www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 12 декабря 2024, 23:35 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.) / Глава II. Роль старшего поколения художников на этапе становления (1960-1970-е годы) |
|
Глава II. Роль старшего поколения художников на этапе становления (1960-1970-е годы)
Глава II. Роль старшего поколения художников на этапе становления (1960-1970-е годы)
Изобразительное искусство в новых промышленных городах возникло не на пустом месте: корнями оно уходит в народное творчество и связано с традициями профессионального искусства Татарстана и России. Формированию и развитию профессионального искусства на начальном этапе (начало 60-х) способствовали художники старшего поколения, родившиеся в конце 1920 — первой половине 1930-х годов. Следует подчеркнуть роль приезжих художников, состав которых был неоднороден и по опыту, и по художественному образованию. Одни из них приехали как маститые, сложившиеся художники (А. Юдин, Т. Самойлова, М. Хаертдинов — в Лениногорске, Г. Стефановский, Р. Вахитов, Х. Гимазетдинов — в Альметьевске, К. Сафиуллин — в Набережных Челнах), другие — после окончания учебного заведения, как молодые специалисты. В основном это уроженцы Татарстана (Р. Галиуллин, А. Покалев — в Зеленодольске, Г. Иванов — в Набережных Челнах, И Насретдинов — в Бугульме, Д. Садретдинов — в Лениногорске, З. Миннахметов — в Елабуге, А. Фатхутдинов, Г. Капитов — в Нижнекамске).
Велико значение Казанского художественного училища в истории искусства новых городов. Ученики С. Ротницкого, Р. Тухватуллина, В. Куделькина, М.Хаертдинова обучали новое поколение мастеров. Четко прослеживается преемственная линия, идущая от Казанской художественной школы через ряд поколений художников до настоящего времени. Немаловажную роль для многих играла и материальная помощь, оказываемая государством (госзаказ, массовые закупки, обеспечение мастерскими, жильем). Следует отметить основные функции, которые выполняли художники старшего поколения: организаторскую (открытие художественных фондов, школ, организация выставок), просветительскую (встречи с населением, преподавательская деятельность), художественную практику. Характеристику деятельности художников в этом направлении целесообразно давать по городам и в хронологической последовательности, учитывающей основные этапы развития искусства. Следует показать также роль творчества ряда значительных художников в становлении и своеобразном развитии жанрово-видовой системы и информативно-содержательной стороны искусства. Доминирующее положение на данном этапе в искусстве молодых городов заняли живопись с преимущественным развитием в ней жанров пейзажа с его культом пленэрного этюда как самостоятельной формы творчества, а также монументально-декоративное искусство, связанное с особенностями культурного развития молодых городов. В композиционном плане эта глава заключает в себе два основных раздела: 1 — общая характеристика творческой биографии художников, 2 — выводы, касающиеся самого художественного процесса в целом.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенный анализ искусства в новых промышленных городах (в 60-70-е годы) позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В становлении и развитии изобразительного искусства огромная роль принадлежит художникам старшего поколения. Они стремились преодолеть провинциальную оторванность художественной жизни своих городов от общего развития культуры, приблизиться к творческим поискам своего времени, влиться в общее русло развития советского искусства. Многое в творческой и общественной жизни молодых городов Зеленодольска. Альметьевска, Бугульмы, Нижнекамска, Лениногорска, Елабуги, Набережных Челнов в 1960-70-е годы основано на энтузиазме, на самозабвенной любви и преданности художников искусству. Значительно морально-нравственное значение опыта этого поколения. Художественные проблемы, стоящие перед художниками в новых промышленных городах, естественно, не имеют принципиального отличия от общего направления в советском искусстве, которое развивалось в русле социалистического реализма. И хотя в эти годы ими не создано крупных значительных произведений, недооценивать это сложное время становления изобразительного искусства было бы ошибкой. Художники старшего поколения Р. Галиуллин, М. Хаертдинов, И. Насретдинов, О. Кульпин, А. Вашуров, К. Сафиуллин, И. Ханов, Л. Зимина заложили основы развития изобразительного искусства: живописи, графики, монументально-декоративного искусства и скульптуры, хотя их удельный вес в творчестве художников разных городов был неодинаков. Живопись больше развивается в Зеленодольске, Лениногорске, монументально-декоративное искусство в более молодых городах - в Нижнекамске, в Набережных Челнах. Графике больше внимания уделяют зеленодольские, альметьевские художники. Уже к концу 70-х, несмотря на принципиальную ориентацию татарской живописи того времени в сторону сюжетно-тематической картины, в той или иной степени с социологизированным сюжетом (как того требовала эстетика соцреализма), художники региона в подавляющем большинстве обращаются к пейзажу Художников объединяет стремление уйти от опустошающей их душу реальной урбанистической среды в уютный, гармоничный мир природы. Пейзаж лирический, камерный постепенно вытесняет ранее поощряемый всеми выставками обязательный ("камазовский") пейзаж. Особенно ощутимым этот сдвиг в жанровой ситуации станет десятилетие спустя. Эволюция жанра пейзажа характеризуется все большим углублением философско-космологической концепции соотношения "человек-мир" - стремлением в любом жизненном явлении раскрыть его скрытый смысл, передать эмоциональное звучание образа. Это может быть пейзаж, жанровые особенности которого оказались наиболее приемлемыми для В. Морозова, чтобы непосредственно выразить пережитое. Возможна и многофигурная композиция. Здесь уместно вспомнить ряд работ А. Горюнова ("Уходящий", "Распятие"), а также "анималистические" композиции М. Хаертдинова того же времени. Она же определяет строй пейзажей А. Фатхутдинова, О. Кульпина, В. Гецева, что позволяет считать ее типологической чертой творчества художников 1970-х годов. В этой особенности их творчества проявляется в какой-то степени отход от канонов социалистического реализма. По сравнению с живописью и монументально-декоративным искусством графика в новых промышленных городах в 60-70-е годы развивается медленнее. Участие на первых художественных выставках Т. Самойловой, Г. Арчуашвили, Д. Садретдинова, Г. Иванова, Р. Галиуллина, А. Покалева обнаружило большие потенциальные возможности молодых. Правда, в этот период не было крупных художественных открытий, но накопленный творческий опыт имел важное значение для дальнейшего роста.
Данный период отличается тематическим и жанровым многообразием. Здесь были большие станковые серии и политический плакат, путевые зарисовки. Книжная графика развивается слабее. Творческие поиски графиков тесно связаны с основными направлениями советского искусства того времени, с важнейшими общественными событиями. Графические листы несли в себе темы общественные и камерные, проблемы общечеловеческие и сугубо личные. Это жизнь нефтяников, колхозников, строителей КамАЗа, наконец, стройки с величественными индустриальными пейзажами. В те годы в графике приоритет был за пейзажем, ангажированным, политизированным, с акцентированными приметами времени. Вся художественная система с ее лаконизмом, собранностью, почти монохромной скупостью цвета, графической четкостью рисунка, монументальной масштабностью фигуры главного персонажа, а также концепция личности современника - творца и созидателя, волевого, сильного человека - идут здесь от традиций суровой романтики, развитой в советском искусстве рубежа 50 – 60-х годов. Такое решение темы встречали мы во многих индустриальных пейзажах Т. Самойловой, К. Сафиуллина, Г. Иванова. Можно уверенно говорить, что все или почти все графики работают в жанре портрета, чему свидетельство - значительное число их работ, экспонированных на общих художественных выставках. Главное в этих портретах - социальная и профессиональная характеристика человека. И это не случайно. Это время отличалось тем, что именно труд был главным содержанием советского образа жизни. Поэтому передовики производства, ветераны войны и труда, знатные люди самых различных профессий, писатели, художники - герои портретов наших графиков. Постепенно меняется изобразительная лексика графики. Художники не всегда наделяют своих персонажей символическими атрибутами профессий, избегают голой иллюстрации, обращая все внимание на внутренний мир человека, пытаясь выразить психологию, раскрыть глубину его интеллекта, богатство его эмоций (Р. Галиуллин, Х. Сибгатуллин, Д. Садретдинов, Я. Зинатуллин). Именно в рассматриваемый нами период 60-х, 70-х годов монументальное искусство, и в том числе монументальная живопись, развивается интенсивно и в своих лучших образцах достигает высокого профессионального уровня. Этот процесс связан прежде всего с грандиозным строительством, с новым этапом развития архитектуры, когда бывшие поселки Альметьевск, Нижнекамск, Лениногорск, Заинск стали городами. За этот период в Татарстане крупным промышленным центром стал город Набережные Челны. В условиях широкого размаха строительства перед художниками-монументалистами стоит задача придания новым городам, создаваемым, как правило, по единому проекту в весьма сжатые сроки, черту неповторимого своеобразия. Как заметили другие исследователи данной темы, при этом увеличивается роль синтеза архитектуры и монументально-декоративных искусств. Впервые применяются новые виды искусства (мозаика, резьба по гипсу, дереву), расширяется характер художественно-изобразительного языка произведений. Для развития монументально-декоративного искусства в 70-е годы характерно преимущественно оформление интерьеров учебных и культурно-просветительных учреждений - школ, профтехучилищ, библиотек, кинотеатров. В творчестве художников региона намечаются некоторые общие тенденции в использовании определенного круга материалов и художественных средств. Так, в городе Набережные Челны при оформлении учебных заведений становятся популярными - керамическая мозаика в вестибюлях и рекреациях, резьба по гипсу или роспись в актовых залах. В дошкольных детских учреждениях широкое применение получает надглазурная роспись и мозаика из цветной керамики. Следует подчеркнуть, что разные виды монументального искусства развивались неравномерно: больше всего создано фресок, и самые значительные из них - испытанным классическим способом: известковым письмом по сырой штукатурке. Применялась также темпера, акриловые краски и др. Успехи монументально-декоративного искусства в промышленных городах очевидны, но есть еще и нерешенные проблемы. Все еще редки случаи, когда монументалисты работают совместно с архитекторами с самого начала проектирования сооружения. Большей частью художники приходят уже в готовое здание, "получают стену" для украшения. Конечно, и таким путем создано немало удачных произведений, но подлинный синтез видов искусства достигается не так уж часто. Негативной тенденцией является некая "усредненность" монументальных и декоративных работ. Появление скороспелых, пластически неразработанных работ, большей частью написанных по сухой штукатурке и неподготовленной поверхности, связано отчасти с вынужденным ускорением сдачи объектов, с недопониманием как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей. Появлялся некий тип декоративных работ, носящих временный характер. Расширявшееся понимание традиций, публицистическая и полемическая заостренность суждений о проблемах искусства, стремление к монументально-значимому высказыванию требуют от каждого художника самостоятельных решений. Далеко не всем и не всегда в это время удается избежать поверхностной патетики, схематичности. Многие из художников стремятся не столько создать новое, сколько примкнуть к формирующимся представлениям лишь по внешним признакам, без учета собственных профессиональных возможностей. Но в целом творческие коллективы художников-монументалистов в Юго-восточном регионе Татарстана, в городах Набережные Челны, Бугульма, Лениногорск, Нижнекамск, заявляют о себе в это время как о серьезном и способном отряде художников. В 60-70-е годы развивается и скульптура, в основном станковая скульптура, скульптура в декоративных формах. Но столь заметного притока молодых специалистов, как в живописи и монументально-декоративном искусстве, в скульптуре 70-х годов не происходит. И все же со временем круг мастеров расширяется, и вместе с тем разнообразнее становятся формы скульптуры. Творчество Л.Зиминой, А.Загирова, И.Ханова формируется в начале 70-х годов. Наряду с традиционным исполнением казанскими или приехавшими из других городов художниками скульптурных произведений для районов республики, в 60-е и особенно в 70-е годы получило некоторое развитие творчество местных скульпторов, постоянно работающих в новых городах (А. Загаров - в Зеленодольске. Р.Агафонов - в Альметьевске). Процесс становления художественных коллективов в новых промышленных городах в этот период шел в русле идеологии общесоветской социалистической культуры. На первый план выдвигалось изображение событий и персонажей, связанных с утверждением социально-политических идей и целей. Это в немалой степени способствовало ослаблению индивидуального начала в творчестве художников, особенно в жанрах портрета и тематической картины. Выражение авторского начала было притуплено и в монументально-декоративном искусстве, что было вполне закономерно в коллективистском решении художественных задач. В искусстве новых промышленных городов эти тенденции проявились довольно мягко, но все-таки сказались на творчестве некоторых художников (Н.Бикташева, Э.Бусовой). Выработались свои штампы, наборы средств в раскрытии научно-производственной, учебной, культурной темы в монументальной живописи: преимущественное изображение мускулистого рабочего, гениального ученого, могучего атлета, прекрасных муз. Акцентируется внимание на показе рабочего человека, героики труда, индустриальных пейзажей как в живописи, так и в графике. В скульптуре прослеживается явный крен в сторону революционно-патриотической тематики. Пластическая слабость работ компенсировалась актуальностью тем. Но в то же время в лучших произведениях отчетливо проявляется тенденция к поиску наибольшего единства между убедительностью взятого сюжета и выразительностью произведения. В живописи и графике немалое значение для становления идейно-художественных принципов имела ориентация художников старшего поколения на глубокую трактовку реалистических традиций русского и европейского искусства. Для многих этюдная работа с натуры на природе стала стержнем их творческих исканий. Многое в творчестве художников А.Вашурова, И.Насретдинова, М.Хаертдинова, Т.Самойловой, В.Гецева, Х.Гимазетдинова восходит к программе "сурового" стиля (монументализированные композиции, аскетизм в цветовой гамме, броское цветовое пятно, обобщенные лаконичные формы, подчеркнутая суровая правда жизни). В целом вся тенденция, ведущая свое происхождение от "сурового стиля", меняется уже к началу 70-х годов. Одно из изменений было связано с более ярко выраженной романтической окраской, приподнятым героическим характером, мажорным оптимистическим звучанием произведений. Картины со строительными кранами, нефтяными вышками, городскими застройками казались бы скучными, если бы не поэтическое видение и тонкий дар колориста, способного вписать в среду тяжелые, жесткие предметы урбанистического мира, рефлексами цвета придать им живое дыхание жизни. В самой живописи, проникнутой порывистой и трепетной экспрессией, звучит какое-то особенное ликование. Важно подчеркнуть, что выявленные в ходе исследования типологические черты, присущие творчеству старшего поколения (стремление к романтической приподнятости, к одухотворенности образов героев, к духовному совершенству, к идеалу), позволяют обозначить эту линию лирико-романтической. Однако было бы неверно утверждать, что она едина в своем выражении. К концу 70-х годов в творчестве более молодых художников (В.Морозов, З.Миннахметов, А.Горюнов, К.Васильев) происходят важные изменения. Аналитический подход сменился эмоциональным и чисто субъективным. Наблюдается смещение акцента – с объекта искусства на художника. Такая установка на самовыражение художника еще не стала программной но она уже свидетельствует об изменении эстетических критериев. Одновременно в искусстве тех лет все явственнее проступает и другая тенденция - усиление драматического мироощущения и поиска соответствующего стиля для его выражения. Следует отметить также, что эта тенденция была новаторской, ибо на предшествующих этапах развития татарского искусства она не проявлялась, а если и проявлялась, то только в произведениях на революционно-героическую тему. Художников этого поколения характеризует ярко выраженное индивидуальное своеобразие стиля. В то же время их можно объединить в две группы: к творчеству художников А.Горюнов, З.Миннахметова можно применить понятие "неоэкспрессионизм". В их живописи натура предельно деформируется, цвет приобретает экстатичность, краски ложатся тяжелыми массами. В.Морозов, В.Гецев, О.Кульпин, Р.Галиуллин глубокий анализ своих переживаний выражают в реалистической манере. В то же время можно выявить единую для вышеназванных авторов художественную модель. Они все стремятся к простоте художественного языка, даже скупости, будто опасаются отличиться броской, эффектной формой. Выбирают узкую шкалу художественной выразительности, небольшие форматы, несложную композицию одной-двух фигур, эскизный рисунок, сознательно блуждающий мазок. Вместо широкой цветовой полифонии старших они выбирают чаще всего доминанту темного цвета, особенно богато используя тональные возможности. Но все же манера не определяет существо их искусства. Главными являются настроенность и отношена к предмету искусства, а также видение роли искусства как носителя своего эмоционального состояния. Все это не слишком большие открытия, но они явились определяющими для творческих поисков следующего поколения. Как существенную особенность развития изобразительного искусства в новых промышленных городах нужно отметить многостороннее перекрещивание традиций различных центров, где художники получали высшее образование (Москва, Ленинград, Казань, Харьков, Чебоксары, Львов, Ташкент, Урал). В творчестве художников новых промышленных городов наблюдаются определенные изменения и в отношении к национальным традициям. От механического использования в произведениях внешних атрибутов (национального орнамента, одежды, элементов быта) художники постоянно переходят к глубокому осмыслению национальных художественных традиций: помимо поиска национальной тематики идет освоение древнего искусства на стилистическом уровне. Необходимость отражения древних архетипов этнического мироощущения осознавалась и русскими, и татарскими художниками: в своем творчестве они опирались в основном на местные традиции, не углубляясь ни в историю культуры, ни в религию, ни в древнее искусство своего народа. Анализ общих закономерностей показывает, что народные художественные традиции находят новое осмысление и многообразие интерпретаций лишь в монументально-декоративном искусстве, что в большей степени связано с поисками индивидуальной выразительности художественного языка в условиях современной архитектуры. Благодаря проведенному анализу творчества ряда старших мастеров, а затем более молодого поколения "семидесятников" достаточно явственно просматривается "генетическая преемственность" между отдельными представителями двух поколений. Еще предстоит выявить и обобщить характерные черты порой контрастных по отношению друг к другу художников. На данном этапе исследования подчеркнем то общее, что роднит большинство из них. Это энтузиазм, самозабвенная любовь и преданность искусству. Именно поэтому основной круг проблем их творчества связан не столько с концепционно-содержательной стороной, а выразительными возможностями искусства. Чуть позднее, в 1980-е годы, молодое поколение художников привнесет новые темы, свежие идеи, обновление образно-пластической структуры.
| |||||||||
|