www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Четверг, 12 декабря 2024, 22:17

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Отдел новой истории / Публикации сотрудников на сайте / Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Загидуллин Ильдус Котдусович  •  Арсланова Алсу Айратовна  •  Рахимзянов Булат Раимович  •  Галлям Рашид Габдельфартович  •  Хамитбаева Найла Сахабидиновна  •  Багаутдинова Халида Зиннатовна  •  Файзрахманов Ильшат Завдатович  •  Отдел средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан  •  Публикации сотрудников на сайте  •  О публикациях отдела с 1999 года  •  О публикациях 2002 года
Материалы первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года о семье Гаяза Исхаки  •  «Татарский вопрос» в казанской периодической печати 1885 года  •  «Асар»нын сызып ташланган юллары  •  Р.Фахреддин: «Сынган кунелемэ вэ янган йорэгемэ юаныч...»  •  Учебно-методическая литература по курсу «История татарского народа и Татарстана»  •  План семинарских занятий по курсу «История татарского народа (до 1917 года)»  •  И.Гаспралы hэм хокумэтнен руслаштыру сэясэте  •  Уткэн тарих гыйбрэтле (Уроки прошлого)  •  Гыйсъян (Противостояние)  •  Татарский театр на страницах газеты «Татарский телеграф» (1901-1905 гг.)  •  Особенности создания компьютерной базы данных персидских нарративных исторических источников монгольского периода  •  Семейно-брачные обряды пуштунов Афганистана  •  «История татар с древнейших времен»  •  Топонимия современной Казани эпохи Казанского ханства  •  Вакуфы в имперском правовом пространстве  •  Казан ханлыгы  •  Сельское расселение в Западном Закамье  •  Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.  •  Материалы Итоговой конференции Института истории им. Ш.Марджани АН РТ за 2006 г. по отделу средневековой истории  •  Нация. Эпоха. Личность  •  «Национальный вопрос» в России в зеркале общеимперского законодательства (XIX – начало XX вв.)

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв.
    Гибадуллина Э.М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. / Отв. ред. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. – 262 с.
     

    Гибадуллина Э. М. Мусульманские приходы в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. / Отв. ред. Д.В. Мухетдинов. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2008. – 262 с. Научный редактор И.К. Загидуллин. Ответственный редактор Д.В. Мухетдинов.

     

    В рамках данной монографии представлено исследование жизни мусульманских общин Самарской губернии в период с середины XIX века до 1917 года. В фокусе внимания автора – широкий круг сфер жизни, изучение которого позволяет не только воссоздать картину организации общины и быта самарских мусульман в указанный период, но и определить место и роль мусульманского духовенства в социокультурной жизни сельских и городских общин, а также проследить формы и методы сохранения этноконфессиональной идентичности общины.

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Приметой последнего десятилетия является возвращение религии в общественную и повседневную жизнь людей, превращение ее в один из важнейших факторов формирования мироощущения и мировоззрения ве­рующих. Символично, что за короткий период своей истории Российская Федерация из многонациональной страны превратилась в полиэтноконфессиональное государственное образование. Благодаря трансформации атеистического общества в светское сегодня преодолен барьер между ве­рующими и государством.

    Мусульманские приходы во внутренних губерниях Российской импе­рии во второй половине XIX – начале XX вв. представляли собой основ­ную форму институционализации ислама на территории России. Их системное изучение как фактора этноконфессиональной идентичности в поликультурном пространстве представляется актуальным с точки зре­ния становления поликонфессионального государства. Основной формой культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях Российской империи являлась религиозная община – махалля, обеспечи­вавшая реализацию мусульманского образа жизни, включавшего в себя как повседневные нормы поведения, так и оформление наиболее важных моментов в жизни людей (рождение, обучение, вступление в брак, похо­роны и др.).

    Изучение различных аспектов функционирования махаллей позволяет получить представление о внутренних механизмах организации социо­культурной жизни в самой массовой и системообразующей ячейке, кото­рая в условиях отсутствия или малочисленности иных социальных орга­низаций являлась инструментарием сохранения этноконфессиональной идентичности, развития материальной и духовной культуры, образования, закрепления менталитета, формирования традиций в межконфессиональ­ных, межгрупповых, межличностных, семейных, имущественных отноше­ниях в городах и селениях.

    Данная тема представляет научный интерес в связи с изучением су­ществования самодостаточного, жизнеспособного социокультурного со­общества в одной из средневолжских губерний – Самарской. Она способ­ствует формированию комплексного и объективного взгляда на развитие российской уммы в целом, позволяет выявить региональные особенности процесса социокультурного развития мусульман, изменению сложившейся в течение нескольких столетий тенденциозной оценки мусульманского на­селения России.

     


    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ