www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Пятница, 29 марта 2024, 12:56

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новой истории / Публикации сотрудников на сайте / Топонимия современной Казани эпохи Казанского ханства
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Загидуллин Ильдус Котдусович  •  Арсланова Алсу Айратовна  •  Рахимзянов Булат Раимович  •  Галлям Рашид Габдельфартович  •  Хамитбаева Найла Сахабидиновна  •  Багаутдинова Халида Зиннатовна  •  Файзрахманов Ильшат Завдатович  •  Отдел средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан  •  Публикации сотрудников на сайте  •  О публикациях отдела с 1999 года  •  О публикациях 2002 года
Материалы первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года о семье Гаяза Исхаки  •  «Татарский вопрос» в казанской периодической печати 1885 года  •  «Асар»нын сызып ташланган юллары  •  Р.Фахреддин: «Сынган кунелемэ вэ янган йорэгемэ юаныч...»  •  Учебно-методическая литература по курсу «История татарского народа и Татарстана»  •  План семинарских занятий по курсу «История татарского народа (до 1917 года)»  •  И.Гаспралы hэм хокумэтнен руслаштыру сэясэте  •  Уткэн тарих гыйбрэтле (Уроки прошлого)  •  Гыйсъян (Противостояние)  •  Татарский театр на страницах газеты «Татарский телеграф» (1901-1905 гг.)  •  Особенности создания компьютерной базы данных персидских нарративных исторических источников монгольского периода  •  Семейно-брачные обряды пуштунов Афганистана  •  «История татар с древнейших времен»  •  Топонимия современной Казани эпохи Казанского ханства  •  Вакуфы в имперском правовом пространстве  •  Казан ханлыгы  •  Сельское расселение в Западном Закамье  •  Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.  •  Материалы Итоговой конференции Института истории им. Ш.Марджани АН РТ за 2006 г. по отделу средневековой истории  •  Нация. Эпоха. Личность  •  «Национальный вопрос» в России в зеркале общеимперского законодательства (XIX – начало XX вв.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Топонимия современной Казани эпохи Казанского ханства
    вопросы интерпретации, правописания и произношения на татарском и русском языках. Р.Галлямов // Ученые записки. Татарский государственный гуманитарный институт, Казань, 2003. –Выпуск 11. - С.104-106.
     

    Р. Галлямов. Топонимия современной Казани эпохи Казанского ханства: вопросы интерпретации, правописания и произношения на татарском и русском языках // Ученые записки. Татарский государственный гуманитарный институт, Казань, 2003. –Выпуск 11. - С.104-106.

     

    Наперекор времени и обстоятельствам, многовековая Казань сохранила значительный пласт топонимии времен Казанского ханства в официальных или же простонародных названиях городских слобод и поселков, микрорайонов и местностей. Большей частью это названия бывших окрестных сел и деревень ханской Казани - ныне составных частей единого организма миллионного городского мегаполиса. Являясь изюминкой города, ценнейшей народной кладью, историческая топонимия придает Казани особый, неповторимый колорит, служит наглядным олицетворением многовековой истории города, взаимосвязи различных эпох и времен.

     

    Задача сегодняшнего дня - беречь и приумножать это богатство, использовать его в целях патриотического и нравственного воспитания, духовного обогащения подрастающего поколения. В этом отношении примером для Казани могут служить исторические города Западной Европы, Москва и Санкт-Петербург, города, входящие в так называемое Золотое Кольцо России и др. Однако, к сожалению, по традиции, инерции долгих, минувших лет в Казани все еще можно наблюдать обратный процесс, когда простым росчерком доблестного человеческого пера, в угоду сиюминутной, преходящей конъюнктуре из топонимии города один за другим вычеркиваются вековые исторические названия городских площадей и скверов, улиц и слобод, поселков и микрорайонов. Наглядным примером тому может служить буквально сметенная с лица земли в ходе недавнего «обустройства» города тихая, неприметная на вид улочка с красивейшим историческим названием Ташаяк в районе так называемой Ярмарочной площади у Казанского кремля. При этом остается лишь гадать - что же мешает городским властям вернуть этой площади свое исконное, поэтично-загадочное название Ташаяк. Помимо того, порой исковерканные до неузнаваемости топонимы ханской Казани и ее окрестностей служат наглядным, символичным примером, своеобразным памятником историческому невежеству, пренебрежительному отношению к родному языку, топонимическому наследию предков. В связи с зачастую неверной их интерпретацией, неправильным, искаженным написанием и произношением, в особенности на татарском языке, данная проблема с точки зрения сохранения и дальнейшего развития татарского языка, его самодостаточности представляется весьма актуальной. В порядке постановки проблемы остановимся лишь на нескольких примерах.

     

    На юго-западной окраине Казани имеется городской поселок под названием Отары. Этимология топонима восходит к названиям пригородных татарских селений периода Казанского ханства. Писцовая книга Казанского уезда 1505-1568 гг. на юго-западных окрестностях города зафиксировала целых три деревни под названием «Атары» - Большие, Средние и Меньшие (задние) Атары. Совершенно очевидно, что топоним «Атары» («Отары») происходит от татарского утар, которое буквально понимается как «загороженное место».

     

    В этой связи историк XIX в. И.А.Износков писал, что название «Отары» «происходит от слова отар (тат.) = загороженное место на пастбище, куда загоняют на ночь скот». Помимо того, термин можно трактовать и как усадьбу с надворными постройками. Примечательно, что в настоящее время на территории РТ имеется целый ряд сельских поселений с топонимом «Утар» («Отар») - с. Утар-Аты Арского района, селения Верхний и Нижний Отар (Югары, Тубән Утар) Сабинского района и др. В связи с изложенным становится очевидным, что современное официальное принятие написания и произношения названия городского поселка Отары на татарском языке в форме «Отар» («Отар бистәсе») является ошибочным. Истинное татарское название данного поселка - «Утар» («Утар бистәсе»).

     

    К селениям эпохи Казанского ханства относится и Самосырово на восточной окраине города. Из упомянутой писцовой книги 1565-1568 гг. видно, что тогда это поселение, бывши татарским вотчинным починком Казанского Спасо-Преображенского монастыря, в русской транскрипции называлось несколько иначе — «Шамасыр». В починке из шести дворов в числе других проживал и татарин под тем же именем. В этой связи становится очевидным, что название селения происходит от татарского личного имени Шамсыр (Шәмсир). Данное имя персидского происхождения буквально переводится как «сабля». Следует отметить, что в арсенале татарских личных имен есть и другие синонимические имена персидского, арабского происхождения с тем же понятием: Шамшир (Шәмшир), Шамсираван (Шәмсираван «хорошая сабля»), Саяф (Сәяф), Сайф (Сәйф), Саиф (Сәеф), Хисам, Хусам. Эти имена олицетворяют собою мужскую храбрость, крепость и твердость духа, сравнимую с острым, отточенным, всепоражающим клинком стальной сабли.

     

    На русском языке топоним Шамасыр в конце XVI-XVII вв. постепенно трансформировался в «Самосыр» («Самосырово»). Однако следует признать, что первичный русский вариант топонима Шамасыр гораздо ближе к его исконному, татарскому оригиналу, точнее отражает его суть и смысл. В этой связи уместна постановка вопроса о возврате пригородному селению его прежнего наименования в форме «Шамасырово» или же «Шамсирово». Исконное же, татарское название топонима - «Шәмсир» (Шамсир авылы/бистәсе). В свете изложенного, современное официальное наименование селения-пригорода на татарском языке Самосырово следует признать лишь обратной калькой топонима с русского языка, исторической неурядицей, подлежащей исправлению.

     

    Один из современных городских поселков Казани носит название Ометьево. Во времена же казанского ханства на его месте существовала деревня Аметева. «По народному преданию, - свидетельствует А.И.Износков, - деревня эта была основана до покорения Казани татарином Ахметом, отчего и произошло название Ахметева, Аметева. В писцовой книге упоминается дер. Аметева на Арском поле, сначала она была отдана окольничему Лыкову, а потом вошла в состав деревень Благовещенского собора».

     

    Действительно, название деревни в исторических источниках XVI-XVIII вв. трактуется как «Аметева» (чья ?). Окончательно в «Ометьево» оно трансформировалось лишь в конце XIX - нач. XX вв.

     

    На татарском же первичное название деревни Әхмәт авылы "деревня Ахметево" также постепенно трансформировалась в Әмәт авылы. Такого рода примеров трансформации первичных вариантов топонимов в практике татарского топонимообразования можно насчитать десятками (например, Альмухаммет Альмет, Мухаммедшакир Мамашар и т.д.). Соответственно, правильное название современного городского поселка на татарском языке - «Әмәт бистәсе» (а не «Ометьево бистәсе», как зачастую можно увидеть на различного рода указателях, табличках и справочниках). Помимо того, с точки зрения исторической истины целесообразнее подача его наименования на русском языке в форме «Аметьево» («поселок Аметьево»).

     

    Также никакого отношения к свежевыпеченному караваю хлеба не имеет и название поселка-микрорайона Караваево на северной стороне Казани. Как свидетельствует И.А.Гуноиков, «по словам татар-магометан, на месте, где находится деревня, было татарское селение, называемое «Карабай», от слов: кара = черный, простой, простонародный богач. Название могло произойти также, - предполагает историк, - от имени или прозвища, т.к. такие имена прежде у татар встречались». Следует также заметить, что понятие «карабай» можно трактовать и как «настоящий бай = богач», т.к. у древних тюрков слово кара помимо всего прочего имело и утвердительный смысл (карамурза "настоящий, именитый мурза" и т.д.).

     

    Однако, возможно, что название современного поселка восходит к известной личности периода Казанского ханства Кара беку (Кара бию) (бек, би «князь»), родословная которого приводится в шеджере, опубликованном текстологом М.И.Ахметзяновым. Территориально его улус (вотчина) локализуется в Галицкой административной даруге (области) ханства, включавшей и рассматриваемое селение. Большие, Малые Кургузи (Өлы, Кече Караужа) на территории современного Зеленодольского района РТ. В связи с изложенным, первичное татарское название современного поселка могло быть Кара би или же Кара бек. Однако учитывая, что в народном историческом сознании XIX в. название деревни зафиксировалось в форме «Карабай», логично было бы называть современный городской поселок-микрорайон этим именем. Соответственно, русскоязычный вариант топонима может быть корректирован в «Карабаево».

     

    В заключении отметим, что в данном случае мы рассмотрели лишь некоторые исторические казусы в топонимии современной Казани. В целом же приведение топонимики города в норму, в соответствие с исторической действительностью и литературными нормами татарского языка становится в преддверии 1000-летнего юбилея Казани одной из неотложных задач, требующей решения на правительственном уровне. Данная проблема может явиться в будущем одним из направлений деятельности топонимической комиссии при Кабинете Министров РТ.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ