www.tataroved.ru Карта сайта | О сайте | Контактные данные | Форум | Поиск | Полезные ссылки | Анкета
  выберите язык общения Русский English
 
 
  Поиск:      расширенный поиск

www.tataroved.ru - Вторник, 19 марта 2024, 12:21

Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ


Вы находитесь: / Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ / Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова / Публикации сотрудников на сайте / Пути к высотам образования
Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ  •  Новости  •  Наука  •  Публикации  •  Мероприятия  •  Татароведение  •  Проекты–online  •  Информация  •  КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Об Институте истории АН РТ  •  Администрация  •  Отдел новой истории  •  Отдел новейшей истории  •  Отдел этнологических исследований  •  Отдел истории общественной мысли и исламоведения  •  Центр истории и теории национального образования им. Х.Фаезханова  •  Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А.Усманова  •  Центр иранистики  •  Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков  •  Отдел информационных технологий  •  Крымский научный центр  •  Северо-Западный научный центр им. Л.Н. Гумилева  •  Центр этносоциологических исследований  •  Аспирантура Института истории АН РТ  •  Территориальные отделения  •  Архив
Гибатдинов Марат Мингалиевич  •  Мухаметзянова Дина Сибагатовна  •  Муртазина Ляля Раисовна  •  Лотфуллин Марат Вазыхович  •  Ахтямова Алсу Вазиховна  •  Гимазова Рафиля Алмарисовна  •  Сафина Алия Магсумовна  •  Зиннатуллина Алсу Анваровна  •  Яруллина Ляйсан Ильсуровна  •  Абызова Резеда Равиловна  •  Садыков Шамиль Фанисович  •  Публикации сотрудников на сайте  •  Проект по созданию «Антологии татарской педагогической мысли»  •  Гражданское общество и личность: проблемы образования в этнически гетерогенном российском социуме (на примере Респ. Татарстан)
Татарская женщина в зеркале истории  •  Татарки-просветительницы  •  С ВЕРОЙ В БУДУЩЕЕ (О доктрине образования в Республике Татарстан)  •  Комплексная система преподавания в системе ликбезов  •  Новые понятия в педагогике  •  Деятельность ликбезов в Татарстане  •  Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики  •  Музейная педагогика: наука и практика в условиях Республики Татарстан  •  Некоторые размышления о философии образования средствами музейной педагогики  •  Роль Казани и Елабуги в развитии культуры, просвещения братских народов Поволжья и Приуралья  •  Пути к высотам образования  •  Практика создания электронного каталога арабографических источников  •  Арабская лингвистическая традиция и ее отражение в истории татарского языкознания  •  Роль исторического образования в формировании личности в условиях гетерогенного российского социума  •  О религиозном образовании татар в трудах татарских авторов XIX века и на страницах татарской периодики конца XIX – начала ХХ вв.  •  Books in Arabic by Tatar Publishers

 
Логин:    
Пароль:
 
 

  • [ Регистрация ]
  • Пути к высотам образования
    Валиев М.Х. Рецензия на кн. Т.А.Биктимировой «Ступени образования до Сорбонны». – Татарские края, № (592), июнь, 2004.
     

    Валиев М.Х.

    «Пути к высотам образования» / Рецензия на кн. Т.А.Биктимировой «Ступени образования до Сорбонны». – Татарские края, № (592), июнь, 2004.

     

    Появление в свет новой книги Т.А.Биктимировой, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории АН РТ стало заметным событием в научной жизни республики. На презентации, прошедшей в Институте, выступившие отмечали, что она вносит существенный вклад в освещение многих страниц истории татарского народа и Татарстана.

    Эта книга в основном – о татарском женском образовании. Женское образование автор понимает в двух взаимопроникающих аспектах: пути к образованию, которые женщины-татарки прокладывали в разные исторические периоды; деятельность учебных заведений, в которых наряду с другими национальностями обучались женщины-татарки, и учебные заведения для татарских женщин.

    На добротном научном материале, в то же время легким для чтения и приятным языком автор излагает историю возникновения, некоторые традиции становления татарского женского образования; дает ценные сведения о влиянии движения просветительства на татарское женское образование; для сравнения дает характеристику развития женского образования в России и некоторых странах Западной Европы в конце XIX – начале XX веков.

    В разделе «Начало женского движения в России и борьба за высшее образование» автор показывает, в каких учебных заведениях России удавалось получить образование татарским девушкам. Среди таких называются: Московские женские курсы, Петербургские высшие женские медицинские курсы, Бестужевские курсы, Казанские высшие женские курсы, Стебутовские женские курсы (Петербург), Политехнические женские курсы (Петербург), Женские естественнонаучные курсы (Петербург), Женские курсы воспитательниц и руководительниц физического образования Лесгафта (Петербург) – именно в этом учебном заведении занималась до отъезда Сорбонну (1906) татарская девушка Сара Шакулова; С-Петербургский женский медицинский институт, Казанский университет (в качестве вольнослушательниц) и др.

    Татарские девушки в Казанском университете – это вопрос, вызывающий особый интерес. Власти то запрещали, то разрешали (даже инициировали) допуск женщин в университет. «В 1915 году в Казанский университет поступили две девушки-татарки. Первая из них – Гайша Абдуловна Апанаева – успешно окончила Мариинскую гимназию, а затем 8-й дополнительный класс Ксенинской гимназии. Вторая из них – Амина Фасахутдиновна Мухутдинова, золотая медалистка, – также окончила Мариинскую гимназию. Обе вначале выбрали медицинский факультет, но Амина через год перешла на юридический» (с. 131). Автор подробно описывает жизненный путь этих татарских девушек.

    После Октябрьской революции 1917 года, хотя и декларировалось равноправие наций, находились разные поводы для недопущения женщин-татарок в вузы и иногда – их исключения. Например, требовалось, чтобы студент-татарин в течение года овладел русским языком наравне с русскими; осуществлялся классовый принцип при комплектовании учебных заведений (многие не могли поступить, так как родители считались зажиточными, представителями духовенства, купцов и т.д.) Большая часть женщин-татарок не могла поступить в вузы из-за плохого материального положения, особенно из сельского населения. Некоторые (например, Мариам Хафизовна Акчурина) из-за социального происхождения были исключены из КГУ. Автор пишет, что 117 девушек-татарок после окончания русских гимназий до Октябрьской революции поступили в университет, но лишь 55 из них удалось окончить учебу (с.141) и получить диплом по специальности.

    Автор книги Т.А.Биктимирова справедливо подчеркивает, что формирование политического сознания у татарок проходило во многом под влиянием движения русских женщин, что включало также стремление получить равные права с мужчинами на высшее образование – это было объединяющим мотивом независимо от национальности. Ссылаясь на ряд источников, автор выделяет изменения, достигнутые в области женского образования в 1917 году (весна – лето):

    Учительский съезд высказался за уравнение прав мужских и женских гимназий, за совместное обучение;

    Временное правительство утвердило «Положение об учреждении гимназий, прогимназий и реальных училищ совместного обучения детей обоего пола»;

    Правительством принято решение о выделении ассигнований на открытие дополнительных классов при женских гимназиях;

    Министерство народного просвещения объявило о разрешении женщинам поступать в университеты и высшие технические учебные заведения на равных основаниях с мужчинами;

    Высшие женские курсы решено было объединить с университетами или превратить в самостоятельные высшие учебные заведения.

    Осенью 1917 г. был открыт Казанский женский медицинский институт.

    Все эти меры значительно расширяли права женщин (в том числе и татарок) на образование.

    Да, это у нас было, – хочется сказать, с интересом прочитав книгу. И мы благодарны ее автору за большой труд по ее созданию.

    В трех приложениях к книге даются списки, показывающие, что интеллектуальный потенциал среди женщин-татарок и до революции был солидный. География учебных заведений, в которых обучались татарки: С.-Петербург, Москва, Женева, Париж, Стамбул, Казань, Оренбург, Астрахань, Ташкент, Уфа, Симбирск, Чистополь, Пенза, Ачинск, Челябинск, Семипалатинск, Самарканд, Пермь, Баку, Мензелинск, Хвалынск, Елабуга, Верхнеудинск, Сарапул, Троицк. Где бы не жили татарки, они стремились быть достойными членами общества, культурными, образованными людьми – особенно в областях медицины, педагогики, коммерции, музыки и др.

    Почему же так названа книга – «Ступени образования до Сорбонны»?

    Она показывает (хотя и автор местами широко описывает историческую обстановку, развитие женского вопроса в политике) разные ступени женского образования. Самые способные, несмотря на трудности, достигали вершин, добиваясь даже обучения в зарубежных авторитетных вузах (например, в Сорбонне, Женеве).

    Созвучность этой исторического содержания книги с современностью в том, что она как бы говорит: даже в условиях, когда политика была явно не на стороне женского образования, женщины-татарки стремились к образованию и добивались его в различных формах. Нынешняя молодежь должна знать об этом и в своей жизни культуру, образование, интеллект считать важными ценностями.

     


    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

    Институт истории им. Ш.Марджани АН РТНовостиНаукаПубликацииМероприятияТатароведениеПроекты–online ИнформацияКАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ