай - Чекаш - Енак - Енбай - Иванаш - Смаил (1715-?) - Арслан (1739-?) - Надырша (1758-?) - Валиша (1777-?) - Губайдулла - Хайрулла - Миннигарей - Анвар; Муратовы: Уразай - Айкей - Уразгильда - Осман - Деук (1639-?) - Аит (1715-?) - Ромай(1753-?); Сюндюковы: Халил - Сеит - Гумер -Гали - Саитгарей (1835-1921; жена Рахима Бикбулатовна) - Батыргарей (1877-1954; жена Яфаева Фатима) - Усман (1914-1987; жена Муратова Марьям) - Ринат – Альберт – Камилла; Яфаевы (Ефаевы): Байбуре - Гази -Асан - Юнус - Гумер - Ефар – Тимергази - Муслюм. [1] РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. [2] ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. [3] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. [4] Там же. Л.32; Ф. И-138. Оп. 2. Д. 35. [5] Там же. Ф. И-2. Оп. 1. Д. [6] РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. [7] Списки населенных мест Российской империи. T.XLV. СПб, 1877. С.47. [8] Прибавление к Оренбургским губернским ведомостям. №19. 15.5.1843. [9] Гурвич Н.А. Ярмарки. Уфа, 1884. С. 5 [10] Семёнов-Тян-Шанский В.П., Штруг.Н.М. Торговля и промышленность Европейской России по районам. Выпуск IV.Центральная хлеботорговая полоса. СПб.,б. г. С. 406-415. [11] ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. [12] Адрес-календарь Уфимской губерниина 1913 год. Уфа, 1912. С. 103. [13] Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. СПб., 1886. С. 47 [14] ЦГИА РБ. Ф. И-135. Оп. 1. Д. [15] Сборник постановлений Белебеевскогоуездного земского собрания с приложениями. XXV очередное собрание 1899 года.Белебей, 1900. С. 276. [16] Там же. Ф. И-132. Оп.1. Д. 1085.26 об-27. [17] Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданийпо данным первой всеобщей переписи населения [18] Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. IV. Белебеевский уезд. [19] Кооперация в Уфимской губернии.В. 2. Уфа, 1914. Таблицы. С. 2. [20] Адрес-календарь Уфимской губерниина [21] ЦГИА РБ. Ф. И-9. Оп. 1.Д. 681.Л. 21. [22] История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века. Т. I. Уфа,2006. С. 115. [23] Уфимский земский календарь на1913 год. Уфа, 1912. С. 63, 119, 173,201. [24] ЦГИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 686. [25] Включая Кинзикеевское общество (башкиры). [26] У троих национальность - татар (мещеряк). [27] Почти у всех национальность записанав форме «башкир-вотчинник». [28] Так указал национальность 42-летний ветеринарный фельдшер Рябов Николай Данилович.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|