www.tataroved.ru | Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета |
www.tataroved.ru - Вторник, 8 октября 2024, 05:27 Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова |
|
Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова
В Центре работают 12 научных сотрудников, в том числе 1 гл. н.с. (доктор наук), 1 в.н.с. (д.н.) и 8 с.н.с (кандидаты наук), 1 н.с., и 2 лаборанта-исследователя, а также обучаются 3 аспиранта по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения».
Центр был создан в составе Института истории АНТ Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.11.1996 г., № 948 «О создании Центра истории и теории национального образования в составе Института истории Академии наук Республики Татарстан» в целях сохранения интеллектуального потенциала и повышения уровня научных исследований по изучению истории и теории национального образования.
Контактный e-mail: citno2010@gmail.com
Деятельность Центра направлена на разработку 4-х основных проблем:
В Центре было опубликовано 321 научных трудов, из них 8 монографий, 27 учебников и учебных пособий, 2 учебн. программы, 284 научные статьи. В том числе:
«Национальная доктрина развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан» (Казань, 1998)
Научный сборник «Национальная школа и актуальные проблемы обучения» (Казань, 2001) «Татарская народная педагогика», в 2-х книгах (с.н.с., к.п.н. Залялиев Ш.Ш.; На тат.яз., Казань- 1998-1999),
«История татарской педагогики» (в.н.с. д.п.н. Ханбиков Я.И.; Казань, 1998),
«Основы методики преподавания татарского языка в начальных классах русской школы» (Асадуллин А.Ш. в соавторстве; на тат.яз., Казань, 1998),
«Программа по истории татарского народа и Татарстана». (Султанов Ф.М., Гибатдинов М.М., Тухватуллин А.Х., Казань, 2001)
«Татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность» (авт. - руководитель Центра, д.филос.н. Султанов Ф.М.; Казань. 1999),
«Ведущие тенденции развития татарской национальной школы» (М.Х. Гатауллина, Казань, 2001)
«Женщины-татарки на пути просветительства» (Т.А.Биктимирова, Казань 2001)
Центром с 2001 г. проводится ежегодный Республиканский конкурс среди учащихся общеобразовательных учебных заведений Республики Татарстан «Знаешь ли ты историю Татарстана и татарского народа?», в целях выявления талантливой молодежи в области изучения истории Татарстана и татарского народа, для дальнейшей работы с ними в высших учебных заведениях и системе академической науки.
В феврале 2005 г. Центр начал работу по созданию «Антологии татарской педагогической мысли».
В год 10-летнего юбилея ИИ АН РТ коллектив Центра принял активное участие в организации Международного конгресса «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики» (Казань, 18–19 апреля
Коллектив Центра, 2008 г.
О Центре истории и теории национального образования ИИ АН РТ
Гибатдинов М.М., к.пед.н., руководитель ЦИТНО
Центр был создан Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.11.1996 г., № 948 «О создании Центра истории и теории национального образования в составе Института истории Академии наук Республики Татарстан» в целях сохранения интеллектуального потенциала и повышения уровня научных исследований по изучению истории и теории национального образования. Центр является преемником Татарского филиала Института проблем национального образования Министерства образования РФ.
Деятельность Центра направлена на разработку четырех основных проблем:
· совершенствование содержания и методов обучения государственным языкам Республики Татарстан и татарской литературе в школе, · этнопедагогические проблемы учебно-воспитательной работы в национальной (татарской) школе, · история и теория татарского национального образования и педагогики, · научно-методические основы обучения школьников истории татарского народа и Татарстана, истории религий и истории татарской общественной мысли.
В своей работе центр соединяет теоретические и прикладные научные исследования в области истории и теории педагогики и образования.
С самого своего основания центр активно занимался изучением педагогического наследия татарского народа, выявлением и обобщением трудов выдающихся татарских педагогов и просветителей (Я.И.Ханбиков, З.Т.Шарафутдинов «История педагогики Татарстана», 1998) анализом развития системы образования в Татарстане (Л.Р.Муртазина «Педагогический анализ деятельности ликбезов в Татарстане»; М.Х.Гатауллина «Ведущие тенденции развития национальной татарской школы (1985-2000 гг.)».), историей татарких медресе (Гимазова Р.Р.), развитием татарского женского образования (Т.А.Биктимирова). С
Сотрудники Центра принимают активное участие в разработке концептуальных основ развития системы национального образования в РТ. Коллектив центра участвовал в разработке «Национальной доктрины развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан» (1998), проектов НРК Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по истории. Предмет – «История татарского народа и Татарстана» (2006), проведены ряд конференций, круглых столов и семинаров по актуальным проблемам развития национального образования (научно-практический семинар «Реформирование национального образования: действительность и перспективы», круглый стол «Татарская сельская школа: современность и перспективы» (2003). Издан научный сборник «Национальная школа и актуальные проблемы обучения» (Казань, 2001).
Одним из основных направлений научных исследований и разработок в последние годы являлось научно-методическое обеспечение реализации преподавания государственных языков РТ. Разработаны методические основы обучения русскоязычных учащихся татарской речи, проанализирована история методики преподавания русского языка в национальной школе (А.Ш.Асадуллин «Основы методики преподавания татарского языка в начальных классах русской школы» (1998), «Заглядывая в прошлое методической науки», 2001). В ходе совершенствования методов обучения татарской литературе в общеобразовательных школах РТ уделялось особое внимание межнациональным и межпредметным связям в преподавании татарской литературы русскоязычным учащимся (Ф.Ф.Исламов, А.М.Закирзянов).
Большое значение уделялось разработке научно-методических основ татарской народной педагогики и использования педагогического наследия татарского народа в воспитательной работе учебных заведений РТ (Ш.Ш.Залялиев «Татарская народная педагогика», в 2-х книгах; «Основы национального воспитания»; Т.А.Биктимирова «Моя родословная» («Минем шэжэрэм»).
Возрождение системы конфессионального образования в РТ И РФ вызвало необходимость изучения истории развития мусульманской системы образования татарского народа (Д.С.Мухаметзянова «Кадимистская система образования в историческом и педагогическом контекстах», 2008). Анализу современного состояния мусульманского образования в РТ и РФ и разработке ключевых принципов развития конфессиональной системы образования в современных условиях посвящены исследования Гимазовой Р.А., Сафиуллиной Р.Р. Подготовлены учебно-методические материалы для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям с углубленным изучением истории и культуры ислама. Актуальным методическим и методологическим проблемам преподавания курсов «История Религий» и «Исламоведение», анализу образа ислама и мусульман в отечественных и зарубежных учебниках истории посвящены работы Гибатдинова М.М. и Сафиуллиной Р.Р. Изучению обществоведческих дисциплин и проблемам их преподавания посвящены работы д.филос.н. Ф.М.Султанова («Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте», Казань. 2002). Среди направлений исследований Центра имеется и анализ проблем педагогической дефектологии (Гафарова Р.М. Пути активизации общения заикающихся детей (с использованием татарских фольклорных материалов), Казань. 2003).
Одним из важных направлений работы Центра является исследование теоретических и методических проблем преподавания истории в поликультурном российском социуме (Гибатдинов М.М.). В рамках работы по данному направлению проведены ряд крупных межрегиональных, всероссийских и международных форумов (I и II всероссийские научно-практические конференции «Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья: проблемы и перспективы» (2003, 2005), Международный конгресс «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики» (2007). Опубликованы статьи и монографии (Гибатдинов М.М.), разработана целостная программа, охватывающая все основные периоды истории татарского народа и Татарстана (Гибатдинов М.М., Султанов Ф.М.) учитывающая актуальные современные подходы в преподавании истории.
Центр вносит свой вклад в совершенствование системы мониторинга качества знаний учащихся по Истории Отечества и Истории татарского народа и Татарстана (совместно с УМЦ КГУ разработаны критерии и тестовые задания для дистанционного компьютеризированного тестирования по истории и обществознанию учащихся 9-11 классов школ РТ). Сотрудники центра входят в состав Учебно-методического совета при МОиН РТ по гуманитарным дисциплинам, активно работают в качестве экспертов, рецензентов, научных редакторов и авторов учебников, учебных программ и методической литературы, рецензируют федеральные и региональные учебные пособия и программы по истории, обществоведению, татарскому языку и литературе. Центр участвовал в разработке и рецензировании КИМ для ЕРЭ по истории, обществознанию и татарскому языку и литературе.
Центром ведется работа по анализу состояния исторического образования в РТ и РФ. Проведен масштабный анализ федеральных учебников по истории (История Отечества, История России) разработаны рекомендации для внесения изменений в содержание федеральных учебников истории с целью более достоверного отражения истории татарского народа (Рецензии на федеральные учебники по истории отечества. Казань, 2007).
Важным направлением работы Центра является разработка учебников и методических пособий. Сотрудниками Центра разработан целый ряд учебных программ и пособий по преподаванию истории татарского народа и Татарстана, татарского языка и литературы, педагогики и психологии, культурологи и др. дисциплин в школе и вузе. Изданы учебные пособия для V–X классов, направленные на развитие у учащихся устной речи на татарском языке (А.Ш.Асадуллин); Учебник для V класса русской школы «Татарская литература» (А.М.Закирзянов).
С участием сотрудников центра разработаны интерактивные компьютерные учебные пособия по Истории татарского народа и Татарстана для 5-6 (2007) и 7-8 (2008) классов на татарском и русском языках. В
Центр сотрудничает с крупнейшими российскими и зарубежными исследовательскими и образовательными центрами в области истории и теории педагогики и образования. Установлены научные связи с Институтами РАН, РАО, ФИРО, КГУ, ТГГПУ, ИРО РТ и др. научными институтами и вузами России.
Центр имеет и обширные международные научные связи: По инициативе Центра разработан Договор о научном сотрудничестве с Институтом международных исследований учебников им. Георга Эккерта (Брауншвейг, Германия) в области истории педагогики и культурологии (подписан в апреле Создана международная исследовательская сеть Images of the Self and of the Other: Muslim Societies and Europe (The Exploration of European Perceptions)/ Изображения Себя и Иных: Мусульманские Собщества и Европа (Исследование европейского Восприятия) под эгидой European Science Foundation (ESF) и German Research Foundation (DFG) включая партнеров из Барселоны, Фрибурга, Вены, Рабата, Стамбула, Казани.
Разработка трехстороннего татаро-германо-казахского исследовательского проекта «Образ ислама в учебниках истории». Сотрудничество в рамках проекта ICATAT (Institute for Caucasica-, Taurica- and Turkestan Studies) с коллегами из Германии, Польши, Казахстана, Крыма.
Участие в научном обмене, чтении лекций с Восточно-китайским педагогическим университетом. Сотрудничество с редколлегией международного журнала по методике преподавания истории – Mundus. Rivista di Didattica della Storia. Palermo (Италия).
Центр сотрудничает с такими международными организациями, как: Международное общество Дидактики истории (ISHD), Международная ассоциация преподавателей истории (EUROCLIO), Международный Совет по изучению Центральной и Восточной Европы (ICCEES), Европейский научный фонд (ESF), Европейский культурный фонд (ECF), Международная Комиссия Министерства высшего образования Египта по исследованию арабо-исламской культуры в школьных учебниках, Совет Европы, ОБСЕ.
Центр тесно сотрудничает с Академией наук Республики Татарстан и ее институтами, Министерствами и ведомствами РТ, Министерством образования и науки Республики Татарстан, школами и учителями республики.
Центр активно сотрудничает с Министерством образования и науки РТ, Ассоциацией преподавателей истории РТ, ИРО РТ, вузами Казани и Татарстана в совершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки учителей истории и татарского языка и литературы. В данном направлении центром проведены ряд научно-практических конференций, круглых столов, семинаров учителей национальных школ («Современные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин» (2003), «Координация деятельности ученых АН РТ и педагогов г. Казани при подготовке научно-практических конференций школьников» (2004), Международный семинар для учителей в рамках проекта «Мозаика культур» (2005), «Преподавание истории в поликультурном обществе Татарстана» (2006), Мастер-классы и семинар для учителей в рамках Международного конгресса «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики» (2007).
Центр участвует и в повышении квалификации учителей школ РТ. Разработано методическое обеспечение мониторинга развития педагогических кадров (Вопросник для учителей истории: «Состояние и перспективы развития преподавания истории татарского народа и Татарстана»). Привлекая ведущих ученых-историков, авторов учебников, Центр проводит встречи с учителями, выездные научно-практические конференции и семинары в школах районов РТ. Что позволяет знакомить учителей с новыми научными достижениями в области изучения истории татарского народа и Татарстана и методике преподавания истории в школе. Центр оказывает методическую помощь учителям Казани и РТ и тесно сотрудничает с Ассоциацией преподавателей истории РТ, методическими объединениями учителей (Приволжского, Новосавиновского р-на Казани, Зеленодольского, Атнинского, Балтасинского и др. р-нов РТ) и школами (гимназии №16, 121, 149, шк. № 24) в подготовке и проведении ученических научно – практических конференций (ежегодная конференция им. К.Насыйри), организации исследовательской деятельности учителей, создания школьных краеведческих музеев и подготовке авторских методических разработок учителей РТ.
Сотрудники центра ведут активную просветительскую работу по популяризации научных знаний среди населения республики, выступая на радио, телевидении и др. СМИ, с лекциями в педагогических коллективах по актуальным вопросам истории и педагогики.
Центром уделяется большое значение подготовке научных кадров, осуществляется подготовка аспирантов по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Три сотрудника работают над докторскими диссертациями. В целях выявление наиболее талантливой молодежи в области изучения истории татарского народа и Татарстана и для дальнейшей работы с этими учащимися в высших учебных заведениях и системе академической науки Центр проводит Республиканский Конкурс среди учащихся по истории Татарстана и татарского народа. Начиная с
За время существования Центра было опубликовано 321 научных трудов, из них 8 монографий, 27 учебников и учебных пособий, 8 учебных программ, 284 научные статьи, из них 6 в зарубежных изданиях.
В РАЗДЕЛЕ
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: | |
|