www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 19 марта 2024, 05:12

Публикации


Вы находитесь: / Публикации / Из серии «Альметьевская энциклопедия» / Әлмәт. Альметьевск / НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Этногенез и культура татар  •  Золотая Орда  •  К 1000-летию г.Казани  •  Джадидизм  •  Тюрко-татарские государства  •  Тюркские проблемы  •  Из серии «Альметьевская энциклопедия»  •  Публицистика  •  Методология и теория татароведения  •  Журналы  •  История и теория национального образования  •  Татарское богословие  •  Искусство  •  История татар с древнейших времен в 7 томах  •  Археология  •  Государство и религия  •  Исламские институты в Российской империи  •  Источники и источниковедение  •  ACADEMIA. Серия 97  •  Этносоциология  •  Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья  •  Новая и новейшая история России и Татарстана  •  Кремлевские чтения  •  Серия «Язма Мирас. Письменное Наследие. Textual Heritage»  •  Популярная история  •  История, культура, религиозность татар-кряшен
Из истории Альметьевского региона  •  Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия  •  Альметьевское дело  •  Баязитова Ф.С. Элмет тобэге татарлары (Альметьевские татары)  •  Әлмәт. Альметьевск
Энциклопедиягә тартым хезмәт  •  Звезда юго-востока Татарстана  •  ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КРАЯ  •  ЮГО-ВОСТОК ТАТАРСТАНА: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РЕГИОНА XIV-XVII вв.  •  ЗАКАМСКИЕ ЗАСЕЧНЫЕ ЛИНИИ – ВОСТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ  •  НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ  •  КОГДА И КЕМ БЫЛО ОСНОВАНО СЕЛО АЛЬМЕТЬЕВО?  •  ДВИЖЕНИЕ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР ПО ВОЗВРАЩЕНИЮ В МУСУЛЬМАНСТВО  •  МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ  •  КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАР В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ
    Р. Амирханов, И. Габдуллин
     

    НАДЫРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ

    Р. Амирханов, И. Габдуллин

     

    В XVIIIXIX вв. значительная часть Юго-Восточного региона Татарстана входила в состав Надыровской волости Казанской дороги Уфимского уезда (с 1740-х гг. Оренбургской губ.). Позднее, земли Надыровской волости входили в состав трех уездов: Бугульминского, Мензелинского и Бугурусланского. Риза Фахретдинов отмечал, что территория волости Надыра Уразметова равнялась территории Хивинского ханства1.

    Ранее, в XVXVI вв. территория будущей Казанской дороги Уфимского уезда входила в состав двух государственных образований – Казанского ханства и Ногайской Орды. При этом основная часть ее территории входила в состав "Беловолжской земли" Казанского ханства (на 1469 г.)2, а позднее, в XVI в., в Ногайский (Мангытский) юрт того же ханства. В то время – в XVI в. территория Ногайского юрта была как бы под двойной юрисдикцией – Казанского ханства и Ногайской Орды. При этом местное ясачное население выплачивало ясак как казанским ханам, так и "выход" Ногайской Орде3.

    О пребывании ногайских татар в Южном Приуралье, в том числе на территории Юго-Востока Татарстана, указывает целый ряд источников. Платеж местным населением ясака как русской администрации, так и ногайским владетелям зафиксирован в русских источниках. Так, в грамоте, датированной 1643 г., говорится, что "ногайские мурзы... от Уфы кочевали днищах в трех и в четырех и менши по Деме и по Уршаку рекам". Далее отмечается, что при царях Федоре Ивановиче, Борисе Годунове и Василии Шуйском ногайцы "Уфинсково уезду з башкирцов имали ясак лисицами и куницами и бобрами и всякою рухлядью"4. По преданиям башкир д. Кучербаево Стерлитамакского уезда, всю западную часть Уфимской губернии, включая Мензелинский и Бугульминский уезды, до присоединения региона к русскому государству занимали ногайские племена5. Об этом же, опираясь на народные предания и легенды, писали и земские статистики в XIX в., отмечая, что ногайские татары в Бугульминском, Ставропольском, Бугурусланском и Бузулукском уездах проживали "со времени первого появления орды в Поволжье"6. Ими же отмечалось наличие валов ногайских времен в бассейне р. Шешма Мензелинского уезда. Об этом, в частности, писал уфимский статистик Н.А. Гурвич, отмечавший, что в трех верстах от с. Багряш (имеется в виду с. Старый Багряж-Елхово Альметьевского района РТ) находится местность, называвшаяся "Ногайским городком" или же "Ногайским жилищем", в котором жил, согласно местным преданиям, "ногайский хан, современник и едва ли не родня Мамаю". Здесь же располагались остатки вала длиной в 320 сажень и лес, также называвшийся "Ногайским"7. О наличии крупного центра, в котором пребывал хан, в бассейне р. Багряж во времена эмира Тамерлана рассказывается и в "Тэварихы Болгария" Муслими8. Вторая группа источников связана с данными шеджере жителей края. Среди них можно указать шеджере Гирает би (Азнакаевский район), Юрматы би (Сармановский район), Майкы би (Бавлинский район), которые восходят к ногайским татарам9.

    До 1630-х гг. современная территория Юго-Восточного Татарстана фактически находилась в подчинении Ногайской Орды. В тот период население этого края составляли племена ногайского происхождения, подвластные им тюркизированные иштяки10. К этому времени в роли сюзерена над местным населением, наряду с ногайскими феодалами, как наследник казанских ханских властей выступает и московское правительство. После ногайско-калмыцких столкновений какая-то часть ногайских татар покидает Приуралье. Другая часть ногайских татар, сдвинутая на север, оказывается на территории Казанского и Уфимского уездов и именуется в источниках как служилые или же ясачные татары в Казанском уезде или же "башкиры", "башкирцы" в официальных делопроизводственных документах уфимской уездной администрации. В то же время часть этого "башкирского" населения еще помнило и называло себя вплоть до конца XIX в. и иначе: "иштяки", "булгарские иштяки" и "булгары". Любопытным является и то, что вплоть до начала XX в. среднеазиатские народы называли татар и башкир Поволжья и Приуралья ногайцами или же в отношении части башкир "иштяками". Как "ногайские" для окрестных татарских селений известны "башкирские" дд. Верхний и Нижний Табын нынешнего Муслюмовского района РТ. С теми же ногайцами связаны родословные жителей дд. Чалпы, Урсаево, Карамалы Азнакаевского района11. Эти деревни в XVIIIXIX вв. также известны как "башкирские". В числе башкир оказалась и часть потомков Надыра Уразметова, как выходцев из тарханского рода. Предки Надыра Уразметова в 921 и 933 гг. хиджры (по григорианскому летосчислению – 1516 и 1526 гг.) при казанских ханах Мухамет-Амине и Сафа-Гирее были жалованы тарханными грамотами. Потомки этих тархан, проживавшие в д. Ермакове нынешней Самарской области в своей "летописи" утверждали, что их предкам были дарованы земли в районе Бугульмы12. Видимо, имея поместья на Нагорной стороне Волги и в окрестностях Казани, своими вотчинными землями на периферии ханства по р. Зай они владели лишь наездами. Позднее, потомки этих тарханов как переселенцы из Казанского уезда фигурируют в источниках как служилые и ясачные татары.

    Таким образом, территория Надыровской волости, как и значительная часть Казанской дороги, была издавна населена тюркскими племенами ногайского происхождения – татарами. Лишь в связи с активным переселенческим движением в первой половине XVIII в. в регионе появились другие народности Российской империи, прежде всего из Среднего Поволжья.

    В начале XVIII в. в Волго-Уральском регионе происходит массовое переселенческое движение татар. По мнению Д.М. Исхакова, одной из главных причин миграции являлось навязывание татарам имперским руководством России христианизации. Татарам, принявшим крещение, предоставлялись различные льготы, в том числе налоговые, на три года. В то же время, оставшиеся верными вере своих предков подвергались со стороны властей различным дискриминационным мерам. Здесь и перекладывание налогов с крещеных на некрещеных, и сгон с земли, и разрушение мечетей, и прочие мероприятия царского правительства13. То есть, тяжелейший налоговый гнет и религиозные притеснения становились основными причинами бегства татар туда, где жизнь была относительно полегче, а властные структуры далече. Эти же причины становились побудительными мотивами для активного участия татар в многочисленных восстаниях в первой половине XVIII в.

    Имперскими властями предпринимались различные меры по пресечению бегства татар и возвращению на прежние места их жительства. Тех, которых властям удавалось обнаружить в новых регионах, возвращали восвояси. Но были случаи, когда соплеменники отказывались выдавать вынужденных переселенцев, порой они даже изгоняли представителей колониальных властей.

    Отрядом поиска и возвращения "беглецов" руководил граф Головкин. Экспедиция по "отлову душ" была инициативой Петра I. Он в 1720 г. дал инструкцию графу Головкину, стоявшему с войсками под Мензелинском, возвратить беглых из Уфимского уезда. Действительно, с 1 июня 1720 по 1 марта 1722 гг. этому графу удалось выслать из этого уезда "беглых" семей в количестве 19815 душ обоего пола14.

    Одним из средств пресечения массового бегства татар и предотвращения пополнения ими рядов восставших можно считать строительство властями в 1732-1736 гг. новой Закамской линии. Вновь возведенные валы и крепости были насыщены ландмилицкими войсками с охранными и карательными функциями. Мы вправе утверждать, что возведенная черта имела двойное назначение: как для перекрытия пути движения восставших на Казань, так и для создания барьера бегству угнетенных в Приуралье. Альметьевский регион оказался в эпицентре этих событий, в том числе переселенческого процесса.

    Из каких же краев прибыли переселенцы в Альметьевский регион, которым было суждено образовать населенные пункты в первой половине XVIII в. на территории края?

    Не затрагивая глубоко этот вопрос, приведем некоторые статистические данные по ряду сел, которые подготовлены по данным ревизских материалов. Первопоселенцами в дд. Шарлама, Новое Надырово на р. Урсала, Надырово на р. Сок, Старое Надырово на р. Сугышлы, Кама-Исмагилово, Миннибаево, Кичучатово и Альметьево, в основном, были выходцы из Казанского уезда с преобладанием Арской даруги. В Тайсуганове и Абдрахманове преобладали выходцы из Казанской даруги Уфимского уезда15.

    По сведениям межевых контор, Надыровская волость получила свое наименование "от татарина Надыра Уразметева, который, отыскав еще до 1719 года пустопорозжую землю между уездами Казанским и Уфимским, по рекам Заю, Шешме и Черемшану" поселился вместе с другими "инородцами"16. Говоря о "пустопорозжести" этой земли, необходимо учитывать тот факт, что в действительности эта территория не была совсем уж пустой. "Пустопорозжесть" заключалась лишь в том, что эта земля не была в официальных российских документах закреплена за субъектом права (будь-то родоплеменная единица или определенная группа людей). То, что эти земли не были совсем уж и пустыми, подтверждает в какой-то мере и сообщение, напечатанное в первом же номере (от 2 января 1703 г.) первой российской газеты "Ведомости": "Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медные руды..."17. Возможно, эту нефть открыли предки Надыра Уразметова. Именно Надыр Уразметов позднее занимался постройкой нефтяных заводов на этой территории. Помимо этого, жители части татарских селений (Масягутово и др., всего 9 деревень), находившихся на территории, которая была спорной между Надыровской и Юрминской волостями, утверждали, что "возымели владение с 7133-го (1624-1625 гг. - РА., И.Г.), 7135-го (1626-1627 - РА., И.Г.) и 7184-го (1675-1676 - РА.. И.Г.) до 1719-го года"18.

    После занятия этой земли Надыр Уразметов со товарищи в 1729 г. просил Сенат утвердить эти земли за ними. Границы на "вотчинную ево землю", по словам просителя, состояли по следующим урочищам: "от вершины речки Мензелы чрез речки Зай, Шешму, Черемшан, Сок и вершины речки Терек Корт до тарханской дачи даже до самой вершины оной речки Сок и по сыртам по большей Сакмарской соляной и Уфимским дорогам чрез речку Менли и Карамалинское устье до самой вершины вышеозначенной речки Мензелы"19. В 1735 г. Казанская губернская канцелярия определила, что эта земля действительно никем не занята, но жалованных грамот Надыру Уразметову на эти земли дано не было20. Впервые как Надыровская волость эта территория начинает называться после указа от 31 декабря 1734 г., данного Надыру мулле Уразметову от статского советника Ивана Кирилова и полковника Алексея Тевкелева21. По возникшим же спорным делам о земле между жителями Надыровской волости и башкирами Байлярской и Юрминской волостей губернская канцелярия в 1765 г. заключила, что "Юрминской и Байлярской волостей башкирцам в оспариваемых ими землях по рекам Заю и Ику и по впадающим в них речкам и урочищам отказать, а за сим всем состоящим в Надыровской волости обывателям имеющимися под поселением их землями и угодьями, впредь владеть безпрепятственно, для чего, дабы в оные земли никто из посторонних не мог вступаться, дать им владенный указ"22. В то же время в реестрах, росписях волостей Уфимского уезда в 1730—1760-х гг. Надыровская волость не упоминается. Лишь в историке-административных сведениях о башкирском народе, составленных по приказанию графа П.И. Панина в 1775 г., упоминается "Недырова" волость с 94 дворами23. То есть, мы с полным основанием можем говорить о том, что эта волость не являлась башкирской родоплеменной единицей. Проживавшие же в селениях Надыровской волости "башкиры" являлись выходцами из Байлярской, Кыр-Иланской, Елдятской, Дуванейской, Киргизской и Кара-Табынской волостей, то есть представителями той же ногайской среды, что и Надыр Уразметов и его родственники. Подтверждением данной формулы может служить также упоминание в некоторых документах того периода этой волости как "Надыревой служилых татар". В указе, данном Надыру Уразметову в 1735 г., во время начала восстания 1735—1740 гг. предписывалось "выбрать служилых мещеряков и татар лутчих людей вооруженных сколько человек возможно... и явитца в команды господина статского советника Кирилова"24.

    Историческая принадлежность этих земель в XVIII в. была четко очерчена в предложениях Оренбургского губернатора Путятина для проекта Нового Уложения 1767 года. Вот несколько фрагментов. "Башкирцы на вышепомянутую, новою Московскою дорогою отделенную... никакого права не имели, а единственно вся та земля короне принадлежащая". "Все земли и селения, лежащия, ехав из Оренбурга новою Московскою дорогого к Казани... також и всее Надыровскую волость, башкирскими не числятся"25.

    В 1730-е гг. был построен город Оренбург. Надыровская волость в силу своего географического положения являлась как бы связующим звеном между Казанской губернией и Оренбургом. По территории волости была проложена Ново-Московская дорога. На новых землях по Ново-Московской дороге было "отведено... значительное пространство под поселение 14 деревень" ямских (или же чемоданных) татар, которые обладали некоторыми привилегиями по сравнению с ясачными татарами26. В частности, ямские татары были освобождены от рекрутской повинности, но при этом "почтовую гоньбу" они обязаны были исполнять безденежно. Вот в это сословие и вошли на новом месте Надыр Уразметов и его ближайшие родственники.

    Часть из этих 14 селений ямских татар оказалась на территории Надыровской волости. Да и остальные, будучи на территории иных административных единиц, к 1757 г. находились "под ведомством бывшей Бугульминской земской конторы в Надыровской волости" или же "Новомосковской дорога Надыровской волости"27. Появление этих деревень связано с указами Сената и Оренбургской губернской канцелярии в 1743 и 1745 гг. о поселении "иноверцов" и "сходцов" Уфимского уезда на Ново-Московской дороге. Но, видимо, селения ямских татар появились в более ранний период. Так, по указу, данному 26 февраля 1739 г., из канцелярии комиссии башкирских дел старшине Надыровской волости Надыру Уразметову было "повелено для учреждения в д. Шагур и Карабаш и протчих форпостов поселить желающих ис команды своей татар"28. Еще в 1743 г. к селениям ямских татар были обмежеваны "по Новой Оренбургской дороге иноверцам пахотные земли, сенные покосы с лесы и со всеми угодьями", в т.ч. д. Ишмухамметово Бугульмы тож (ныне г. Бугульма) иноверцам Ишмухамету Иштерякову (19 чел.), д. Смаилово Кандыз тож Смаилу Сафарову (18), д. Усманово Терес тож Усману Смаилову (15), д. Якупово Малый Ик Якупу Алмекееву (15), д. Аширово вершины Сайдак тож и Кутлумбетево Сайдак Арема тож (29), д. Наурузово (при р. Дема) Наурузу Тюгееву (15), д. Дюсметево Арыкараган тож Дюсмету Уразметеву (15), д. Мустафино Мус-тафе Минлибаеву (15), д. Юзеево Никое устье тож Юзею Арасланову (16), д. Беккулово Ашиктемир тож Беккулу Асаналину (11), д. Сарманаево Красная тож Сарманаю Азменеву29. Позднее, состав ямских татар пополнялся. По указу из Оренбургской губернской канцелярии от 28 октября 1745 г. было предписано изыскать в Уфимском уезде сходцов после I ревизии к поселению пожелавших на Ново-Московской дороге30. Видимо, этим объясняется резкое увеличение численности ямских татар в некоторых селениях Ново-Московской дороги к 1750-м годам. Так, при поселении в д. Бугулъме русского населения и сгоне татарского, было переселено в другие татарские деревни 154 души "иноверцов"31. К 1809 г. ямских татар насчитывалось в Бугульминском уезде 1140 душ (5 почтовых станций), в Бугурусланском – 1952 (5 станций), в Мензелинском – 41, в Белебеевском – 2832.

    Казанский историк и этнолог Д.М. Исхаков полагает, что население Надыровской волости, видимо, следует считать частью племени "тогунчы (тогучан, тангучин) или "такчи", входившего в Ногайскую Орду. Он пишет: "...в основе названия группы тогунчы... лежит известный кыпчакский этноним токсоба (по Питеру Голдену togs+оба). Не случайно жители Надыровской волости считали себя потомками "племени Туйгози" (Туйгужа). Родословная Надыра Уразметова также восходит к Туйгуже, В последнем можно было бы видеть отмеченное выше племя токс-токчи (тонгучи)"33. По нашему мнению, такое утверждение кажется не совсем верным, так как родоплеменная единица "тукчин" зафиксирована в начале XVII в. в Зауралье.

    Для ответа на вопрос о родоплеменной принадлежности населения Надыровской волости следует, в первую очередь, обратиться к шеджере Надыра Уразметова и преданиям, так или иначе связанным с этим именем. По легендам, предки Н. Уразметова в Казанское ханство прибыли из Крыма и, видимо, были связаны с кыпчакизированными группами Крымского ханства. На новом месте вначале его предки проживали на нагорной стороне Волги, а позднее перешли на жительство в д. Большой Менгер Арской даруги. Арская же даруга со времен Казанского ханства была связана с кланом Кыпчак. Это находит подтверждение и в данных шеджере. Одна из родословных линий жителей д. Большой Менгер начинается с Хасан-Хусаина, выходца из Крыма34. Родословная Уразметовых также восходит к тарханам Хасану и Хусаину. В 1590-е гг. в д. Менгер показаны служилые татары Янбакты Янгозин и его братья, получившие земли после Туйхужи (или же Туйкилде по родословной) из шеджере Н. Уразметова35. К 1678 г. род Надыра Уразметова проживал в д. Адаево той же Арской даруги36. Примечательно то, что в первые десятилетия XVIII в. среди однодеревенцев Надыра Уразметова в д. Новое Надырово показаны и выходцы из д. Менгер. При этом тамги и той и другой групп оказались идентичными.

    М.И. Ахметзянов связывает происхождение названия д. Менгер с тюркским племенем "мин" или же "мен"37. По мнению Г.Н. Потанина, племя мин (минг) является потомком монгольского народа мынг, известного позднее как мингат. Р.Г. Кузеев также утверждает, что Мингат является формой множественного числа этнонима минг38. Иначе говоря, минцы являлись частью правившего в Ногайской Орде Мангытского клана.

    В непосредственной близости к Надыровской волости располагалась Саралимино-Байлярская волость. Жителям этой волости еще по грамотам за 15 сентября 7089 и 27 февраля 7103 гг. (1581 и 1594 гг. – Р.А., И.Г.) были даны земли в Предкамье по бассейнам pp. Тойма, Каринка (Елабужский район) и в Закамье по pp. Кабан, Мелекес, Ургуда, Ирня и др. При этом получившие владения Дербыш Миркомалов, Тевкелей Токтамышев и Балтемир Скомин названы чувашами. В данном случае необходимо учитывать тот факт, что татарское население присоединенного к русскому государству Казанского ханства было поделено на ясачное и служилое сословия, известные на территории Казанского уезда как ясачные чуваши и служилые татары. В 1643 г. родственникам Дербыша Миркомалова и его товарищей башкирам Тохтамышке Шихдербаеву, Токатку Кутееву, Янбатейке Янсеитову были жалованы земельные угодья при д. Сарали (позднее д. Сарайлы-Бикметово Сарали-Минской волости, ныне с. Сарайлы Сармановского района РТ). Далее им указывалось: "владеть до тех мест, как за ними помесную землю измерят, а вотчину бортной ухожей опишут государевы писцы и мерщики"39. Туктамыш сын Шаех Дирбеша в то же время присутствует в шеджере жителей Юрминской волости40. Одна из родословных "башкирского" населения Байлярской волости также связана с Туктамышем Шейхдирбешевым, а через него и с Урдач-баба из родословной минцев41. Потомки этой группы населения оказались также в составе башкир-припущенников в Надыровской волости. Вторая группа населения, составившая население Надыровской волости, в том числе и сам Надыр Уразметов, видимо, была связана с кыпчакскими или же кыпчакизированными группами. В частности, это в какой-то мере подтверждается текстом указа из Оренбургской губернской канцелярии от 5 марта 1746 г., где говорится, что "прошлого де 1734 году... по прошению мирских людей с протчими иноверцами, которые ныне с ним, Надыром, в одной волости живут, отделен он от Иланской волости и именовали ту волость Надыровской волостью"42. Население же как Байлярской, так и Иланской волостей в более ранний период входило в состав кыпчакского родоплеменного объединения. То, что родственники Надыра Уразметова, в более ранний период (по крайней мере, с начала XVII в.) оказались на тарханской службе, а значит и в башкирском сословии, в Уфимском уезде подтверждается из грамоты данной двоюродному дяде Н. Уразметова Уразке Байбурину, в которой говорится, что "изстари де родственники ево служат великим государем при Уфе в тарханех и дано де родственником ево бусурманское татарское писмо... и великим государем пожаловати б ево велеть ему... службу служить по Уфе в тарханех с сродники ево вместе"43. Тарханы в Кыр-Иланской волости были известны еще со времен "Еналеевского бунта" в 1615 году. За участие в поимке Еналея Емаметева эти тарханы получили поместья. Иначе говоря, эти башкирские тарханы по своему положению мало чем отличались от служилых татар44. В той же Иланской (Кыр-Иланской) волости в грамоте за 1702 г. перечисляются служилые татары д. Базы Кутлуметко Кулушев, Уразака Ишметев, Алийка Ишметев и д. Янгаз-Нарат Абдрахман Каминкин, переписанные в тарханы. Упоминаемый в этом списке Кутлуметко (Кутлум-бетко) Кулушев, по нашему мнению, имеет прямое отношение к подавшему в 1685 г. челобитную о тарханстве жителю д. Танламас Казанской дороги Кутлуметко Кутлугушеву. Деревня Танламас известна тем, что в XVII в. она входила в Кыр-Иланскую волость, в которой была и Танламасовская тюба. При подаче своего челобитья Кутлуметко Кутлугушев также отдал ярлык на тарханство, выданный казанским ханом Ибрагимом (правил в 1467—1479 гг.). По его утверждению, "в прошлых годех давних служили деды и отец мой в служилых тарханех"45. Позднее, эти служилые татары – тарханы оказались в составе башкирского сословия. В начале XVIII в. в Кыр-Иланской волости известны башкиры Кутлумбетевы (Кутлуметевы), давшие начало роду старшин этой волости. Не случайным фактом является также и то, что территория Надыровской волости граничила на юге с Кыпчакской волостью, да и служилые татары соседней с Надыровской волостью д. Калейкино имели свои крепостные владения на территории Кыпчакской волости по р. Кинель. На территории современного Заинского района по р. Зыча тарханы Кыпчакской волости также имели "вотчинную... старинного владения землю"46. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что жители Надыровской волости были связаны как с кыпчакским, так и с минским племенем.

    В 1750 г., по случаю споров, возникших между башкирами Юрминской и Байлярской волостей, с одной стороны, и жителями Надыровской волости, с другой стороны, старшина Надыровской волости Надыр Уразметов обратился с просьбой в Оренбургскую губернскую канцелярию об утверждении за ним занятой земли (Надыровской волости). По распоряжению губернской канцелярии, в 1751 г. земля эта "снята" была капитаном Ляховым и геодезистом Веселковым на план и представлена 16 марта 1753 г. в губернскую канцелярию47. Представленный план (карта) условно назван нами "Картой Надыра Уразметова"48. Эта карта нами была наложена на современную карту Республики Татарстан. Это позволило определить некоторые геометрические параметры Надыровской волости.

    Если бы волость существовала до наших дней, то она бы ограничивалась: на севере – селом Старый Мензелябаш Сармановского района, на юге – городом Сергиевск Самарской области, на востоке охватывала бы Бугульму, а на западе упиралась бы в с. Кичуй. На территории бывшей Надыровской волости в настоящее время располагаются Альметьевский, Черемшанский, Лениногорский, Бугульминский, Азнакаевский районы Республики Татарстан с городами Альметьевск, Джалиль, Лениногорск, Бугульма; Клявлинский, Камышлинский районы Самарской области.

    Волость на время "снятия плана" входила в состав Уфимского уезда Оренбургской губернии и граничила: на севере и востоке с Байлярской и Юрминской волостями, на западе – с Казанским уездом, на юге – с землями Кыпчакской волости. На юго-западе граничила с территорией Ставропольского ведомства (позднее Ставропольский уезд – от названия г. Ставрополя, ныне Тольятти), заселенного крещеными калмыками49.

    Западная граница волости совпадала с Новой Закамской засечной линией. Расстояния между крайними точками волости составляли: с севера на юг 160 км, с востока на запад 115 км. Периметр волости равнялся 566 км. На долю нашего региона в пределах сегодняшних административных границ приходилось бы 282 км, т.е. половина этой протяженности, Оренбургской области – 48 км и Самарской – 236 км. Общая площадь волости равнялась 10,4 тыс. квадратным километрам.

    Через территорию волости протекали pp. Лесной и Степной Зай, Кичуй, Шешма, Черемшан, Кондурча и Сок со множеством притоков.

    В волости проживали следующие группы населения (сословия): тептяри, служилые, ямские и ясачные татары, башкиры, крепостные и ясачные крестьяне (русские), ясачные крестьяне из мордвы и чувашей, служилые некрещеные чуваши. По вероисповеданию население делилось на мусульман (татары), православных христиан (русские, мордва, крещеные татары и чуваши) и язычников-чувашей.

    На территории волости показаны следующие селения: Нижний и Верхний Емаш, Арасланово, Лещевбаш (эта земля была, видимо, спорной с вотчинниками Байлярской и Юрминской волостей и впоследствии продана башкирами этих волостей графу Разумовскому и Петрово-Солово), Урсалыбаш, Чубар-Абдулово, Масягутово, Кыркуатле (ныне Катимово), Какрыелга, Алькеево, Якеево, Девлетбахта (позднее Мальбагуш), Шерлама, Сулеево, Каширово, Малим (Налим), Урсалинка, Бигашево, Мактама (показана на месте нынешнего Альметьевска, видимо, ошибочно), Нижняя Мактама, Верхняя Мактама, Кама (Кама-Исмагилово), Бишмунча, Тайсуганово, Ташилга (Абдрахманово), Миннибаево, Чупаево, Маметево, Кичучат, Старое Надырово, Кудашево, Карабаш, Керлигач, Аналыково, Сара-беккулово, Кувакбаш, Иштеряково, Шугурово, Каркали, Бикметево (ныне Денискино Самарской области), Шентала, Сосна, Ермакове, Надырово (по р. Сок), Камышлы, Карабеккулово. Всего 47 татарских деревень. Среди русских селений – слободы Письмянская (Солдатская), Письмянская, Бугульма, Малая Бугульминская, Кувацкая, д. Бугульма, Смагино, Бастрыково, Липовка – всего 9. Остальные селения чувашские и мордовские – Кармальская мельница (на земле горнозаводчика Глазова), Лагерка, Афонькино, Верхняя и Нижняя Туарма, Баландаево, Резяпово, Новая Багана, Казбулатово, Якушкино, Ишуткино, Суркино.

     

    Р. Сок в районе д. Камышлы.

    Большинство этих населенных пунктов было поселено на территории волости с разрешения Надыра Уразметова и его товарищей, выступавших на новом месте как полновластные вотчинники. Приведем некоторые данные, собранные во время Генерального межевания у жителей селений Надыровской волости о времени их поселения:

     - д. Юлтимирово. Служилых татар 15 душ (все данные о численности даны по V ревизии 1795 г.), ясачных татар 91, старшины Мунасыпа Юсупова Киргизской волости башкир 3 души. Ясачные татары поселились по допуску татар д. Надырово Сугушлы тож, перешли в 1745 г. с территории будущего Мензелинского уезда. Служилые татары перешли в 1770 г. из д. Лундан Керенского уезда Пензенской губернии. Башкиры перешли в 1760 г. из д. Алишево при р. Усень (ныне с. Илишево Илишевского района РБ) по допуску татар;

    — д. Надырово Сугушлы тож. Тептяри 77, ямские 32, служилые татары 57, старшины Мунасыпа Юсупова башкиры Кара-Табынской волости 6 душ. Тептяри и ямские татары старинные жители Надыровской волости, из которых 4 души перешли в 1780 г. из д. Бакаеве. Служилые татары перешли из д. Кадеево Чистопольского уезда в 1783 г. на р. Аксакал, а в 1787 г. переведены в д. Старое Надырово, 50 душ перешли в 1792 г. из д. Кадыево Чебоксарка тож Чистопольского округа. Башкиры перешли в 1778 г. из д. Бакаеве Бугурусланского округа, а ту деревню откуда перешли – не помнят;

    — д. Каркали. Тептяри 97, ямские татары 3, служилые татары 116 душ. Тептяри и ямские татары старинные жители, сперва поселились в д. Аналыково, а в д. Каркали с 1745 г. Служилые татары перешли в 1775 г. из д. Алкино Чебоксарка тож Чистопольского уезда с разрешения начальства;

    — д. Шугурово. Тептяри 166, ямские татары 10, служилые татары 25, старшины Мунасыпа Юсупова Яиксубиминской волости башкиры 10 душ. Тептяри и ямские татары старинные жители волости. Служилые татары (3 души) перешли в 1780 г. из д. Ибраево Чистопольского уезда, 6 душ из д. Старый Елтань и 16 душ в 1795 г. из д. Алкино Чебоксар тож. Башкиры перешли из д. Алешевка Белебеевского уезда по дозволению Надыра Уразметова;

     - д. Чупаево (вершина р. Кичуй). Тептяри 95 душ – старинные жители;

    — д. Миннибаево. Ямские татары 25, ясачные татары 23, ясачные из мурз татары 7, служилые татары 8, тептяри 60 душ. Тептяри и ямские татары старинные жители волости. Ясачные татары 23 души перешли в 1794 г. из д. Лундан, 7 душ из д. Шелдаис Керенского округа Пензенской губернии, 4 души в 1760 г. из д. Шахмаево Чистопольского уезда;

     - д. Верхняя Мактама. Тептяри 161 душа, из них 4 души проживают в д. Иштеряк. Под названием Махтамабаш ямские татары 12, служилые татары 15 душ. Тептяри и ямские татары старинные жители волости. Служилые татары 10 душ перечислены в 1782 г. из д. Утаркулово Белебеевского уезда, 5 душ из д. Балтачево Бугульминского уезда, но живут на прежних местах жительства;

    — д. Тайсуганово. Тептяри 109 (из них 1 душа в д. Урсалыбашево Куперка илга тож указной мулла), ямские татары 4, старшины Мунасыпа Юсупова Байлярской волости башкиры 73 души. Тептяри и ямские татары старинные жители волости. Башкиры переселились из д. Альметьево Мензе-линского уезда по допуску старшины Надыра Уразметова "с давних лет, а когда точно не помнят и документов на поселение не имеют";

    — д. Абдрахманово. Тептяри 104, ямские татары 22 (из них 3 души живут в д. Наурузово Бугурусланского уезда, 5 душ в д. Кубово Белебеевского уезда), ясачные татары 7, старшиныМунасыпа Юсупова Елдятской волости башкиры36 душ. Тептяри и ямские татары старинные жители волости. Ясачные татары перешли в 1775 г.из д. Новая Мичала Мамадышского уезда. Башкиры перешли из д. Аташ Бирского уезда по допуску старшины Надыра Уразметова, "в котором году не помнят"50.

    На территории волости отмечены следующие владения: дачи Большой Бугульминской слободы, двух Письмянских слобод, Кувацкой слободы, часть дачи Сарбайской слободы, дача д. Якушкино и Ишуткино, дача сенокосов пригорода Сергиевска, дача Смолинова и Бастрыкова, дача прапорщика Сморчкова, дача д. Багана, дача д. Шентала и Суркино, дача отставного майора Смагина, владение 4 деревень Казанского ведомства, дача Глазова, владение разных деревень Казанского и Уфимского уездов (будущая земля Разумовского и Пет-рово-Солово). Всего 14 владений.

    При Генеральном межевании Надыровской волости в 1790 г. были нарезаны следующие участки:

    1. "деревня Токтарово Урдалы с деревнями, владения из татар тептярей и содержащих ям служилых и ясачных татар" – всего нарезано 100320 десятин;

    2. д. Старое Суркино (на р. Чертанле), владения некрещеных чувашей – 4241 дес.; 3. д. Новое Надырово с деревнями, владения "башкир", "мещеряков", "тептярей", служилых и ясачных татар, содержащих ям ямщиков, из мордвы новокрещенов, ясачных крестьян, некрещеных чувашей, отставных солдат и удельного имения крестьян – 34510 дес.; 4. д. Малая Урсала и Ямаш, владение действительного статского советника Андрея Александровича Петрово-Солово – 12094 дес.; 5. Богословский медеплавильный завод Глазовых – 16466 дес.; 6. крепость Кичуйский фельдшанец с слободой Опачкой, владение отставных унтер-офицеров, солдат и малолеток – 13459 дес.51

    По материалам Генерального межевания, на территории волости имелись медные рудные прииски заводосодержательниц Дурасовой, Бекетовой, Пашковой и Казицкой, медную руду, добытую на рудниках, владелицы отвозили на свои заводы52.

    На основе вышеизложенного мы можем заключить, что территория современного Юго-Восточного региона Татарстана, в том числе Надыровская волость, издавна была населена племенами, связанными с Ногайской Ордой. Таким образом, исторические источники позволили определить время возникновения Надыровской волости, ее границы, основные населенные пункты, национальный и конфессиональный состав населения.

     

    Примечания:

    1 Фәхретдин Р. Асар. 2нче кисәк. – Ырынбур, 1901. - 58 б.

    2 История Татарии в документах и материалах. – М., 1937. - С.96.

    3 Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени. – Казань, 1998, – С.146 – 148.

    4 РГАДА Ф-1173. Оп.1. Д.373. Л.1, 2.

    5 Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII-XVIII вв. - М., 1988. - С. 98.

    6 Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. Т.36. - СПб., 1877. - С.74.

    7 Справочная книга Уфимской губернии / Сост. Н.А. Гурвич. – Уфа, 1883. С. 339; Уфимская губерния. Список населенных мест по сведениям 1870 года, Т.45. - СПб., 1877. - С.74.

    8 Мослими. Тэварихы Болгария (Болгар тарихы). - Казан, 1999. - 89 б.

    9 Әхмәтҗанов М.И. Нугай Урдасы һәм аның татар этник тарихына монәсәбәте // Из истории Золотой Орды. - Казань, 1993. - С.146, 148, 150.

    10 Исхаков Д.М. От средневековых татар... – С.153 - 154.

    11 Исхаков Д.М. Из этнической истории татар восточных районов Татарстана до начала XX в. // Татарская нация: история и современность. – Казань, 2002. - С.133.

    12 РГАДА. Ф. 248. Оп.67. Кн.5959. Л.451-451об.; Исхаков ДМ. Юго-Восток Татарстана: проблема изучения этнической истории региона XVXVI вв. // Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Региональная научно-практическая конференция. Тезисы докладов. – Альметьевск, 1999. – С.17—18; его же. Из истории села Старое Ермакове Клявлинского района Самарской области // Из истории Альметьевского региона. Вып.1. – Альметьевск, 1999. – С.323.

    13 Исхаков Д.М. Об идентичности волго-уральских татар в XVIII в. // Ислам в татарском мире: история и современность (Материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля – 1 мая 1996 г.). – Казань, 1997. - С.24-25.

    14 Уфимская губерния. Список населенных мест посведениям 1870... – С. 82.

    15 РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.2450, 3797.

    16 ГАСО. Ф.1. Оп.З. Д.364. Л.З об.

    17 Цит. по: Замит Рахимов. Шугур – край сокровищ. - Казань, 1997. - С.132.

    18 ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп.1. Д.2585. Л.З.

    19 РГАДА. Ф. 248. Оп.67. Кн.5959. Л.436.

    20 ГАОО. Ф.6. Оп.11. Д.342.

    21 РГАДА. Ф.248. Оп.67. Кн.5959. Л.467-467 об.

    22 ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.4555. Л.7 об.-8.

    23 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. - М., 1974. - С.51-60.

    24 РГАДА. Ф.248. Оп.З. Кн.169. Л. 121 об-122.

    25 Сборник РИО. T.VIII. - СПб., 1871. - С.419-430.

    26 ГАСО. Ф.Ф.1. Оп.З. Д.364. Л. 4-4 об.

    27 ГАОО. Ф.6. Оп.З. Д.3074. Л.415; РГАДА. Ф.1334. Оп.1. Д.26. Л.79, 112.

    28 РГАДА. Ф.1334. Оп.1. Д.26. Л.118.

    29 Там же. Л.З - 9.

    30 Там же. Ф.248. Оп.67. Кн.5959. Л. 454 об.

    31 Там же. Ф.1334. Оп.1. Д.26. Л.79.

    32 ГАОО. Ф.6. Оп.З. Д.2326. Л.2.

    33 Исхаков ДМ. От средневековых татар... – С.152.

    34 Ахметзянов М.И. Татарские шеджере (Исследование татарских шеджере в источниковедческом и лингвистическом аспектах по спискам XIXXX вв.). – Казань, 1991. - С.47.

    35 Әхмәтҗәнов М. Олы Мэнгэр авылы тарихы. – Казан, 2000. - 14-15 б.

    36 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6453. Л.723 об.-725.

    37 Әхмәтҗәнов М. Олы Мэнгэр... – 10—11 б.

    38 Кузеев Р.Г. Происхождение... – С. 306-307.

    39 РГАДА. Ф.1324. Оп.1. Д.1010. Л.218-218 об.; Д.1249. Л. 55-55 об.

    40 Әхмәтҗәнов М. Нугай Урдасы: татар халкынын тарихи мирасы. – Казан, 2002. – 87 б.

    41 Башкирские родословные. Вып.1. – Уфа, 2002. - С.326 - 327.

    42 РГАДА. Ф-248. Оп.67. Кн.5959. Л.481

    43 Там же. Л. 451 об.—452; Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. – Казань, 2001. – С.27.

    44 Любавский М.К. Очерки по истории башкирского землевладения и землепользования в XVII, XVIII и XIX вв. // ОР РГБ. Ф.364. Оп.7. Д.8. Л.2.

    45 РГАДА. Ф.1173. Оп.1. Д.196. Л.2, 3, 5; Вельяминов-Зернов В.В. Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями. – СПб., 1864. - С. 44.

    46 Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV, ч.2. - М., 1956. - С. 15-17, 594.

    47 ЦГИА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д.5678. Л.7.

    48 РГАДА. Ф-1334. Оп.1. Д.28.

    49 Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по "Ландкартам" Красильникова и "Топографии" П.И. Рычкова. – Оренбург, 1880.

    50 РГАДА. Ф.1334. Оп.1. Д.129. Л.ЗО - 48.

    51 Там же. Ф.1355. Оп.1. Д.1874. Л. 12 об.-13 об., 19 об.-22 об.

    52 Там же. Л. 281 об.-283.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ