www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Четверг, 12 декабря 2024, 22:35 Публикации Вы находитесь: / Публикации / Искусство / Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.) / Заключение. Summary (на анг.языке) |
|
Заключение. Summary (на анг.языке)
Заключение
Современная ситуация характеризуется сменой ориентиров во всех областях, в том числе и в искусствоведческой науке, которая становится все более регионально ориентированной. Изобразительное искусство в новых промышленных городах (вне столицы) как система имеет свою историко-культурную динамику, отличающую ее от других регионов. Эта динамика детерминирована процессами развития татарстанского, русского и мирового искусства, географическим и геокультурным пространством региона. Общей для всех видов современного изобразительного искусства к концу XX столетия стала русско-европейская традиция как универсальная основа. Однако в каждой национальной культуре проявляются и локальные этнокультурные изобразительные традиции. Они в большей степени выражены в монументально-декоративном искусстве, имеющем древние корни в народном искусстве. Взаимодействие этнонациональных и инонациональных традиций происходит на всех уровнях: тематическом, образно-содержательном, композиционном. В целом система изобразительного искусства развивалась, была неоднородна и на каждом историческом этапе имеет свои особенности. Разные виды искусства развиваются неравномерно. Живопись и графика в 60-70-е годы существуют, не всегда сохраняя свою специфику, не всегда осознавая различие между собой. Если в 80-е годы интенсивно развиваются все виды искусства, то в начале 90-х намечается спад в монументально-декоративном искусстве, связанный с общей экономической ситуацией в стране. При всех индивидуальных различиях в мировосприятии, художественных концепциях, при наличии многообразных направлений у художников разных поколений можно уловить некоторые общие моменты, выраженные в специфической форме. В той или иной мере всем им свойственно обостренное ощущение своего "я", лирико-романтическое восприятие мира. Однако на каждом этапе оно проявляется по-разному. На первом этапе лирической доминантой является чувство светлого оптимизма, влюбленно внимательное отношение к миру. Художники, как правило, стремились к ясному и понятному раскрытию замысла, в котором большое значение придавалось повествовательности. Те признаки, которые критики отмечали в союзном искусстве в 60-70-е годы: многослойность образного высказывания, тяготение к знакам-символам, аллегориям, - у художников этого региона появятся позднее. Данный факт "запоздания" объясняется тем, что пафосу новостроек в большей степени соответствовала концепция "сурового стиля" с ее монументальностью и публицистичностью. Акцент на особенной индустриальной романтике, на декоративных эффектах, заключенных в красках, в ритме трудового процесса, сделан в картинах А. Вашурова, Ф. Корнилова, М. Хаертдинова. Здесь нет никакого диссонанса, разлада между человеком и заводской стихией, между рабочим и средой. Лирическое, просветленно возвышенное состояние - главное в "формуле творчества" живописцев А. Юдина, О. Кульпина, И. Насретдинова, В. Гецева, работающих в русле традиций русского реалистического искусства, и у графиков Э. Бусовой, Я. Зинатуллина, Д. Садретдинова, развивающих традиции казанской школы (Г. Рахманкуловой, Б. Урманче и др.). Всем этим художникам присуща способность извлекать из натуры одухотворенную красоту. Но на фоне современной, весьма изменчивой, нестабильной, внутренне драматичной действительности эта традиция имеет определенные пределы. Работы В. Морозова, А. Фатхутдинова, З. Миннахметова, А. Горюнова в конце 70-х как бы перекидывают мост к творчеству художников более молодых поколений. В их работах восторженное восприятие действительности все больше и больше сочетается с чувством беспокойства, с экспрессией, улавливающей динамику современности. В их эмоциональном искусстве, далеком от воспевания "вахтенных будней", трудовых свершений, раскрывается сложный и противоречивый мир художника, не только радость бытия, но и драматические конфликты, моменты внутреннего неблагополучия, существующие в современном обществе. Это направление, берущее начало у "семидесятников", условно названное нами "критическим", получает свое логическое завершение в начале 80-х в творчестве более молодых художников, заостряющих внимание на отрицательных сторонах урбанизированного мира (В. Акимов, Ю. Свинин, В. Анютин). Здесь взаимно дополняют друг друга разные стилистические направления (соц-арт, сюрреализм, примитивизм). Многое из того, что выявлено нами в жанре тематической картины, выходящей порой на самый стык нерешенных экономических, социальных, нравственных проблем, существенных для современного мира, оказывается характерным и для других жанров. И все же графических работ, в которых углубленно разрабатывались бы современные "ситуативные" мотивы, мало. Непосредственно с критической тенденцией граничит драматическое направление, представляющее современную жизнь как непрерывную цепь конфликтов - с природой, с окружающим миром, с собственной душой, в той или иной степени связанное с темой природы, деревни. Творческое решение эта тема получает в двух аспектах. Часть произведений отличается бытовой конкретностью каждой детали, точностью рисунка (В. Никольский, В. Акимов). На другом полюсе - экспрессивная манера, опирающаяся на традиции примитивизма (А. Фатхутдинов, Х. Шарипов, З. Миннахметов). Эсхатологическое мироощущение, в основе которого лежит идея "конца света", ощущение разрушительной, гибельной силы, утраты себя, отмечаемое исследователями как главная проблема накануне конца тысячелетия, явственно просматривается в работах большинства художников новой генерации (Г. Шмаков, И. Муртазин, А. Янкин и др. ). Отмеченное субъективное ощущение утраты внутренней целостности личности сказывается и в специфике эстетического художественного восприятия. Так, развивается повышенное эмоционально-чувственное ощущение цвета, линейного ритма, фактуры и т. д. В связи с этим возникает так называемое "пейзажное" или "натюрмортное" восприятие, преобладание декоративного подхода в решении многих живописных задач. Все это приводит к стиранию межжанровых различий. Несомненно, такой подход к решению жизненных проблем интересен и значителен в контексте с иными подходами, с принципиально иными творческими концепциями. Особое место среди них занимает возвышенная поэтическая идеализация духовной силы народа. Она в определенной степени уравновешивает драматическую сторону восприятия жизни. В духовной атмосфере эпохи конца тысячелетия и напряженного ожидания грядущих перемен и мировых катаклизмов даже мир привычной реальности часто воспринимается художниками как загадочный, мистический. В той или иной мере им свойственно ощущение несовместимости с окружающей действительностью, ее неприятие, а отсюда тенденция поиска метафоричности, богатства внутреннего подтекста, сложности поэтических ассоциаций (Б. Грабенко, Е. Грабенко, И. Нурмыев, А. Халдеев). В поисках новой модели мира художники обращаются и к древним мифам, сказкам, а также старым стилям, приемам, фольклорным примитивам, к арсеналу народного творчества. Эту линию ассоциативного творчества, питающегося подобными настроениями, мы условно назвали "космической". Понятие "космическое" мы ввели для того, чтобы подчеркнуть существенные изменения в мироощущении художников, расширение горизонтов видения мира, ощущение своей судьбы как судьбы человека Вселенной, представление об истории своего народа как о части истории человечества. То, что мы имеем дело с новой модификацией романтического миросозерцания на новом этапе, подтверждается большим тяготением татарских художников к символизму, модерну, а также увлечением творчеством французских импрессионистов. Лирико-романтическое направление характеризует развитие искусства на обоих этапах, хотя доминирующее положение во всех видах оно занимает в 60-70-е годы, позднее уступая место космическому и критическому направлениям. Критическое направление характеризует развитие искусства в 80-90-е годы и в большей степени свойственно живописи, графике и скульптуре. На монументально-декоративном искусстве это критическое направление не отразилось. "Зачатки" космического направления заметно выделяются еще в конце первого этапа, ранее всех - в монументально-декоративном искусстве, а затем оно охватывает все виды и жанры, являясь перспективным направлением. Конкретные приметы каждого направления в разных видах искусства выражены неравномерно. Лиризм оказывается на всех этапах, во всех видах искусства одним из основных качеств, сочетающихся с обостренным национальным чувством. Во всех направлениях более пестрой картина оказалась по третьему признаку, то есть по методу и стилю изображения. Эти признаки неравномерно распределяются по этапам и по видам искусства, что свидетельствует о стремлении художников разных направлений к синтезу различных методов и стилей. Следует отметить, что негативное отношение к действительности и ирония выражены в основном в живописи и графике. Итак, несмотря на различный выбор объекта изображения и на многообразие методов и стилей, общим для всех художников на всех этапах является повышенная эмоциональность, выражающая обострение национального чувства. Подобное обстоятельство носит несомненный отпечаток этнонационального своеобразия в развитии культуры и связано с некоторыми закономерностями развития татарского искусства. После нескольких десятилетий, прошедших под знаком ассимиляции художественных традиций, появилась потребность в поисках в области национальной художественной формы. Именно народное творчество оказалось первым импульсом в освоении национальных традиций. На разных этапах развития татарского искусства в разных стилевых тенденциях национальное своеобразие проявляется по-разному. На ранних этапах национальное чаще всего выражалось в этнографизме, механическом использовании технических приемов народного искусства. В последнее десятилетие проблема национального своеобразия приобретает духовно-мировоззренческий аспект, происходит осмысление философских, эстетических, художественных категорий, присущих национальной культуре. В поисках пластического эквивалента художественным и эстетическим ценностям своей культуры художники стремятся к синтезу национальных традиций и современной стилистики. Подобную функцию, на наш взгляд, выполняют традиции примитивизма, выраженные в символике народного искусства. Мы отметили несколько эстетических линий в освоении художественного наследия (стилизаторские приемы, интерпретация орнамента, фольклорных мотивов и т.д.). Однако основным во всех случаях является достижение ассоциативности восприятия, которое особенно соответствует "нюансовому" художественному мышлению татар. Здесь мы сталкиваемся с современным подходом к проблеме традиции, которая на нынешнем этапе имеет одну существенную особенность. Бывали случаи, когда традиция развивалась однолинейно, когда искусство преимущественно "подпитывалось" лишь одним историческим образцом. В современном искусстве использование национальных традиций в "чистом" виде представляется проблематичным. Авангардистские направления русского, европейского искусства открыли своеобразные пути для развития национальных традиций в творчестве татарских и русских художников. В плане содержания общим моментом в их творчестве являются интерес к проблемам национального возрождения и интернационализм, веротерпимость, уважение к традициям другого народа и стремление творчески их осмыслить, критическое отношение к пережиткам соцреализма. Разумеется, в творчестве разных художников эти общие моменты проявляются своеобразно. Русские художники в поисках путей духовного возрождения обращаются к христианской мифологии, а татарские художники - к народному творчеству, к восточным традициям и к мусульманской религиозной культуре. Последнее объясняется тем, что татарская культура с древнейших пор являлась частью адаптивного типа цивилизации арабо-мусульманского мира. Татарские художники, воспитанные на русских традициях (это в основном художники, приехавшие из других регионов России), более остро переживают утрату национальных корней, и их поиск национального стиля в искусстве имеет более концептуальный характер (Х. Шарипов, З. Низамутдинов и другие). Различие в стилистическом плане: русские художники в большей степени стремятся использовать стилистические приемы крайних течений авангарда (сюрреализма, абстракционизма и т. д. ). Для татарских художников характерно стремление слить в единый поток различные стилевые течения, но с опорой на национальные традиции. Проведенный анализ произведений художников в новых промышленных городах Республики Татарстан позволяет сделать вывод о том, что профессиональное изобразительное искусство здесь находится на стадии становления и формирования школы. Своеобразие школы нельзя свести к какому-либо одному признаку, оно заключается в неповторимом и изменчивом сочетании целой группы признаков, каждый из которых в отдельности является общим, интернациональным достоянием. На фоне продолжающейся интеграции культур в регионе следует ожидать дальнейшего подъема национального изобразительного искусства. В перспективе изучения данной темы видится привлечение нового материала (декоративно-прикладного искусства, театрально-декорационного искусства, промышленного дизайна и архитектуры). Обобщенный в работе материал позволит воссоздать более объективную картину развития регионального изобразительного искусства в общем историко-культурном процессе и приблизит ученых к рассмотрению современного искусства в компаративистском аспекте, в частности, откроет перспективы в изучении роли культурной периферии в мировом художественном процессе.
SUMMARY
This book (by Sultanova R. R. ) - is the first monographic research work on fine arts of new industrial cities of the Tatarstan Republic (Zelenodolsk, Almetyevsk, Boogulma, Leninogorsk, Nizhnekamsk, Yelabuga, Naberezhniye Chelny). To have the full idea of the art of Tatarstan we need to include regional art to that of metropolitan, to define exactly its place and contribution to the tatar culture process. This is the topicality of the study (research). In this work in unity of social and art approaches cultural and social grounds of fine arts development in new industrial cities are done, the dynamic of the system of forms and genres of fine arts (painting, graphics, sculpture, monumental-decorative art) is defined, the individuality of the works by tatar and russian artists is shown. This is the novelty of the research work. The author's contribution to the study of this problem (topic) is as follows: main tendencies in the development of the art of new industrial cities are pointed out; the sources of the tendencies are shown; more promising and perspective ones are pointed out. The author analyses the works by some artists and being supported by them shows the process of synthesis of different styles and genres, traditions - national, oriental, russian, west european wich is characteristic of modern tatar art. She also shows the distinctiveness of this process in the regional art. The following aspects are of great importance in the work: the priority of national traditions in search of new methods of artistic comprehension of reality; gradual deepening of the definition "the national in the art" (from etnographic point of view, and comprehending the peculiarities of national art thinking). The author includes some new factual information presented in the form of chronicles of the main events in the art life of the new cities, the dictionary of the artists, they are placed in the appendix. The results of the study will make a great profit to 1) the researchers who are working on the problems of the theory and history of tatar fine arts; 2) museum workers; 3) lecturers of higher schools. They are necessary to those who study modern art in the comparative aspect.
| |||||||
|